Отдохнув у километрового столба "6109" и подкрепившись в теньке, мы двинули дальше. По всем прикидкам, высшая точка Яблонового перевала должна была быть где-то близко, два-три километра. К этому моменту жара достигла пика - на солнце было не менее сорока градусов, и вообще, нещадно жарило. Раздеться же было почти немыслимо, ибо мы тут же бы стали прекрасной целью для летавших вокруг нас паутов. Вода (точней, её остатки) тоже нагрелась и стала не очень вкусной. Тем не менее, для сьёмок свет был хорош – этому способствовали многочисленные облака на небе. Поэтому мы радовались тому, что вообще сюда попали, и что нам повезло с погодой.
2. Выйдя за очередную скальную выемку, мы бросили взгляд назад: станция Яблоновая, откуда мы вышли четыре часа назад, лежала уже вдалеке, в седловине. Видите – её тут немного видно?
3. Следующий же поворот Транссиба преподнёс нам вот такой вид. Выше линия уже не поднималась, мы остановились и достали атлас Забайкалья.
4. Да, это было именно то место, вне сомнений – «Къ Атлантическому Океану». Другой альтернативы не просматривалось. Именно то, растиражированное в сотнях тысяч открыток, продававшихся в начале XX века во многих странах Европы, а не только в России. Просто в 1901 году, когда сделан этот снимок, тут шёл всего лишь один путь, и строители сочли возможным отметить высшую точку Великого Сибирского Пути вот такой галереей с легендарными надписями на порталах. Однако всего лишь через 8-9 лет, ещё при царе, в связи с скачкообразно резким возрастанием грузопотоков на Восток, строители проложили второй путь, галерею эту сломали и перевал стал открытым.
5. Мы медленно двинули дальше, внимательно осматривая скалы на предмет потенциальных остатков от галереи. Где мы сейчас стоим, это место как раз было накрыто ей.
6. Взгляд вниз, на местность.
7. Прошли чуть вперед, чтобы увидеть современный эквивалент вида «Къ Великому Океану».
8. А вот и сам этот вид.
9. И реконструкция этого же места в музее истории Забайкальской ж.д. Реконструкция, конечно, неточная, ведь тут главным фактором была зрелищность. Но, ладно.
10. Бодо пошёл вперед снимать панораму на восток, а я решил залезть на скалы, которые с южной стороны линии.
Вот вид на то место, где была эта галерея, с порталами, запечатлёнными на открытках.
11. А на запад со скалы открывался вид настолько потрясающий, что я, забыв о сьемке, минут пять стоял и просто любовался. Потом вытащил камеру и начал снимать.
12. Потом кадры пошли потоком, а тут и поезд подоспел. Красота!
13. В конце концов я, отсняв целую серию, решил попить, прямо там же. Достал «Куки» из рюкзака, отвинтил крышку, жадно приложился (жара доканывала конкретно!), потом закрутил обратно и... уронил бутыль. Естественно, она упала с большой высоты куда-то вниз. Другой воды у меня не было, тем более что она была полна на 2/3. Надо было идти и искать. Поэтому, матеря себя за разгильдяйство, я слез со скалы, положил все вещи у насыпи за кусты и стал осторожно спускаться вниз, под обрыв. Минут через десять бутылку я всё же нашёл, и снова пришлось материться: виды наверх были колоритнейшие, но камеру-то я с собой не взял! Но снова подниматься и ещё раз спускаться сил уже не было, я залез наверх и мы продолжили путь, к станции Тургутуй, которая должна была быть где-то поблизости, судя по атласу.
14. Минут через двадцать строения станции и правда показались впереди, за очередным изгибом линии. Мы прошли вперед и решили посмотреть актуальное расписание, а затем уже выработать план дальнейших действий.
Подойдя вплотную, мы и увидели табличку про Транссибирский водораздел, укреплённую на торцевой стене (см. заглавное фото). Однако, тут из двери вышла женщина в ж/д форме, лет сорока пяти – сорока семи, и решительно сказала нам:
- Здравствуйте. Давайте познакомимся. Вы – кто такие?
