Продолжаем прогулку по авиамузею Суоми, начало смотреть тут.
В этой части мы походим по маленькому тёплому залу, расположенному между двумя ангарами, а затем перейдём во второй ангар, где хранится более крупногабаритная техника.
Маленький отапливаемый зал между двумя ангарами мне показался не особенно привлекательным: там в основном экспонировались «космические» экспонаты; но, поскольку Финляндия всё-таки не США и не СССР, то они выглядели вторичными и даже третичными – я ещё помню, какая потрясная выставка была в павильоне «Космос» на ВДНХ до его разгрома и рыночного растаскивания в начале 90-х. Тем не менее, тут стояли общедоступные тренажёры – один в виде кабины истребителя...
...и второй – в виде кабины евробуса А-300.
К кабине истребителя стояла небольшая очередь, мы не стали; а второй тренажер раскочегарили, когда мы двинули в следующий ангар.
Этот ангар тоже был набит техникой «по самое не хочу», но тут уже были экземпляры покрупнее размером и посвежее возрастом.
Выделялся блестящий американец «Дуглас» - DC-3, родитель нашего лицензионного Ли-2. Его эксплуатировать финны начали ещё до войны, авиакомпания KAR-AIR.
31.
Под «Дугласом» стояла изящная маленькая «Стрела Чероки», Piper PA-28R-180. Именно на нём финн Куортти пролетел в 1969 году без посадки из Мельбурна в Лондон, установив рекорд дальности для самолетов сверхлёгкого класса.
32.
Этот изящный самолёт со «сменной обувью» я, к сожалению, не записал в анналы. Так что ежели кто опознает – милости просим.
33.
Во время хождения по ангару я нашёл очень интересную точку сьёмки на красавца DC-3.
34.
Тут тоже можно забраться на галерею и обозреть ангар с самолётами с некоторой высоты. Лестницей служит трап FinnAir образца 50-х.
На галерее тоже выставлены экспонаты, и много моделистов выставляют свои частные коллекции. Смотреть цельные коллекции очень интересно – хорошая идея. На стенах – стенды с фотоматериалами по авиаистории.
А вот видна легендарная машина, несмотря на скромный её «фасон». Да-да, это тот самый Физелер-Шторх («Аист»), прославившийся во Второй Мировой, как рабочая лошадка высших военачальников стран Оси, и прежде всего Третьего Рейха. Конкретно эта машина была куплена у Рейха в 1939-м для ставки финской армии, аккурат к началу Зимней войны (Talvisota). На ней летали финские военачальники между своими соединениями, а возможно - и сам Маннергейм. Всего финны купили два Шторха, но этот – был первый по счету, и оказался более везучим – прослужил не только всю войну, но и летал до 1960 г.
37.
Еще вид на Физелер-Шторх, снизу.
38.
Оригинальная по компоновке амфибия - Eklund Te-1. 1949 г.
39.
У входа в ангар стоят гондолы от довоенных воздушных шаров.
40.
«Бичкрафт Барон» 95-А55, 1962 г. Очень красивой его компоновка показалась.
41.
«Бичкрафт» стоял аккурат под крылом самого большого экспоната авиамузея – пассажирского «Конвэйра-340» начала 50-х, первой его модификации – 44-местной. Финны купили такие у Штатов для европейских пассажирских перевозок. Насколько я понял по характеристикам, это некий аналог нашего трудяги Ил-14. «Конвэйры» у финнов поработали тоже ударно – с 1953-го и аж по 1980-й год.
42.
Этот «Конвэйр-340» оказался с возможностью посещения его внутренности. Что ж, пойдем!
43.
Диаметр фюзеляжа, да и размеры входа в самолёт визуально заметно меньше, чем, скажем у Ту-134.
44.
В пилотской кабине «Конвэйра».
45.
Салон «Конвэйра» - компоновка уже практически современная. В ряду – 4 кресла (2+2). Можно посидеть.
46.
Под другим крылом «Конвэйра» стоит маленький прелестный мини-самолётик, и тоже со сменной обувью. Но – настоящий! К сожалению, я не выискал его табличку среди остальных наставленных экспонатов. Кто скажет, что это за птичка? (уточнили - PIK-11 Tumppu)
47.
У стены ангара стоял фрагмент старого «Дугласа» (DC-2). Я еще подумал, зачем он тут поставлен, нецелый и обгорелый внутри? Однако, начав читать английскую аннотацию к этому обрубку, я офигел. Действительно, судьба у самолета была ещё та!
Вот смотрите. В 1936 его построили в Санта-Монике, он немного полетал в Штатах. Затем в 1938-м он был разобран и на корабле перевезен в Голландию, где собран обратно – его купили чехи. В Чехословакии он полетал год, пока Гитлер не прибрал к руках и чехов и летный парк ЦЛС (чешской авиакомпании). Самолёт передали Люфтганзе, и он полетал полтора года в Третьем Рейхе на пассажирских линиях. Практичные немцы затем продали этого «Дугласа» финнам, и в марте 1941-го он начал летать там - как санитарный самолет к фронту (где он получил персональный ник «Sisu»), и как служебный самолёт ВВС после войны, а в 1951-м его карьера закончилась катастрофой в Швеции (Мальме), где он упал близ аэродрома по причине остановки обоих двигателей. Потом какой-то финн купил останки заслуженного самолёта у шведов, и поставил его как летний коттедж у себя на хуторе, а в 80-е его выкупило государство и сей фрагмент как память водрузили в музее.
48.
Красивый вертолет-«стрекоза»: Bell H-13 Sioux.
49.
Старый знакомец, ещё из моего детства – Ми-1 производства СССР, 1955 г.
50.
А рядышком – более серьезный Ми-4, его Хрущев продал финнам в 1962 г. Был на вооружении ВВС Суоми до 1979-го.
51.
Вот такой интересный музей там есть.
Рекомендую к посещению – я показал только часть экспонатов.
А там еще есть Hobby Center, где есть много книг и моделей на продажу.
Спасибо за внимание :)
Journal information