А брат твой в далекой Сибири - давно кандалами гремит...
Вот и подошли забайкальские мои рассказы к концу, друзиа. Почти.
Потому что остался ещё один, который я оставил на сливочный десерт. Тем более что и состоялся он спонтанно и совершенно неожиданно для меня, всего за два дня до отъезда с той земли.
Помните, легендарная песня нам поёт - «по диким степям Забайкалья, где золото роют в горах»? Это не поэтическое преувеличение – там действительно «роют в горах». Правда, теперь уже не только и не столько золото: «роют» олово и тантал, палладий, молибден и иридий, ниобий и цирконий; вытаскивают из земли и жгут низкосортный бурый уголь, чтобы из золы получить драгоценнейшие германий и галлий, которые дороже золота в десятки-сотни раз; в степях юго-восточной Даурии «роют» уран, да и много ещё чего. Об этом особо не пишут: горнорудная промышленность публичности не любит, достаточно посмотреть на цены котировок LME, а также те сферы, где всё это применяется. И еще: тяжела там работа. Это не офисным планктоном пахать - клацаньем по клаве (сильно не возбуждайтесь: конечно, «все профессии важны»).
Но песня та поёт не зря: Забайкалье – это кладовая редкоземельных и полиметаллов, уникальная на Земле. Так что спасибо скажем смелым землепроходцам российским (а заодно и царям, поддерживавшим всем авторитетом государства эти экспедиции) - из далёкого от нас Семнадцатого Века, присоединивших к державе эту землю. Да, они не строили на берегу Балтики красивеньких игрушечных городков, взращенных на ганзейской торговле, которыми сейчас восхищаются турики. Но они и не сидели на месте, благополучно набивая мошну и попивая пивко, чтобы раз в полвека их грабили очередные иноземные завоеватели. Русские – они три века подряд непрерывно шли на Восток, до Охотска и Камчатки, а потом через Тихий Океан. «Встречь солнцу», до самой Калифорнии и Аляски.
Именно поэтому слабая и ничтожная когда-то Московия, над азиатскостью которой потешались и издевались надменные паны из Европы, не только поднялась, но и сломала в конце концов хребет своей извечной славянской сопернице - процветавшей и мощной Речи Посполитой (и не только ей), став огромной Российской империей и водрузив блистательную имперскую столицу на Неве.
Впрочем, я отвлёкся. Мой рассказ – о вольфраме, Семьдесят Четвёртом элементе периодической таблицы Менделеева. В лампочке он тонкой нитью сидит, напоминаю. Спецстали легирует. И много ещё где. И добывается он не белыми ручками.
![](https://i57.photobucket.com/albums/g233/periskop_ru/Zabaikalie/wolfram_00.jpg)
Для начала поставьте эту легендарную песню. Послушайте слова. Проникнитесь.
Это - суровый край, и нытья он не любит. Я специально разыскал более-менее классическое исполнение, а не всякие pop-переделки. Так что послушайте, и те, кто готов – пойдёмте со мной. И еще, последнее напутствие. Любителям разводить розовые жалостливые сопли, а также рафинированным эстетам, шарахающимся от мата, под кат идти крайне не рекомендую. Авторский слэнг сохранён. Лучше сходите посмотреть на фонтанную феерию.
Собственно, эта поездка в принципе не планировалась.
Более того: я вообще не подозревал о наличии данного обьекта в Забайкалье и никогда о нём не слышал до этого дня. Тем не менее, пятого июля, уже сильно за-после обеда, под вечер, она состоялась: отказаться от такого заманчивого предложения было бы глупостью.
- Ну что, на вольфрам поедешь?
- Конечно (даже не поверил, что это всерьез).
Я быстренько собрался, покидав рюкзак необходимое, бросил кружку, изьял оттуда походный нож (на всякий случай), прыгнул в фырчащий уазик и мы поехали.
Пока неслись по трассе М55, обговаривали нюансы:
- Снимать-то можно?
- Ну, где людей нет. Лица ни в коем случае, внутри помещений тоже, в фабрике, в штольнях не надо, и вообще... лучше не показывать на территории обладание фотоаппаратом. Снимай, но не светясь.
- Что ещё?
- Не уходи там далеко от машины. Держись поближе к ней. Впрочем, я скажу, где можно, а где не надо.
И добавляет:
- И будь корректен со всеми, кто пожелает поговорить. Лишнего не говори, как приехал. Просто скажи «по делу», со мной.
- Хорошо.