Мы сразу просекли серьезность вопроса, и достали документы, а также распечатку сайта transsib.ru, а Бодо – свой немецкий путеводитель. Представились. Женщина немного смягчилась, и предложила пройти внутрь. Там было прохладно и чудесно – и это было как нельзя кстати, ибо мы к этому моменту представляли собою усталые, мокрые, насквозь пропотевшие создания. Да и с момента, как мы выехали утром из Читы, прошло уже почти девять часов.
Это оказалась дежурная по станции, самый старший должностной человек в Тургутуе на этот момент. В помещении дежурная разрешила поставить остатки нашей воды в холодильник и мы прсели напротив пульта управления движением. Рассказали дежурной нашу одиссею поподробней, она выслушала и уже доброжелательно сказала:
- Да-а-а... перепугали вы Забайкальскую дорогу конкретно, ребята. Что же вы так, а? :)
А оказалось вот что: на нас обратили внимание ещё на Яблоновой (помните, я рассказал про громогласный голос?). Затем всем локомотивным бригадам по пути следования было дано задание следить за нашими действиями, и вот почему все машинисты и помощники высовывались наружу и провожали нас пристальными взглядами. Посту перед перевалом (где был улавливающий тупик) было дано задание задержать нас и выяснить, что мы за есть птицы. Однако мы не остановились на окрик, а сошли вниз на дорогу, и та тётка вызвала наряд милиции. Но поскольку мы находились хер знает где, то милиция не спешила ехать, справедливо рассчитывая на то, что мы все равно появимся в более цивилизованных краях.
Когда мы сели перекусывать на 6109 км в теньке, то три бригады подряд доложили, что нас нигде нет, и руководство дистанцией пути забеспокоилось, ибо потеряли нас. Потом нас снова увидели, и доложили, что мы найдены: мы же долго лазили по скалам, снимали и находились около главного перевала. И вот когда мы шли на Тургутуй, то были мобилизованы наличные путейские силы в том месте, чтобы в случае чего, нас не упустить. Однако мы вели себя адекватно, шли прямо к станции, где ключевую роль взяла на себя дежурная, как главное должностное лицо.
При нас она звонила, докладывала своему начальству – и нам очень сильно помогло в тот момент, что у нас уже взяли интервью в «Забайкальской магистрали», и мы засветились и в музее Заб.ж.д., и в локомотивном депо Чита-1. В общем, нас «подтвердили». Когда это разьяснилось, отменилась и милиция - в общем, жизнь окончательно наладилась :)
15. Мы сидели, блаженствовали в прохладе, выяснив все путевые подробности насчёт эвакуации назад, и смотрели, как она виртуозно управляет напряженным движением по станции на перевал, координируя множество единиц движения. А поезда следовали буквально один за одним, через каждые 2-3 минуты (некоторые бригады спрашивали и о нас, куда мы делись; это было весьма приятно – значит, мы тоже оставили свой след). На работу настоящего профессионала своего дела было смотреть очень интересно. Она потом сказала нам, что работает дежурной уже 16 лет.
За час мы пришли в норму, обсохли, охладились, остыла и наша вода, в общем, мы решили пройти снова на перевал, посмотреть то, что не посмотрели – но уже под официальной «крышей» Забайкальской ж.д. Нас даже снабдили сведениями о ближайших пассажирских поездах, которые будет снимать достаточно красиво в момент прохождения ими точки перевала. И локомотивные бригады заранее были предупреждены, что там будут находиться «те самые, которые переполошили всю дорогу», что всё окей :)
16. Вид станции Тургутуй на восток. До перевала – около 3 км.
17. Вид здания вокзала и ДСП. Выступающее окошко справа – там мы и сидели, приходили в себя.
18. До перевала мы дошли бодренько, за полчасика – шли уже налегке (рюкзаки оставили у дежурной) и после отдыха в прохладе у нас появилось второе дыхание. Снимок «на память».
19. Вот такие скалы на изгибе перевальной кривой.
