Итак, обещанный небольшой рассказ про авиамузей Суоми (Suomen Ilmailumuseo), где мы побывали 11 декабря, кажется – в день праздника, ибо в этот день денег за вход не брали. К сожалению, в один пост всё не влезло и в итоге я поделил его на две части.
Музей находится совсем недалеко от аэропорта Вантаа, главной авиагавани Хельсинки. Только нужно ехать не по главной дороге, а по параллельной, более западной – где долгосрочные стоянки машин, за ними в лес. И как только увидите вот такой девайс у дороги – знайте, что вы уже на месте.
Часы работы – с 11 до 18 часов, работает ежедневно.
Поскольку я многого не знал, особенно девайсы бипланной эпохи, то предложение такое – пишите опознание в комментах (если кто-то сумеет помочь), а я буду постепенно дополнять пост. Каждый снимок будет пронумерован, на номер и ориентируйтесь в процессе опознания и/или уточнения.
Около ангарного здания стоит несколько натурных экспонатов.
Вот знакомец из СССР - МиГ-21 с финскими эмблемами, в 1963 г. Хрущев продал соседям несколько десятков таких истребителей.
2.
Напротив – зачехлённый самолёт. Вроде бы, по всем признакам, тоже МиГ-21, но более поздней серии (бис).
3.
Вертолёт без лопастей.
4.
Входим в собственно музей, это предбанник перед ангарами. Приятный сюрприз – free admission today, так что 6 евро остались в целости :)
5.
Раздеваться мудро не стали, и не ошиблись – внутри ангаров около +7, весьма бодрит. Ангары (оба) набиты очень сильно, просто ко многим экспонатам даже не подойти, и таблички сделаны как-то избирательно, не везде понятно, что к чему относится.
Вот посмотрите плотность набивки. Я бы, по хорошему, на музей отвел не два, а четыре ангара.
6.
А теперь, внимание! В начале отчета, во избежание появления глупых, политизированных или злых комментов, даю таблицу опознавательных знаков (свастик в т.ч.). Смотрите:
1-я сверху – это финская свастика. Синего цвета, статическая. Использовалась ВВС Суоми с 1918 (с момента зарождения ВВС) по апрель 1945.
6-я сверху – собственно немецкая (люфтваффе). Черного цвета, динамическая. Использовалась на килях самолётов с 1939 по 1945 год.
2-я снизу – латвийская свастика. Красного цвета, динамическая. Использовалась ВВС Латвии с 1919 (с момента зарождения ВВС) по июль 1940.
1-я снизу – финская эмблема ВВС, с апреля 1945 по нынешнее время. Свастика заменена по вполне понятным причинам.
В углу стоит шведский (по происхождению) истребитель SAAB J35 Draken (1972)
8.
Вид на «Дракен» с галереи ангара.
9.
Биплан французского производства Caudron C.60, финны его купили в 1923-24 гг., и стоял на вооружении до 1936 г. Тут выставляется вариант с лыжами (зимний).
10.
Вот этот распростертый над собратьями экземпляр - I.V.L. A.22 Hansa (W.33) - истребитель-гидросамолет, разработанный немецкой фирмой Hansa-Brandenburg. Самолет является увеличенной копией истребителя-разведчика Hansa-Brandenburg W.29 с модифицированным двигателем Maybach Mb.IV 245 л.с.
На фюзеляже надпись «IL-2».
11.
Этот оранжевый биплан (SM-153) - Letov S.218 A Smolik.
12.
Этот (TU-178) - VL Tuisku.
13.
Один из первых истребителей на реактивной тяге - Vampire de Haviland (производство Великобритания).
14.
Подходя к этому углу ангара, глазам своим не верил: это же наш И-16, спарка (УТИ)! Знаменитая «ратце» («крыса»), как её называли немцы, и «ишачок» - наши. Но на самолете – финские свастики. Подошёл, всё разьяснилось: это оказался финский военный трофей октября 1941 г. Произведен в СССР в 1937-м.
15.
Вид поближе (на И-16).
16.
Вид спереди, во фронт (И-16).
17.
Послевоенный учебный самолёт - Saab 9 ID Safir.
18.
На одной из стен музея – стенд, посвященный финским асам Второй Мировой, с наградами и портретами.
19.
Эмблема финских ВВС.
20.
Очень колоритный экземпляр довоенного гидросамолёта с большими поплавками.
SA-122, производство Сименс-Гальске (Германия тогда или Голландия?).
21.
На галерею второго этажа ведёт исторический трап 50-х годов.
На галерее ангара открыты выставки разных моделистов и расставлены просто интересные экспонаты. Вот, например, модели советских самолётов.
Гигантская лампочка с толстой нитью внутри (посмотрите масштаб), но мощностью всего лишь 200W. Назначение её я не смог понять.
24.
Самый яркий самолёт во всём ангаре (OH-VII) - VL Viima II
25.
Среди прочего, есть и такая интересная моделька Ла-5ФН.
26.
Военно-воздушная инсталляция с поршневым авиадвигателем М-62.
Окончание следует.
Journal information