- А еще, мы не материмся «на личности». Не принято. Нахуй человека послать, оно себе дороже... могут понять и буквально. Это дело ответственное, прииск всё-таки, тайга вокруг. За слова отвечают все.
Шёл неспешный разговор, то да сё, мы свернули с трассы налево и углубились в тайгу. Асфальт кончился, началась грунтовка. Потом и с неё свернули, по дороге, ведущей к подножию хребта. И вот справа показалось зеленое озеро и какие-то артефакты явно индустриального характера. Кажется, доехали.
![](https://i57.photobucket.com/albums/g233/periskop_ru/Zabaikalie/wolfram_01.jpg)
Да, действительно, это уже обьект. Запретка, охрана, бревенчатые домики. Несколько стандартных процедур (хорошо, что нож не взял, а то пришлось бы оставить тут!).
Всё, открыли шлагбаум, покатили дальше. И снова тайга, хотя вроде бы мы уже «за периметром».
![](https://i57.photobucket.com/albums/g233/periskop_ru/Zabaikalie/wolfram_02.jpg)
А вот навстречу ревёт потрёпанный КрАЗ.
Останавливаемся ненадолго, мой спутник говорит о чём-то с водителем.
- Вот она, видишь, руда-то? Наш результат. На погрузку едет :)
![](https://i57.photobucket.com/albums/g233/periskop_ru/Zabaikalie/wolfram_03.jpg)
Еще с километр глухая тайга, и вот внезапно она кончается и справа я вижу песчаную карьерную местность, с 15-метровыми дюнами, в которой стоит недвижимый огромный экскаватор. В ковш такого как раз уазик и влезает.
- Четырнадцать лет уж тут стоит. Памятник прежнему карьеру.
![](https://i57.photobucket.com/albums/g233/periskop_ru/Zabaikalie/wolfram_04.jpg)
Затем дорога его огибает, и спускается вниз, где видна уже отрезанная человеком от тайги местность. Этакий нарез.
![](https://i57.photobucket.com/albums/g233/periskop_ru/Zabaikalie/wolfram_05.jpg)
Место оказывается сровненным человеком рельефом, где сооружены три искусственных озера, два из них зеленоватого цвета. Внизу разбросана всяческая техника, железо, и видно, что уже давно.
- Ничего себе! Сборщики металла могли бы озолотиться!
- Да ты что, кто сюда попадет, разве что очень случайно, с сопок. Да и пристрелят нахуй, если наглый :)
- Так всё и валяется?
- Так и валяется, с девяносто третьего - девяносто четвёртого. Как советский карьер загнулся, а это быстро произошло. (после паузы) А ты как думал? Тут восемь лет волки выли, но территорию все равно сторожили.
- Пиздец...
- Да. А сейчас мы снова пришли, уже как пять лет. Роем потихоньку, как кроты. Конечно, масштабы далеко не те. Но, блядь, вольфрам-то все равно нужен оказался стране. Как только кто-то начал хоть что-то делать.
- А чего металлолом не вывезете? Ведь денег выручить можно.
- Себе дороже. Геморрой это нам. Пока. Потом, может и вывезем, когда окрепнем...
![](https://i57.photobucket.com/albums/g233/periskop_ru/Zabaikalie/wolfram_06.jpg)
Проезжаем кругом вырезанную человеком дырку в тайге, огибая вдоль сопки.
Вот такие тут дороги :)
![](https://i57.photobucket.com/albums/g233/periskop_ru/Zabaikalie/wolfram_07.jpg)
Вид на одно из трёх вольфрамовых озёр.
Оно вокруг обваловано, и пронизано какими-то трубами, типа дренажа, наверное. Трубы подходят от обогатительной фабрики, ловко вписанной в рельеф – так, что она кажется совсем небольшой.
![](https://i57.photobucket.com/albums/g233/periskop_ru/Zabaikalie/wolfram_08.jpg)
Попросил разрешения спуститься к урезу воды.
- Валяй. Не наебнись только в воду, а то берега крутые, сползти можешь по счёту «раз». Будь бдителен, короче. (вдогонку) И не вздумай её пробовать! Впрочем, ты и сам не дурак, должен понимать.
- Окей, постараюсь.
- Уж постарайся. А то вылавливать тебя из воды как-то неверно будет. Тут глыбоко :)
![](https://i57.photobucket.com/albums/g233/periskop_ru/Zabaikalie/wolfram_09.jpg)
Трубы подходят к озеру с разных сторон и отвсюду льётся вода.
