Эта часть посвящена четырем залам – «Финляндия под шведской короной», «Финляндия под русской короной», «Первая мировая и гражданская войны» и «первые годы независимости» (обозначения мои, условные), они все довольно компактно сгруппированы в левом флигеле, за залом Славы.
Да, и вот что. Обзор, конечно, ретроспективный и совершенно не претендующий на полноту.
Первый исторический зал – «шведский».
Открывается выставкой рыцарских доспехов и картиной короля Густава Вазы (1497-1560).
Напротив него – известный нам Карл XII, противник Петра I в Северной войне. Меня очень смутила непропорциональность портрета (сплющенность головы), или он и вправду таким по внешности был?
Русская иллюстрация о Гангутской баталии 1714 г. из какого-то роскошного альманаха, правда несколько «пятнистая».
Очень хорошо исполненная модель шведского военного корабля «Styrbjo:rm», участника русско-шведской войны 1790 г. Моделей кораблей XVIII в. там представлено несколько, кстати, и все очень интересные.
Затем идёт «русский» зал (1808-1917).
Показаны (очень обще) Крымская и Русско-турецкая войны 1877-78 гг. и участие в них финских гвардейцев и волонтёров. Особо отмечены генералы финского происхождения на службе Российской империи, как важнейший этап становления финской военной школы.
Вот такая инсталляция: «Финский гвардеец на службе у Императора».
Образцы головных уборов (XIX век - начало XX). Есть даже пикельхаубе с двуглавым орлом.
Образцы личного оружия офицеров начала XX века (тут - револьверы). Для масштаба приведена ладонь poluden.
Покушение на наместника Финляндии графа Бобрикова в 1904 г.
Кстати, оно произошло в классицистическом здании на Сенатской площади, правей Собора, если стоять к нему лицом.
Наш старый знакомец «Максим» (мы перешли уже к залу Первой Мировой и гражданской войн).
События 1917-го. Эти воины упиваются свободой, и держат лозунг «Да здравствует свободная Россия и Финляндия», не зная, что всего лишь через полгода вторые (финские) оперативно призовут немцев для разоружения и внезапного интернирования первых.
Собственно, история повторилась и в 1990-91, через 4 поколения: тогда тоже по недоумию некоторые держали на митингах флаги Народных Фронтов прибалтики, не зная, что это для них обернется прекращением навсегда таких упоительных воскресных поездок в Таллин и Нарву.
Инсталляция на тему «Обретение независимости»: на фоне герба Великого Княжества Финляндского первый президент Свинхувуд (немного похожий на Ленина) и матрос Балтийского флота бывшей империи с револьвером наготове. Если кто не в курсе, уточняю – Гельсингфорс до декабря 1917 г. был главной базой Балтфлота.
Зал «первых лет независимости».
Тема гражданской войны белых финнов против красных показана расплывчато, и я бы сказал, очень виртуозно: неудобные моменты все обойдены, хотя, разумеется, что показана «белая» версия. Никому не нужно специально подчеркивать, скажем, резню и уничтожение 20 тыс. взятых в плен краснофиннов весной 1918, или расстрелы заложников со стороны красных; это играет против национального единения. С этой взрывоопасной темой в музее обращаются очень осторожно.
Финский ополченец 1919 г., в германском оснащении.
Образцы обмундирования финской армии середины 30-х годов: морской офицер, кавалерийский офицер, пехотинцы.
Стандарная комплектность финского пехотинца: тёплые варежки, портянки, под портянками – легкие тёплые шерстяные носки с длинным верхом.
Аксессуары. Эмблемы на головной убор, трубочный табак «Сайма» и станок для бритья.
Эмблемы родов войск, петличные эмблемы и образцы кокард (частично).
Финский морской офицер в парадной форме (20-е годы).
Финский летчик, середина 30-х.
Женский добровольческий корпус армии Финляндии (Lotta Svärd); использовались на медицинской, связной и другой работе в войсках.
Офицеры - майор пехоты (слева), подполковник береговой артиллерии (справа), в середине – старший унтер-офицер в повседневом обмундировании.
Продолжение следует.
0. Музей К.-Г. Маннергейма.
1. Начало и необходимое предисловие.
2. Зал славы.
Journal information