20. В этот раз на скалы полез Бодо, а я пошел изучать скалы, в надежде найти хотя бы фрагментарно малые остатки той царской галереи (но ничего не нашёл).
21. Да, надо вам, друзиа, рассказать и о забайкальских паутах, кои представляют собой колоритнейшее и необходимейшее дополнение к любой летней прогулке по тамошним местам. Летают они только днём, ночью и утром отдыхают от трудов праведных. В Европе есть аналогичные насекомые («оводы»), но там они поменьше и менее закалённые на предмет прямого удара по шарабану. А вот если паута-забайкальца шарахнуть с размаху, подстерегя его на одежде, то в половине случаев он лишь недоумённо зажужжит, будучи оглушённым, просев в полёте вниз, и обиженно улетит прочь.
Это вид паута в сравнении со стандартными мухами (они любезно согласились попозировать нам для масштаба). Сопоставьте размеры :)
22. Но это ещё не всё: кроме обычных, чёрно-белых, вокруг летали и цветные пауты. Они были с желтинкой и жужжали гораздо более грозно, за что мы их прозвали «имперскими паутами». Вот посмотрите – он и побольше обычного (тут тоже стандартная муха позирует для масштаба).
Ну, друзиа, доложу я вам, что с паутами в компании любой поход проходит гораздо более динамично, и в постоянном махательном движении. Мы к ним часа через три-четыре привыкли и воспринимали их кусательные шуточки с некоторой иронией.
23. Осмотрев и отсняв ещё раз перевал, мы снова пришли на станцию, посидели ещё полчасика в компании с дежурной, попили холодненькой водички. Пора было эвакуироваться обратно в Читу. Около 8 вечера шла со стороны Сохондо электричка, на которой мы и уехали. Дежурная нам приветливо махала на прощанье рукой из окошка поста, а рельсосмазыватель (люди с которого тоже были мобилизованы на нашу поимку) дал в честь нас прощальный двойной гудок, что было очень приятно. В обшем, перевальную станцию Тургутуй мы с Бодо запомнили на всю жизнь, думаю – и нас тоже, надолго :)
24. Мы снова проехали Яблоновый перевал, но уже на электричке (впереди Бодо снимает его на свой EOS 350).
25. На Яблоновой в электричку сели торговки пирожками. Но не такие утомительные торговки, как в мегаполисных электричках, где знимаются «впариванием» в огромном людсмом потоке, а «хорошие» – то есть тут они знали в лицо чуть ли не половину сидевших в вагонах пассажиров. И пятнадцатирублевые пирожки были по-настоящему домашние – как в Тихвинском монастыре! Я взял сперва из осторожности один - он оказался вкуснейшим, а потом побежал в соседний вагон и купил у тётки ещё два, настолько они меня вставили.
26. Вид долины Ингоды в районе за Черновскими Копями. Вечереет...
27. А вот и Чита впереди. Проезжаем озеро Кенон, которое с запада примыкает к городу.
Около 10 вечера мы прибыли в Читу, после 14-часового похода на Яблоновый перевал, а в 0.30 нас уже ждал другой поезд, на Петровский Завод, о котором я вам много рассказывал.
Продолжение следует.
Забайкалье.
Чита: 1. Характер и колорит, 2. Раскрываем колорит дальше, 3. Каменная архитектура, 4. Деревянная архитектура, 5. Малая Забайкальская железная дорога. Зарисовки: китайцы в городе, привокзальный храм на закате.
Петровский Завод: Характер и колорит, Руины металлургического завода, Деревянные дома, Соцгород и Парк Металлургов, Историческое кладбище, Забайкальские коты.
Сретенск и путь к нему: Куэнга, Дорога вдоль Шилки, Вокзал и тупик Забайкальской дороги, Город Сретенск, Деревянная архитектура Сретенска.
Нерчинск и путь к Шилке: Забайкальский Версаль, Зарисовки из Нерчинска, Поселок Холбон, Город Шилка, Миг-15 в Шилке, От Шилки до Карымской.
Походы: Станция Яблоновая и путь на перевал.
Journal information