Это – с обогатительной фабрики, там первичная руда обогащается, отделяя от пустой породы содержательный концентрат. Снимков оттуда в принципе нет (как и договоривались заранее), но увиденное меня, конечно, впечатлило. Как под потоками воды на центрифугах (или как оно там называется) все это дело разделяется на разные весовые фракции. А спрашивать там что-то было бесполезно – шум стоит неимоверный.
![](https://i57.photobucket.com/albums/g233/periskop_ru/Zabaikalie/wolfram_10.jpg)
От третьего озера каскада, за линией обваловки, идут какие-то бревенчатые то ли бараки, то ли что-то ещё. И вообще, местность тут резко опускается вниз, так что озера, выходит, все на возвышенности сооружены.
![](https://i57.photobucket.com/albums/g233/periskop_ru/Zabaikalie/wolfram_11.jpg)
Трансформатор под навесом, для обслуживания какого-то девайса.
![](https://i57.photobucket.com/albums/g233/periskop_ru/Zabaikalie/wolfram_12.jpg)
А вот и эти низенькие постройки. Там внутри что-то есть, и кое-где по длине устроены бытовки. Справа – линия обваловки вольфрамового озера, уровень воды – наверное, выше точки, где я сейчас стою.
![](https://i57.photobucket.com/albums/g233/periskop_ru/Zabaikalie/wolfram_14.jpg)
![](https://i57.photobucket.com/albums/g233/periskop_ru/Zabaikalie/wolfram_13.jpg)
За постройкой загорелый зэк что-то в одиночку пилит, ловко орудуя двуручной пилой.
- И как им тут?
- Нравится. Природа вокруг, воздух, никакого тебе конвоя с режимом. Никто мозги не ебёт, вечером иди на улицу, пей чифир и дыши грудью, да смотри на звёзды. Хорошая командировка.
- Хм, интересно.
- Более того, если правильно себя поставят и договорятся, то и баб ебать в принципе могут. Правда, они тут у нас на вес золота, старатели раньше их разбирают. Но все равно лафа.
- ?
(хитро улыбаясь, на мой удивлённый взгляд) Всё познается в сравнении. Им тут лучше, чем на зоне, по-любому. Так что ещё и не всех берём. Хотя, долбоёбы всё одно попадаются, бывает.
Через некоторое время поднимается снизу на машине по извилистым дорогам наверх.
Ба, да тут целый посёлок стоит!
Идёт женщина лет 35-ти, несколько потасканного вида.
С полным ведром – хорошая примета.
- «Королева бензоколонки»! Баба на прииске – это покруче пулемета будет!
- И много их тут?
- Нет. Это тебе не Сочи :) Но любительницы всё равно есть.
- Мда.
- Дерут как кошек, однако. И потом, у них тут охуенный выбор. Реально королевы, говорю тебе! (добавляя с улыбкой) Забайкальские...)
![](https://i57.photobucket.com/albums/g233/periskop_ru/Zabaikalie/wolfram_15.jpg)
Вид ярусом ниже домов. Вдали – верх обогатительной фабрики (она расположена на крутом склоне). Машина – тоже артефакт СССР, стоит тут уже …дцать лет, как напоминание.
![](https://i57.photobucket.com/albums/g233/periskop_ru/Zabaikalie/wolfram_16.jpg)
Всякие задние мосты и прочие автомобильные детали тоже сиротливо валяются в грязи. Да, сборщики металлолома точно бы озолотились, если б пустили...
![](https://i57.photobucket.com/albums/g233/periskop_ru/Zabaikalie/wolfram_17.jpg)
БелАЗ рядом с самосвальным кузовом. Вроде бы на ходу. Что он тут возит? Тоже руду? Но спросить не решаюсь, мой спутник занят разговором с какими-то людьми.
![](https://i57.photobucket.com/albums/g233/periskop_ru/Zabaikalie/wolfram_18.jpg)
Прямо в склон ниже жилого посёлка вделаны вот такие импровизированные бревенчатые гаражи для грузовых машин. Некоторые закрыты, в некоторых лампы качаются под потолком.
![](https://i57.photobucket.com/albums/g233/periskop_ru/Zabaikalie/wolfram_19.jpg)
Захожу в один из них.
Сидит в глубине группа мужиков в спецовках, рядом кипятильник в битоне. Какие-то авторемонтные девайсы на колесиках. Запах мазута и крепкого чая.
- Попить можно?
- Пожалуйста! – приветливый молодой мужик с татуированными руками подскакивает с кружкой.
- Пасиб, у меня тоже есть, - улыбаюсь я (хорошая путешественническая привычка, когда кружка с собой!).
Черпаю.
Все очень внимательно на меня смотрят, изучая.
«Что это за птица тут у нас обьявилась?».
Вода, бесспорно, хорошая, но чай очень крепок. Да и не чай это, а чифир.
Бодрит неслабо, надо сказать.
Подходит ещё один в спецовке, то ли зэк, то ли старатель, и черпает целый котелок.
![](https://i57.photobucket.com/albums/g233/periskop_ru/Zabaikalie/wolfram_20.jpg)
Сажусь в машину.
Вдруг решительно подходит какой-то мужик с дубленой рожей, широко мне улыбаясь. Распахивает без вступлений и церемоний дверцу УАЗика, я сильно озадачиваюсь.
- Здравствуйте! Это Вы новый главный энергетик? – и подает руку для рукопожатия.
Жму ему руку:
- Нет, я с *** приехал, по службе (как сказали, так и говорю).
Мужик понимающе усмехается:
- А, понятно, инспекция. Ну, удачи!
Я дипломатично помалкиваю.
* * *
Возвращается к уазику мой спутник.
- Чаю попил тут у ваших.
- А, чифирьку хлебнул? Да... у нас круглые сутки кипятильник не выключается. Вот тебе и ещё одно преимущество прииска для забайкальских комсомольцев :)
Закуривает, заводимся.
- Ну поехали, покажу тебе штольни.
Едем к концу рукотворного надреза в тайге.
Вдалеке уже видно какое-то бревенчатое сооружение.
![](https://i57.photobucket.com/albums/g233/periskop_ru/Zabaikalie/wolfram_21.jpg)
Мда. Способы дедовские. Это сооружение – рампа для подвоза вагонеток с рудой прямо из штольни. Далее желоб, все высыпается в кразовский самосвальный кузов, откуда перегружается в машины.
- Что, вот так и перегружают?
- А ты что думал? Сейчас не до чистоплюйства. Чтоб нормальный цикл наладить, знаешь, какие деньги нужны? И сколько надо для этого руды снимать? Говорю же тебе, роемся в горе, как кроты - потихоньку.
- Понятно.
- Погоди, наверх заедем, увидишь, как двадцать лет назад было.
![](https://i57.photobucket.com/albums/g233/periskop_ru/Zabaikalie/wolfram_22.jpg)
Забираемся по дороге ещё выше, выше рампы.
А вот и дырки штолен. Они идуть вглубь горы на полтора километра, разветвляясь внутри и образуя ходы, как кровеносная система.
Потолще и посолидней, которая правей – это 1990-го.
Поплоше, левей – это 2004-го.
Рядом валяется сломанный электровозик, который в штольне тянет поезда из вагонеток.
![](https://i57.photobucket.com/albums/g233/periskop_ru/Zabaikalie/wolfram_23.jpg)
В штольне сыро и жутковато. Очень специфический воздух.
Тоннель плавно заворачивает направо. Сложно даже представить, что по этому коридору внутри горы можно шагать ещё больше километра...
Затем мы поехали наверх.
Тут уже не было людей, и можно было снимать более спокойно, а не с опаской и через грязное лобовое стекло машины.
![](https://i57.photobucket.com/albums/g233/periskop_ru/Zabaikalie/wolfram_24.jpg)
В советские времена вольфрам добывали открытым карьерным способом.
![](https://i57.photobucket.com/albums/g233/periskop_ru/Zabaikalie/wolfram_25.jpg)
Вот такая вольфрамовая гора...
На этом УАЗике мы и ездили сюда.
![](https://i57.photobucket.com/albums/g233/periskop_ru/Zabaikalie/wolfram_26.jpg)
Не удержался от искушения сделать снимок в стиле «Я и Кремль».
Прямо подо мной в пятидесяти метрах – вольфрамовые жилы.
![](https://i57.photobucket.com/albums/g233/periskop_ru/Zabaikalie/wolfram_27.jpg)
Но мы поднимаемся ещё выше.
Крутой подьем. Машина натужно ревет, зарываясь в мягкую фактуру дороги.
Вторая, первая, понижающая... русские везде проедут :)
![](https://i57.photobucket.com/albums/g233/periskop_ru/Zabaikalie/wolfram_28.jpg)
Наконец, поднимаемся наверх, и взгляду открывается огромная территория со следами разнообразной деятельности. По краям – непонятные объемные постройки, стремительно поглощаемые забайкальской тайгой. Тут и там стоят какие-то огромные горнорудные механизмы, тоже брошенные. Слева за 20-метровой дюной виднеется краешек брошенного шагающего экскаватора.
