Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:

Поход в Русский музей

В субботу собирался ехать по кольцу Петергоф – Ломоносов – паром – Кронштадт – город, однако по ряду причин поездка не состоялась, и я после некоторого раздумия решил направить стопы с самого утра в Русский музей, благо погода была с моросью и тучами - самое время. Тем более что камрад troitsa1 сообщил о том, что там открылась выставка Зинаиды Серебряковой «Обнажённые».

Однако оказалось, что в музее была не одна, а целых три выставки! Да какие!
Впрочем, кому интересно мое повествование, милости прошу под кат.



Вначале пошли почти традиционно: свернули сразу налево, по направлению к выставке Серебряковой, через флигель Росси в корпус Бенуа. По пути был любимый Куинджи, привлёк внимание Маковский с его «Гулянием на масленицу на Адмиралтейской площади». Очень детализированная картина, можно рассматривать очень долго. Чрезвычайно колоритна в левом нижнем углу группа у самовара. Чем-то он в своём стиле на Сурикова похож...

Добрались до выставки Серебряковой, она занимает сейчас два зала. Мне понравилось – красиво, эротично, хороший стиль. Помню, меня в Париже в галерее Орсэ несколько шокировал Гюстав Курбе с картиной, где баба была просто физически распялена; но тут было все со вкусом. Кстати, чуть ли не в половине её картин этой тематики позировала её дочь Катя. Почитал её жизненный путь, очень занимательно, прямо слепок эпохи. В самом конце было выставлено её оформление особняка какого-то барона во Французской Ривьере. Очень интересный географический прием четырех стен: фрагмент карты и к ней – аллегорическая картина. Карты Патагонии с Огненной Землей, Ла-Манша, Гибралтара и Индонезии-Сингапура. Она же, оказывается оформляла плафоны ресторана на Казанском вокзале в Москве, были представлены эскизы.

В общем, выставку однозначно рекомендую – не пожалеете.

Далее мы направили стопы по залам корпуса Бенуа, который обычно я проскакивал фрагментарно. Но на этот раз вышло так, что, поскольку Михайловский дворец был пропущен, Бенуа можно было посмотреть не спеша и внимательно.
В его залах представлен уже Серебряный век, декаданс, разные там кубисты, символисты и прочие супрематисты с авангардистами. Вообще интересно.
Залом Малевича я не проникся, кроме шикарной его картины «Портрет Крестьянина» (с бородой без лица). Зато Петров-Водкин – хорош, вот только «Купание Красного Коня», видимо - не в Русском, увы. Но узнать его стиль можно мгновенно, только вступив в зал.
Сильно проникся Филоновым, впервые. Особенно «Коровницами» (бабушка в зале в этот момент начала интересоваться моим фотобилетом, но его у меня не было, увы).
Так что снял «Пир Королей», который тоже хорош. Порадовала улыбающаяся рыбина на столе – единственное весёлое существо на картине, к тому же с очень мощной цветовой гаммой. Остальные тоже хороши, но они усиленно решают свои проблемы.


В следующем зале уже был представлена постреволюционная живопись (1920-1921 годы). И вот когда я подошел к картине Адливанкина и увидел эту шикарную пару – озабоченного красноармейца в будённовке, и даму перед ним, в синеньком, с белыми чулочками, то я внутренним чувством почувствовал – будет много сюрпризов, причем приятных.
Эта картина называется «Москва, трамвай Б».


Так вот, корпус Бенуа представляет собой квадрат в плане (не черный). И если идти вторым этажом, то можно закольцевать путь, перейдя на первый. Трамвай «Б» меня не обманул - когда мы решили не возвращаться, а пройти кратчайшим путем, по лестнице вниз, то меня между пролётами ждал потрясающий сюрприз: та самая картина Купцова, о которой я спрашивал несколько месяцев назад, где она конкретно висит! (тогда мне никто не смог сказать).

Вот куда они ранний, ещё неформальный, соц-арт спрятали!

Да, к ней можно подойти, все детали рассмотреть, полюбоваться.


Можно даже найти такую точку, когда АНТ-20 летит прямо на тебя!

В общем, просто песня!А Зимний дворец на картине имеет чрезвычайно приятный оттенок, не очень выразимый словами – такой, с вишнёвинкой, просто праздник цвета...

Затем лестница ведет в переход, где я ни разу не ходил.

Мы спустились, и попали в совершенно необычный пласт живописи: какой-то постреволюционной мастерской художников. Во всяком случае, я никогда не видел эти картины. Я сразу и не понял, что это вторая выставка: она протянулась на четыре зала!
Надо сказать, что ранний соц-арт – это очень интересное явление, которое сейчас воспринимается не с точки зрения идеологии (её можно найти и в картинах Репина, при желании), а чисто с художественной точки зрения. Интересная эпоха, явное обожествление Индустрии; в картинах можно найти массу аллегорий, если знать тогдашние реалии из изучения истории, очень интересные портретные циклы. Угадывается стиль разных художников, в том числе и по цветам (как, скажем у Гейнсборо или Куинджи). Более всего мне понравились работы Самохвалова.
Снимать нельзя было нигде, поэтому все, что я тут немножко покажу – это сотая часть увиденного, и не самое выразительное. И помните, что эти иллюстрации совершенно не выражают цветовые гаммы, воспринимаемые глазами – там были очень чистые цвета, приводившие меня в полный восторг. Нужно смотреть лично.

Вот очень понравившаяся мне картина Самохвалова «Купание краснофлотцев с борта крейсера» (1933). Долго ждал, чтобы её хоть как-то снять. Цвета – просто потрясающие, и очень оригинально выписана перспектива моря.


Много портретных циклов. Более всего мне понравилась серия «Девушки Метростроя», но там так смотрели, что не было никакой возможности снять. Вот один из впечатливших меня портретов (искаженный желтой лампой), так что обратите внимание только на общий вид картины. А одежда у неё белее.
Картина называется «Председатель колхоза товарищ Олимпиадова». Написана настолько экспрессивно, что стоя рядом, думаешь – возражать ей нельзя, а то она тебе как заедет, мало не покажется. В общем, характер чувствуется!


Еще одна картина – «Монтаж турбины в цехах Электросилы». Очень чистые, красивые цвета. Восхитила лазурь чертёжной кальки, в реальности она очень нежная, чуть ли не осязаемая.


Потом, уже дойдя с задов до начала этой большой выставки, я прочитал информацию. Это было сообщество «Круг Художников» (1926-1933), они в 1934-м не вписались в общую линию и были распущены. Но успели создать за семь лет очень много.
В общем-то, понятно - умные люди 20-30-40 лет назад скупали многие из этих картин в частные коллекции, понимая, что ранний соц-арт скоро будет стоить почти как Бентли. Так оно и произошло, он уже активно торгуется на аукционах; а пройдёт ещё 20-30 лет – и он встанет в один ряд с супрематистами и другими течениями начала века.

Эту выставку тоже однозначно рекомендую - выразительнейшее художественное отображение эпохи, плюс проникновение в новый пласт живописи. Молодцы, что сделали такую обьемную экспозицию.
Хотел ещё прикупить её каталог, но за него заломили 1000 руб., и тетенька, видя мое удивление, посоветовала прийти и купить его месяца через три, когда он будет стоить 300-500 руб.

Наконец, когда мы дошли до выхода из корпуса Бенуа, то направо от него начиналась ещё и третья выставка, которая меня окончательно сразила! (впрочем, о ней я расскажу отдельно, а то и так тут понаписал много).
Tags: Питер, соц-арт
Subscribe

promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 52 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →