Почти все пассажиры пригородного вылезли на остановке Матакан перед мостом, и последние километры поезд шёл почти пустой. Когда пригородный тормознул у свежевыкрашенного голубенького деревянного вокзала, из вагонов вылезли разве что человек 10, не больше. Ну и мы, тоже. Город собственно – он на другой стороне Шилки, а тут – тишина. Глянули на реку – переправ нет, только мост вдалеке виднеется, километрах в трёх.
Нам надо был идти на восток от вокзала, чтобы увидеть собственно окончание Великого Сибирского Пути образца 1900 года, когда Забайкальская железная дорога была построена и введена в строй. Где же остановились царские инженеры-строители?
Но сперва – небольшое пояснение.
Вот фрагмент карты из фундаментальной книги англичанина Хармона Таппера, где неплохо видно, как был расположен Сретенск и почему он был выбран конечной точкой. Как видите, грузы и пассажиры по железной дороге доезжали до Сретенска и дальше уже плыли на пароходах по Шилке и Амуру до Благовещенска, Хабаровска или Николаевска, а далее – на Сахалин, как это сделал и Антон Палыч Чехов (он, правда, еще до постройки Транссиба ехал на Сахалин). От Сретенска Шилка прекрасно судоходна для судов приличного класса, и в те годы в Сретенске находилось 3 (три!) частных пароходства. Вот так.
Затем собирались строить железную дорогу вдоль Шилки и Амура дальше до Хабаровска, но сперва хитрец Сережа Витте пробил строительство короткой трассы через Китай на Владивосток и Порт-Артур (ставшую потом КВЖД, 1897), и эксклюзивное значение Сретенска немного померкло, а потом, после проигрыша русско-японской войны, решили строить дорогу по своей территории и повели линию от Куэнги на северо-восток, чтобы не соприкасаться с маньчжурской территорией как минимум на расстояние дальнобойного орудийного выстрела. И Сретенск в результате остался в стороне, хотя всё равно в царское время держал монополию по водным сообщениям и денег тут крутилось много.
Ну ладно, это я немного отвлёкся.
Вот вид от вокзала на Шилку. Сретенск-город на той стороне, только его тут не видно – он правей границы кадра. Впереди – конец В.С. Пути, нам – туда.
А вот и сам вокзальчик. Хорошо, что до сих пор остался аутентичный (не разрушили бы).
Традиционное фото в стиле «я и Кремель».
Рядом с вокзалом – старинное паровозное депо, внутри пустотелое и заброшенное.
На обратном торце его обнаружился нестертый еще Ильич на фоне советского флага.
За ним обнаружилось другое дореволюционное здание с символикой Сибирской дороги, но свежее и покрашенное (вид назад).
Надпись на сём здании.
Впереди ветка уходила прямо в обрывистые сопки. Слева была лесопогрузочная точка, там грузили лес и с верха вагонов работяги с удивлением воззрились на нас, минуты на три прекратив работу. Один весельчак закричал сверху: «Нефть ищете?». На что мне очень хотелось ответить «Нет. Собираем сказки, легенды, тосты...», однако я удержался и просто ответил «Ага».
Пройдя лесопогрузку, рельсы стали кончаться, обнажив шпалы, похожие на рёбра. Колея железки вела прямо в обрыв.
Вид назад, на колею дороги. Вдалеке видно знакомое нам беленькое здание депо.
Всё. Справа Шилка, впереди гора. Дальше хода нет.
Вот он, конец Великого Сибирского Пути в 1900-м году.
Делаем совместное фото на память, в стиле «Киса и Ося были тут», примостив Никошу на краешек скального уступа.
Забираемся на скалу (надо было выше, чтоб вид был аутентичный, но я побоялся).
Вид назад. Видны станционные постройки, слева – Шилка, а вдалеке еле виден автодорожный мост.
А вот что тут было всего лишь 105 лет назад.
Станция Сретенск в 1902 году. Видите, все набито и заставлено грузами, переселенческими бараками, вагонами, пакгаузами. На Шилке – куча переправ в город, который тоже в эти годы жил лихорадочной купеческо-посреднической жизнью. А вот и знакомое нам здание депо, правда, водонапорка века Двадцатого не пережила.
Ладно, удовлетворённые, осматриваем и снимаем окрестности, и идём форсированным шагом обратно, к станции, и шутник с лесовагона нам вслед добродушно кричит: «На Марсе нефти нет!».
Подошли к вокзалу. Никаких намёков на пассажирское сообщение в город, и машин тоже нету. Придётся пешком до моста чапать, другого выхода нет. От станции к мосту ведет дорога, уходящая круто в сопку. Нам – туда.
Приметы дореволюционной торговой лихорадки: капитальный дом, который никому не нужен лет девяносто, и посему – заброшен. Он не разрушается быстро, потому что очень уж хорошо построен, на совесть, не временно.
А вот бегает тепловоз, перецепляя вагоны с нашего пригородного. За Шилкой – собственно город Сретенск.
Забрались по дороге почти на верх сопки, и оглянулись назад. Ба, да это же почти классика с царской открытки! И Шилка, текущая в Амур, как на ладони, и станционные пути, и скала, в которую мы упёрлись.
А вот и сама классика, 1910 года. Тоже самое, почти.
Видите, сколько причалов и переправ? Жизнь бурлит и на станции, и в городе.
Сейчас же – только одинокая ж-д колея и идеально ровное насыпное пространство у берега, ничем ныне не заполненное и посему производящее немного нереальное ощущение. Вдали – мост, до которого нам надо дойти, там поймаем транспорт в сам город.
А город-то, самый центр – вот он, напротив (мы все то ещё вблизи увидим, в следующей серии). Какой-то несчастный километр нам до него, если напрямую. Но нету переправ тут в XXI веке. Надо было на 100 лет раньше приходить.
И мы идём и идём по пыльной дороге дальше, к мосту...
Хочется уже есть, но нету тут магазинов. А в рюкзаки пока не лезем.
Продолжение следует.
Забайкалье.
Чита: 1. Характер и колорит, 2. Раскрываем колорит дальше, 3. Каменная архитектура, 4. Деревянная архитектура, 5. Малая Забайкальская железная дорога. Зарисовки: китайцы в городе, привокзальный храм на закате.
Петровский Завод: Характер и колорит, Руины металлургического завода, Деревянные дома, Соцгород и Парк Металлургов, Историческое кладбище, Забайкальские коты.
Сретенск и путь к нему: Куэнга, Дорога вдоль Шилки.
Journal information