- Вот так, видишь... была страна большая, дохуя вольфрама требовала. Добыча была открытая, никаких тебе штолен. (на слове добыча собеседник делает ударение на первом слоге).
Я смотрю молча, охватывая глазами детали панорамы.
- Потом все упало за год. Обвально. Всё бросили и сразу ушли, тут без инфрастуктуры никак. Иначе тайга сожрёт. А сейчас мы снова пришли и роем... «золото в горах». Песню помнишь?
- Ага...
- Вот она про нас, кротов. Без вольфрама стране всё равно никак. Или покупать, слупят – мало не покажется. Полиметаллы, они ж дорогое удовольствие.
- А в промежутке что?
- В промежутке выживали. Лес в тайге пиздили. От безысходности, чтоб ноги не протянуть. Не до этого было... (помолчав) Хорошо, жилой поселок сделали, тепере вахтовикам-старателям можно. Но, работа в штольнях адская.
- Сколько можно заработать старателю?
- Если пашет грамотно – тыщ сорок. Но в среднем, тридцать – тридцать две.
- Маловато за такое...
- Хм, маловато! Это у вас там, в путинградах, маловато. Вы развращенные цивилизацией донельзя. Я бы сказал, даже несколько охуевшие. А тут – считается очень прилично! Попробуй ещё столько заработай.
![](https://i57.photobucket.com/albums/g233/periskop_ru/Zabaikalie/wolfram_29.jpg)
Проезжаем эту кальдеру наверху горы кругом, и спускаемся вниз короткой дорогой, не той, что ехали. Уклон вниз страшный, мне очень некомфортно и все время кажется, что мы перевернёмся вперёд. И к тому же дорога перерезана ручейками, УАЗ прилично наклоняется то вправо, то влево. Спутник видит мои переживания, добродушно усмехается:
- Не сцы, не перевернемся :) А если и перевернемся, то падать немного.
- Сколько? – продолжаю я тему черного юмора.
- Метров полста. Да хуйня война, соберут аккуратненько по частям!
Смеёмся оба.
![](https://i57.photobucket.com/albums/g233/periskop_ru/Zabaikalie/wolfram_30.jpg)
Тем не менее, благополучно спускаемся.
Потом все в обратном порядке: посёлок, вольфрамовые озера, покидание запретки, тайга, М55.
- Ну как в целом?
- Феерически!
- Взбодрило?
- Ага, ещё как.
- Ну ты ж ещё и чифирьку хряпнул :)
- Да...)
- Ну вот, теперь знаешь, как золото роют в горах. Не со слов Изи, который напел. Фотки мне пришли, не забудь, а то у нас никогда не снимают :)
- Безусловно! Конечно, пришлю, большие!
- Лады. А Питеру – привет от нас, забайкальцев.
- Передам :)
- Молоток! Ну и тебе спасибо, за интересные рассказы о вашей жизни. Совсем вы по-другому живете там...
Post Scriptum.
Вагон обогащенного 85% вольфрамового концентрата на мировом рынке стоит около двадцати пяти миллионов рублей, а килограмм – около четырехсот рублей. Как неплохой сыр с плесенью в гипере.
Необходимое пояснение: на снимках людей практически нет, но в реальности это не так.
Окончание следует.
Забайкалье.
Чита: 1. Характер и колорит, 2. Раскрываем колорит дальше, 3. Каменная архитектура, 4. Деревянная архитектура, 5. Малая Забайкальская железная дорога. Зарисовки: китайцы в городе, привокзальный храм на закате.
Петровский Завод: Характер и колорит, Руины металлургического завода, Деревянные дома, Соцгород и Парк Металлургов, Историческое кладбище, Забайкальские коты.
Сретенск и путь к нему: Куэнга, Дорога вдоль Шилки, Вокзал и тупик Забайкальской дороги, Город Сретенск, Деревянная архитектура Сретенска.
Нерчинск и путь к Шилке: Забайкальский Версаль, Зарисовки из Нерчинска, Поселок Холбон, Город Шилка, Миг-15 в Шилке, От Шилки до Карымской.
Походы и поездки: Станция Яблоновая и путь на перевал, Великий Транссибирский водораздел, Город Хилок, Посёлок Бада.
Journal information