Однако продолжаю показ Челябинска. Сегодня покажу, очень пунктирно, район «Танкограда» – Челябинского Тракторного (ЧТЗ) и его Соцгород. Это восточная часть города.
![](https://i57.photobucket.com/albums/g233/periskop_ru/Chelyabinsk/tankograd_00.jpg)
Танк-памятник на вьезде в район ЧТЗ.
Сами цеха завода находятся к югу от основной трассы.
![](https://i57.photobucket.com/albums/g233/periskop_ru/Chelyabinsk/tankograd_01.jpg)
Плакат о Челябинске в том же районе. На заднем плане – заводоуправление ЧТЗ.
![](https://i57.photobucket.com/albums/g233/periskop_ru/Chelyabinsk/tankograd_02.jpg)
Интересное здание, которое я не включил в обзор сталинской архитектуры – Театр ЧТЗ. Кажется, предвоенное.
![](https://i57.photobucket.com/albums/g233/periskop_ru/Chelyabinsk/tankograd_03.jpg)
Заводоуправление ЧТЗ. На редкость ординарный комплекс построек в унылом стиле 70-х (оказывается, нет, это исчезающий уже к тому времени конструктивистский комплекс). Я ожидал, конечно, более фундаментального подхода, в стиле «Красного Октября» в Сталинграде. Заметно также, по ряду окружающих примет, что завод переживает сейчас не лучшие времена и давно уже в депрессии.
![](https://i57.photobucket.com/albums/g233/periskop_ru/Chelyabinsk/tankograd_04.jpg)
Однако на здании расположен целый ряд мемориальных досок, весьма поучительных, некоторые из них я показываю ниже.
Обратите внимание, что ЧТЗ не зря называли «Танкоградом»: в момент, когда вермахт подошёл к Сталинграду и тем самым вывел из строя Сталинградский Тракторный, ЧТЗ остался, наряду с Нижним Тагилом, почти единственным крупномасштабным производителем танков в СССР. Очень показательно, что почти 17 месяцев (1942-1943) именно в Челябинске, а не в Куйбышеве, куда было эвакуировано правительство, размещался Наркомат Танковой Промышленности СССР со всем своим аппаратом, а директор ЧТЗ был одновременно и наркомом.
![](https://i57.photobucket.com/albums/g233/periskop_ru/Chelyabinsk/tankograd_05.jpg)
А вот ещё военные реалии. Основные кадры Танкограда были вывезены из трех мест, где было налажено довоенное производство танков, плюс из столицы.
![](https://i57.photobucket.com/albums/g233/periskop_ru/Chelyabinsk/tankograd_06.jpg)
Перед заводоуправлением стоит памятник первому трактору ЧТЗ.
![](https://i57.photobucket.com/albums/g233/periskop_ru/Chelyabinsk/tankograd_07.jpg)
Надпись на постаменте.
![](https://i57.photobucket.com/albums/g233/periskop_ru/Chelyabinsk/tankograd_08.jpg)
Радиатор охлаждения и передняя часть «Сталинца».
![](https://i57.photobucket.com/albums/g233/periskop_ru/Chelyabinsk/tankograd_09.jpg)
Очень много я походил по району Соцгорода ЧТЗ, строившегося в 30-е. Массив снимков оттуда немал, но в основном они повторяются, поэтому приведу тут лишь небольшие более-менее выразительные архитектурные фрагменты.
Символом Соцгорода для меня стал вот этот рыжий кот, который по-хозяйски расположился между домами (кстати, вообще там коты над собаками сильно преобладали, по визуальному впечатлению).
![](https://i57.photobucket.com/albums/g233/periskop_ru/Chelyabinsk/tankograd_10.jpg)
Сами дома не совсем похожи на те, что я видел в Соцгороде Сталинградского Тракторного. Годы постройки одни, но проект несколько отличен - в Сталинграде крыши не плоские. Дома тут в гораздо лучшем состоянии, чем там (и это совершенно понятно), а во-вторых – в районе психологически спокойнее. Тут не разлита между домами та кровавая аура, что прямо-таки кожей ощущается в Сталинграде.
