А здесь я вам покажу образцы деревянной архитектуры Сретенска, среди которых попадаются весьма и весьма интересные экземпляры. В прошлый пост вошла только каменная архитектура. Ну, и рассказ об отьезде - в конце поста.
Вот это – краеведческий музей, о котором я вам рассказал в прошлом посте. Он находится в бывшем купеческом доме конца XIX века.
Краеведческий музей, окошко со ставенкой.
Был - интересный дом. Тоже дореволюционный. Думаю, реально недолго ему осталось.
Козырёк входа детского садика «Улыбка».
Образчик довольно сложной резьбы.
А это – Сретенский военкомат. Бывшее здание какого-то дореволюционного торгового дома (а какого конкретно, нам не смогли пояснить даже в музее).
Фрагмент здания военкомата. Интересное решение двух небольших окон, под крышей.
Еще один интересный старый дом. Ему, кажется, тоже не очень много жизни отпущено.
Дверь дома с резным козырьком.
Довоенное здание, связанное когда-то с Речфлотом. У набережной Шилки.
Резной столб, означавший когда-то чего-то.
* * *
В целом я могу про город Сретенск сказать вот что: много я видел райцентров в России, но такого унылого по общему настрою жителей – ещё нет. Самое плохое тут то, что в начале 90-х жители лишились каких-либо шансов на работу. Многие места в Читинской области последние лет пять уже поднимаются (особенно активно - сама Чита и горнорудные городки), но вот Сретенску с этим крупно не повезло. Сложно в Сибири возрождать что-то после всеобщей разрухи и запустения. Гораздо сложней, нежели в Европейской части...
Я думаю, Сретенск ждёт в недалеком будущем преобразование в село, в перспективе 10-15 лет и дальнейший упадок. Такие бывшие города уже появились в России – в 2004 году несколько перевели в разряд сёл, по итогам их развития в девяностые годы XX века. Своеобразное подведение итогов той смуты.
В районе четырех часов дня мы решили ехать дальше. Какой-то местный нам ещё посоветовал посетить дореволюционное еврейское кладбище на горе («там интересные надгробия») и часовню, но Бодо предложил искать машину на Нерчинск, иначе нам придется тут заночевать - что мы и начали делать («Иди ты, а то из-за моего акцента будут повышать цену на треть»).
Сперва подошел к двум таксистам наверху:
- Мужики, сколько?
- Тыща восемьсот!
- Да вы чё, тут же сто двадцать кэмэ!
- (посмеиваясь) Ну иди, поищи ещё :)
Бля, это все результат нашего парадного утреннего прибытия.
Подхожу к уазику около администрации:
- Тыща пятьсот!
- (озадаченно) Спасибо...
Внизу стоит ещё машина, но на такой нам ехать не хочется.
Вдруг ко мне подбегает оборванец лет 12-ти:
- Дяденько, дяденько, я вам машыну нашол!
- Где? Что за машина?
- Скорей! Скорей! А-а!
Беру его крепко за хлястик и, внимательно смотря в глаза, медленно, с расстановкой, говорю:
- Так. Без психа. Говори, какая машина и сколько стоит?
Он проникается:
- Вон внизу, белая семерка. Не знаю, сколько. Дяденько, а вы мне денег дадите?
- Дам десятку, при условии, если машина стоит вменяемых денег.
Подхожу к семере у магазина, там такой рассудительный седовласый дед.
- Сколько?
- Ну... тыща. Поедем?
- Поедем.
Бодо с вещами подошел, мы загрузились.
Оборванец:
- А меня возьмите скататься? Я тож хочу!
Дед:
- Куда, блядь, шалапут! Скататься тебе! Иди отседова!
Даю ему обещанную десятку, шалапут убегает.
Дед, сокрушенно:
- Из худой семьи. Никто не работает, и вот он не учится. Черт-те-чем занимается :(
* * *
Завелись, поехали.
Выехали из города, затем через Шилку и поехали на северную трассу.
Как выехали на неё, так дед как вдарил по газам, и держал всё время 110-120, громко комментируя всё вокруг.
- Усть-Наринзор! Тут шахты!
- Переезжаем Транссиб!
- А вот Верхняя Куэнга!
- Тут родник хороший!
Ну, и про жизнь тамошнюю нам рассказывал, кто, чем и как живёт. В принципе, было полезно, мы гораздо больше слушали, чем говорили, тем более что деду было приятно делиться информацией. Вот только гнал он безбашенно и отчаянно – Бодо даже километров через пять после выезда пристегнулся, хотя дед ему добродушно сказал «А это у нас не обязательно!». Кстати, в Сибири многие так ездят.
Лента дороги проходила в основном между пологих лысых сопок, пастбищ. От Шилки трасса шла довольно далеко, километрах в 15 к северу от неё.
Надо сказать и про звуковую дорожку в нашей «семёре». У него на кассетах была страшная мешанина – и Глюкоза, и шансон, и какие-то попс-девки, мне неизвестные. Однако одна композиция (твист) мне запала в душу – что-то было страшно знакомое. Деду она явно нравилась, он её раза три ставил. Я все силился вспомнить, откуда – и только вечером, в нерчинской гостинице, вспомнил. Это ж из «Кавказской пленницы»!
Словом, представьте себе картину: бешено по дороге среди сопок, ныряя вниз и взлетая наверх, несется 120 пожилая вазовская «семера», дед громко рассказывает истории, а в ней играет твист. Вот этот, послушайте и вы, только отнимите от него текстовое начало :)
В общем, теперь эта композиция у меня намертво ассоциируется с трассой на Нерчинск, ничего не могу с собой поделать. Особенно момент, когда аккурат в районе партии ударника мы налетели на скорости на неплохую выбоину :)
А дорога та была вот такая.
Около шести вечера мы торжественно влетели в город Нерчинск.
Дед, притормозив в центре, посмотрел на часы и гордо сказал: «Час двадцать! Ну как я вас доставил?». (Европейскому народу, скорей всего, очень трудно будет понять психологическую причину такой гордости).
Продолжение следует.
Забайкалье.
Чита: 1. Характер и колорит, 2. Раскрываем колорит дальше, 3. Каменная архитектура, 4. Деревянная архитектура, 5. Малая Забайкальская железная дорога. Зарисовки: китайцы в городе, привокзальный храм на закате.
Петровский Завод: Характер и колорит, Руины металлургического завода, Деревянные дома, Соцгород и Парк Металлургов, Историческое кладбище, Забайкальские коты.
Сретенск и путь к нему: Куэнга, Дорога вдоль Шилки, Вокзал и тупик Забайкальской дороги, Город Сретенск.
Journal information