"Социологическая и социально-психологическая сторона проблемы, связанная с изучением войны как социального явления, оставалась, как правило, вне поля зрения исследователей. А между тем сущность причин, по которым Россия по окончании Первой мировой войны не оказалась ни в лагере победителей, ни в стане побежденных, лежит именно в области анализа ее «живой силы» — психического состояния и социального самочувствия военнослужащих на фронте и гражданского населения в тылу."
Давно уже хотел найти что-то подобное, притом от автора глубоко и последовательно антисоветского, и одновременно достаточно фундаментальное и писанное не для текущей публицистики, а для выяснения глубинных причин явления. Головин - именно такой автор, и даже более того, если проследить ситуацию далее - он плохо кончил, оказавшись во Вторую Мировую среди поддерживающих РОА. Но книга создана в межвоенное время, ещё до этих событий, так что обьективность её вполне просматривается.
К чему это я всё говорю? Да к тому, что затрахали меня глупые мифы, реанимированные в конце 80-х и в 90-е доморощенными монархистами и к ним примкнувшими.
"Россия была уже в шаге от победы к 1917-му, но краснопёрые воткнули ей штык в спину, лишив её плодов кровавых усилий"
"Если б не большевички, Россия бы сейчас владела Константинополем и проливами"
"Все было почти хорошо, ну не без некоторых проблем, конечно, но злонамеренные максималисты на германские деньги сделали революцию и все обрушилось".
Ну, и так далее, в том же духе.
Много таких было писак.
В общем-то, давным-давно уже понятно, что всё было гораздо сложней.
Так вот, книга Головина даёт хороший урок подобным воззрениям.
Что тыл был разложен, военные припасы расхищались, коррупция стремилась ввысь, а воюющие массы были возмущены бесконтрольностью властей.
Что эффективность военного управления к 1917 г. стремилась к нулю.
Что сословное деление Российской империи являлось полным анахронизмом, тормозило необходимую модернизацию, запрещало "социальные лифты" для выявления наиболее талантливых представтелей недворянского и некупеческого классов и вообще, ожесточало "низшие классы".
Что кадетская интеллигенция целенаправленно раскачивала ситуацию, не зная ещё, что они сами обрушатся в пропасть.
Что в целом Государь Император был совершенно не на высоте своей миссии и своего положения, а скорее - напротив.
Что все семена будущих революций упали на глубоко вспаханную для этого почву.
Увы.
В общем, людям думающим - стоит прочесть.
Если сложно или нет времени вгрызаться в весь текст, то стоит внимательно прочесть заключительные главы - 10-ю "Ход войны и настроения армии и тыла в кампании 1914, 1915 и 1916 гг." и 11-ю - "Разложение армии в 1917".
И помнить, что писал эту книгу не большевик или "сочувствующий", не кадет или эсер, а - человек Империи.
Выдержка из подглавы "1916. Надлом духа в стране".
Что же происходило в темных солдатских и народных массах?
И в армии и в стране ощущались потери, понесенные в 1916 г., которые достигали 2 060 000 убитых и раненых и 344 000 пленных. Эти потери были тем более чувствительными, чем слабее было сознание в необходимости их для России; последнее же являлось непосредственным следствием того, что в народных массах доверие к правительству и вера в союзников были окончательно подорваны.
Осознание приносимых жертв является одним из основных условий для увеличения жертвенной способности народных масс — это социально-психический закон, общий для всех народов. Вот вывод, сделанный одним французским военным писателем, генералом Сериньи на основании его наблюдений за происходившим во Франции:
«Объясните народу, что требования национальной охраны вынуждают применить всю совокупность Коммерческого флота для перевозки американских войск и что вследствие этого размеры продовольствия должны быть сокращены до минимума, — он поймет это и примет это как неизбежность; но если вы отдадите резкий приказ сжать свои животы — он возмутится. В течение трех лет Германия испытывала с изумительной выдержкой гораздо худшие лишения, и это потому, что путем речей, газетных статей, лекций ее народу дали уразуметь всю необходимость требуемых жертв...»
В этом отношении существовавшее в России положение вещей было крайне неблагоприятным. Ни правительство, ни сами народные массы не были подготовлены к современным сложным формам управления. Представители первого привыкли только приказывать, считая даже, что всякие излишние рассуждения только подрывают авторитет власти; вторые — вследствие своей малой культурности не были способны подняться выше интересов «своей колокольни» и осознать интересы широкого государственного значения. Положение же ухудшалось еще тем, что все представители русской интеллигенции были отброшены к концу 1916 г. правительством в лагерь оппозиции. И в результате вместо того, чтобы слышать из уст представителей своих более образованных классов слова бодрости и разъяснения, народные массы слышали только критику, осуждение и предсказания неминуемой катастрофы.
Ну, там много и документов в первоисточнике.
Ищущий фактов да найдет их.
Journal information