![](https://i57.photobucket.com/albums/g233/periskop_ru/Chelyabinsk/tankograd_11.jpg)
Сама публика, проживающая тут, несколько «благополучнее», чем в аналогичном районе Сталинграда (Волгограда), где нужно ходить вообще с некоторой опаской, однако этот район города все-таки депрессивен, и это чувствуется.
![](https://i57.photobucket.com/albums/g233/periskop_ru/Chelyabinsk/tankograd_12.jpg)
Зато в районе очень много зелени, это существенный плюс.
![](https://i57.photobucket.com/albums/g233/periskop_ru/Chelyabinsk/tankograd_13.jpg)
Дом постройки 1933 г.
![](https://i57.photobucket.com/albums/g233/periskop_ru/Chelyabinsk/tankograd_14.jpg)
Улица, прорезающая старый Соцгород, названа в честь первого директора ЧТЗ Ловина.
![](https://i57.photobucket.com/albums/g233/periskop_ru/Chelyabinsk/tankograd_15.jpg)
Табличка на одном из домов :)
![](https://i57.photobucket.com/albums/g233/periskop_ru/Chelyabinsk/tankograd_16.jpg)
Магазин в торце дома :)
![](https://i57.photobucket.com/albums/g233/periskop_ru/Chelyabinsk/tankograd_17.jpg)
Скамейки во дворе.
![](https://i57.photobucket.com/albums/g233/periskop_ru/Chelyabinsk/tankograd_18.jpg)
Наконец, не удержался от того, чтобы не снять рекламку на стенде. Очень уж понравилось Ф.И.О. солистки :)
![](https://i57.photobucket.com/albums/g233/periskop_ru/Chelyabinsk/tankograd_19.jpg)
Продолжение следует.
Общее описание поездки, пресса о восточно-азиатском вояже.
Москва. Семь часов в плавильном котле – часть 1, часть 2.
Транссиб: 3. На Ярославском вокзале, 4. От Москвы до лесов костромских, 5. От Кирова до реки Камы , 6. Пермь Вторая, 7. Пересекаем Урал, 8. Екатеринбург и окрестности, 9. Западная Сибирь от Тюмени до Иртыша, 10. Западная Сибирь от Тюмени до Иртыша, 11. Ночной Новосибирск, 12. Вступаем в Восточную Сибирь, 13. Красноярск и окрестности, 14. Красоты за Енисеем, 15. Сибирь от Уяра до Тайшета, 16. Иркутск и окрестности, 17. Байкальский спуск к Слюдянке, 18. Вдоль Байкала, 19. От Селенги до Читы.
Забайкалье.
Чита: 1. Характер и колорит, 2. Раскрываем колорит дальше, 3. Каменная архитектура, 4. Деревянная архитектура, 5. Малая Забайкальская железная дорога. Зарисовки: китайцы в городе, привокзальный храм на закате.
Петровский Завод: Характер и колорит, Руины металлургического завода, Деревянные дома, Соцгород и Парк Металлургов, Историческое кладбище, Забайкальские коты.
Сретенск и путь к нему: Куэнга, Дорога вдоль Шилки, Вокзал и тупик Забайкальской дороги, Город Сретенск, Деревянная архитектура Сретенска.
Нерчинск и путь к Шилке: Забайкальский Версаль, Зарисовки из Нерчинска, Поселок Холбон, Город Шилка, Миг-15 в Шилке, От Шилки до Карымской.
Походы и поездки: Станция Яблоновая и путь на перевал, Великий Транссибирский водораздел, Город Хилок, Посёлок Бада, Семьдесят четвёртый элемент.
Путь на Южный Урал: До свидания, Забайкалье!, Поезд 11: от Иркутска до Иланской, Поезд 11: от Мариинска до Татарской, Поезд 11: от Казахстана до Челябинска.
Челябинск: Ж-д вокзал, Верста и верблюд с орлом, Ансамбль пешеходной Кировки, Сталинская архитектура, Южно-Уральский университет, Большая индустрия.
Journal information