Разгадка пришла спонтанно и случайно: купив после второго возвращения в Читу актуальный атлас области в центральном книжном на Амурской, мы увидели, что недавно построена твердая грунтовая дорога, которая подходит прямо к станции Яблоновая. А от Яблоновой до Перевала – 13 км. Оставалось решить задачу быстро её достичь в удобное нам время, и тут нам пригодился нерчинский опыт:
Недолго думая, мы просто воспользовались вызовом такси по телефону, записав телефоны с многочисленных бумажек, развешанных в центре города. Начали звонить. Сделали пару попыток, но собеседники-диспетчера от названного нами пункта назначения либо задумывались, не имея ничего сказать по сути, либо офигевали и советовали нам выбрать что-то другое. Наиболее адекватной оказалась «Ангара»: они попросили тайм-аут на раздумие 10 минут, и когда я перезвонил, то голос диспетчерши нам сообщил, что приедет за нами джип Mitsubishi, а просят за это 800 рябчиков. Конечно, мы сразу согласились (таксисты на вокзале, да и попутные бомбилы, заломили бы не менее, чем вдвое больше, и это нас не устраивало). Обратный же путь был нами предусмотрен на вечерней электричке из Сохондо, это мы заранее выяснили.
Сказано – сделано, и вскоре серебристый джип с молчаливым, но очень вежливым водилой, помчал нас на запад от Читы – за озеро Кенон, Черновские Копи, а потом свернул куда-то на север и мы поехали по грейдированной грунтовке, врезавшись в густую тайгу.
Через полтора часа мы прибыли. Водила даже свернул с грунтовки и подвез нас на козырек обрыва над станцией. Мы вышли. Поселок раскинулся тремя уровнями на склоне сопки, сбегая с неё. Трещали кузнечики, больше иных звуков не прослушивалось. И, судя по всему, наступала жара. Но ничего, мы взяли на каждого по 2 литра «Куки».
Сзади нас находился местный сельсовет.
...а левее – памятник солдата с калашом, посвященный павшим в Великой Отечественной. Даже в таком маленьком пункте памятник такой был!
Сразу за линией Транссиба внизу уже не было ничего, только луг, а затем и лес.
Мы спустились. Полная тишина, и только трещанье кузнечиков вокруг её как-то заполняло. Решили снять этот милый вокзальчик - отошли через пути на другую сторону, как вдруг по служебной станционной трансляции (матюгальники такие по всей территории) раздалось гаркающее и резкое:
- А кто это у нас там шастает по путям и фотографирует, блядь? А ну-ка!
«ну-ка, ну-ка, ну-ка...» - размножилось громкое эхо по всем окрестностям.
Это было очень неожиданно, тем более что нас обругали очень по-отечески. Решили всё-таки снять станцию и сразу идти на запад, не искушая более грозный голос.
В магазин решили не заходить после такого «прославления», кое-какие припасы у нас с собой были заготовлены.
Фрагмент вокзала с окошком.
Дом периода Великого Сибирского пути 1900 г. постройки с традиционным цветом – коричневого с тёмно-песочным. Кажется, уже нежилой.
Посёлок Яблоновая – очень небольшой. Может, человек 200-250 тут живет, вряд ли больше.
И пошли мы прочь от грозного голоса, на запад.
От Яблоновой начиналась перевальная трехпутка, вместо стандартной двухпутки Транссиба.
Линия сильно петляла, подчиняясь рельефу и задаче подьема вверх.
Поезда в обе стороны шли очень часто – может, каждые 3-4 минуты. Так что мы в какой-то момент перешли на проселок, идущий вдоль трассы.
Иногда присаживались и отдыхали, на путейских брёвнах для складыванья знаков и рельс.
Снимок на память, на рельсах Транссиба.
В каждом сборном товарном поезде, идущем на запад, непременно есть 3-5 «сеток» - крытых вагонов с иномарками из Владика и Находки.
Со свистом натужно прошёл мимо нас одиночный «боинг» (2ТЭ10В). При этом помощник в какой-то момент высунулся из окошка и внимательно смотрел на нас.
Вскоре начались и скальные выемки уступами: вот как здесь.
Прошёл и одиночный электровоз «резервом», и тоже машинист почему-то высунулся и посмотрел на нас. Бодо ушёл несколько вперёд, пока я снимал локомотив.
«Козлик» для путейских знаков около километрового столба.
А в восточном направлении шли составы с лесом - наверное, в Китай через Карымскую.
Рельеф постепенно ужесточался, и высота скальных выемок увеличивалась.
Увидев на скале в выемке вместо «Киса и Ося были тут» лозунг «Слава КПСС!», я немного призадумался о непознаваемости человеческой логики. Остальные надписи были на украинскую тему.
И снова поезд на запад. Это был почти полностью «автомобильный» поезд – там были и «сетки», и 2-этажные автоплатформы, набитые праворульными японками (это наглядная иллюстрация для тех прекраснодушных, кто думает, что праворульки постепенно исчезнут в Азиатской России). Кстати, это не единственный виденный нами автомобильный поезд - за день их прошло три.
Приблизились к какому-то разьезду. Ага! Это оказался улавливающий тупик, по типу тех, что на легендарном байкальском спуске. Значит, Перевал уже недалек, чувствуем его технологическое дыхание.
Не удержался, чтобы не снять уход улавливающего тупика в густую траву.
Пройдя под высокой будкой путевого поста, мы не снимали. На балкон вышла тётка, и что-то нам покричала, однако мы не отозвались, посоветовавшись между собой и предпочли молча продолжить путь (в следующей части узнаете развязку этого инцидента). Кстати, это оказалось очень мудрым решением.
Начались целые поля иван-чая, и линия шла «в сиреневом тумане». Было очень впечатляюще!
К 6109 км мы окончательно проголодались и конкретно вспотели, началась уже недецкая жара. Однако раздеться нам мешали многочисленные пауты (о них – расскажу в окончании похода). Поели и попили в теньке, но «Кука» успела нагреться и была довольно невкусной, правда, утоляя жажду тем не менее.
Итак, перевал теперь совсем недалеко.
Начинается самое интересное.
Вперед, франки, на штурм! :)
Продолжение следует.
Забайкалье.
Чита: 1. Характер и колорит, 2. Раскрываем колорит дальше, 3. Каменная архитектура, 4. Деревянная архитектура, 5. Малая Забайкальская железная дорога. Зарисовки: китайцы в городе, привокзальный храм на закате.
Петровский Завод: Характер и колорит, Руины металлургического завода, Деревянные дома, Соцгород и Парк Металлургов, Историческое кладбище, Забайкальские коты.
Сретенск и путь к нему: Куэнга, Дорога вдоль Шилки, Вокзал и тупик Забайкальской дороги, Город Сретенск, Деревянная архитектура Сретенска.
Нерчинск и путь к Шилке: Забайкальский Версаль, Зарисовки из Нерчинска, Поселок Холбон, Город Шилка, Миг-15 в Шилке, От Шилки до Карымской.
Journal information