Прощай, тайга - и поминай, как звали...
А соловьи поют наперебой
По всем лесам Сибирской Магистрали*
Многие знают о прекрасном и воспетом поэтами, писателями, композиторами времени – Belle Époque предвоенной Европы. В России его называли Серебряным веком. Модерн, абсент, первые аэропланы, танго... Была своя Belle Époque и на Дальнем Востоке: Российская Империя осуществляла сверхпроект - строила Великий Сибирский путь к Тихому океану (Санкт-Петербург и Москву надо было соединить с Владивостоком и Порт-Артуром). Там тоже было своё интересное танго.
Строили её конкретные люди, лица которых я и хочу вам показать. Они не только строили, они там жили и зачастую умирали. Полный круговорот жизни, в общем. Вглядитесь в лица строителей Империи, которые пахали за 9000 верст от её столицы. Они были очень разными, строители, и возможно, некоторые лица не очень понравятся вам. Может быть, захочется покрасивей. Понимаю...
Однако историю не выбирают.
Так что какие уж есть.
---
Все снимки, кроме трёх, особо обозначенных – из фондов музея истории Дальневосточной железной дороги в Хабаровске. Где мне известны годы, то я их помечаю.
Город Алексеевск (ныне Свободный).
Станция Михайло-Чесноковская, 1913 год. Ожидание рабочего поезда.
Инженер связи. Китайско-Восточная ж.д., около 1907.
Амурская дорога. Ликвидация последствия паводка. Около 1912.
Средне-Амурская дорога.
Подготовка к инспекции пути, 1914.
Средне-Амурская дорога.
Каменщики на перекуре, около 1914.
Никольск-Уссурийский, начало XX века.
Дорожный мастер с семьёй (помните, что окружающий фон – заказная декорация в фотоателье).
Владивосток, начало XX века.
Инженер путей сообщения с приятелем или родственником.
Уссурийская дорога, начало XX века.
После посиделок у инженера путей сообщения (второй справа).
2030 верста Амурской дороги (район нынешней ЕАО в долине Биры).
Сооружение насыпи.
Корейцы-рабочие на строительстве Китайско-Восточной ж.д., начало XX века.
Открытка.
Временная ледовая переправа через реку Амур у Хабаровска, 1915.
Ушедший под лёд паровоз (возможно, вследствие неверного расчёта нагрузки).
Уссурийская дорога, начало XX века.
Вербованный в Европейской России десятник бригады плотников с семьей (женщины, возможно, сёстры).
Китайский парикмахер близ вокзала. Хабаровск, начало XX века.
Инженер-изыскатель пути Дроздов (если не путаю фамилию), трагически погибший в уссурийской тайге при трассировке пути, конец XIX века.
Водолаз готовится к погружению для кессонных работ на строительстве Амурского моста (второго в мире по длине по состоянию на 1916 г.) у Хабаровска, зима 1915.
Построение ссыльно-каторжных на утреннюю поверку. Конец XIX века.
Временный лагерь на 685 версте Уссурийской ж.д., близ Бикина.
Гиляк с грузом в одном из посёлков Восточно-Амурской ж.д. Около 1915.
Китайско-Восточная железная дорога, начало XX века.
Работы внутри временного деревянного каркаса будущего моста.
Инженер путей сообщения. Начало XX века.
Рабочие на земляных работах. Уссурийская дорога, начало XX века.
Бойцы Заамурского корпуса пограничной (железнодорожной) стражи, охранявшие полосу отчуждения КВЖД в Китае, которую контролировала по договору Российская Империя.
Начало XX века.
Китайско-Восточная железная дорога, начало XX века.
Рабочие на земляных работах.
Китайско-Восточная железная дорога, начало XX века.
Манзы-каменотёсы (китайцы).
Открытка.
Мой прадед, Степан Сергеевич Сигачёв (1880-1931). Из бедной крестьянской семьи в Пензенской губернии. В 19-летнем возрасте завербуется на строительство железной дороги и уедет в Китай, где вырастет из простого землекопа сперва до десятника, а потом до производителя работ (прораба).
Рядом – прабабушка Мария Афанасьевна, у неё на руках старший сын Александр (погибнет на Халхин-Голе в июле 1939 г.). Мой дед Павел родится двумя годами позже, в 1914 г., тоже попадёт на Халхин-Гол пулемётчиком, получит тяжелое ранение, но выживет (а иначе я б это всё не написал). А всего в семье прадеда будет восемь детей, двое погибнут на войне.
Фото 1912 года.
Из фамильного фотоархива.
---
* Соловьев, конечно, никаких на Сибирской магистрали нету, они там в первую же зиму вымерзнут нахер. Это фигура речи такая, от «Лесоповала». А соловьи в Курске поют, туда за ними и езжайте.
Через 25 лет после окончания постройки эта дорога повезёт на себе дальневосточные дивизии на Запад, на фронт - к битве за Москву, чем и спасёт положение, в немалой степени. Будет работать на износ всю войну, а потом на восстановление промышленности.
Собственно, она и останется становым хребтом СССР и России. И сегодня – тоже.
Без Транссиба – России нет, как организованной воедино территории.
Так что спите спокойно, строители Империи на Дальнем Востоке.
Мир праху вашему.
Journal information