Ну а я вчера впервые внимательно рассмотрел и прочитал все мемориальные доски на Спасе, посвященные деяниям Александра II Освободителя, убиенного на этом месте. Как-то раньше не присматривался внимательно на детали. А досок там много, не меньше дюжины.
Вчерашний вид на Спас от корпуса Бенуа.
Вот самая приметная доска – я сперва подумал, реставрация, пока не прочёл надпись ниже.
Смотрите крупнее на неё.
Очень приятно было посмотреть на присоединение Амурского и Уссурийского края, совершившееся при Александре. Это действительно ценнейшее приращение территории.
Тоже интересная надпись: «ограничение» (не отмена) телесных наказаний. Тоже ставится в заслугу императору.
Еще была доска (не снял, поленился) – за вольности крестьянам Царства Польского. Что за такие вольности он дал, не знаю, надо почитать. В 1864-м, аккурат после Польского восстания 1863-го.
Ограда Михайловского сада. Все очень прозрачно пока.
Часовенка напротив Спаса. Тут находится небольшой музей Александра II с довольно любопытными экспонатами, кто не был – зайдите.
Бонусом – Дом Адамини на Мойке, 1. Больно уж он в этот день красовался на мартовском солнце, я не удержался и запечатлел.
Вот что про этот дом пишет энциклопедия Петербурга:
Постройка дома завершилась в 1827 году. Одним из первых жильцов дома Адамини стал барон П. Шиллинг фон Конштадт - выдающийся ученый, обладавший широчайшими познаниями в разных областях науки. Физик, криптограф, востоковед. Одним из его главных увлечений были опыты с электромагнитным телеграфом, и именно в доме Адамини были проведены первые в мире демонстрации этого изобретения. После смерти Шиллинга его разработки были практически забыты, а изобретателями телеграфа считались другие ученые, в частности - Морзе. Только в научной статье 1859 года были восстановлены права Шиллинга на звание первооткрывателя в этой области.
После смерти купца Антонова хозяйкой дома Адамини стала его вдова. По ее желанию в 1846 году была сделана теплая галерея со стеклянными дверями и "зонтиками" у подъездов. Вероятно, именно тогда был перестроен первый этаж. Позднее домом владели генеральши Офросимова, Гояринова, графиня Гудович, а затем в нем разместился Департамент уделов.
В 1910-х годах в доме Адамини размещалось Художественное бюро Добычиной - своеобразный салон-магазин. Здесь устраивались выставки художественных объединений, концерты известных музыкантов. Именно на выставке художественного бюро в декабре 1915 года были впервые показаны работы крупнейших представителей русского авангарда - К. Малевича, В. Татлина, О. Розановой.
В 1916-1919 годах в подвале дома было открыто литературно-артистическое кафе "Привал комедиантов". Здесь бывали Ахматова, Блок, Гумилев, Горький, Брюсов, Маяковский. "Привал комедиантов" был одним из центров культурной жизни Петербурга тех лет. Росписи на его стенах - работы художников С. Судейкина, Б. Григорьева и других - были утрачены в результате наводнения 1924 года.
В годы Великой Отечественной войны дом Адамини пострадал едва ли не первым из старинных зданий Петербурга: 26 ноября 1941 года в него попали две фугасные бомбы. Но уже в 1946 году здание было восстановлено по проекту архитектора А. Гинцберга.
В 1948 году в доме Адамини поселился известный писатель Ю. Герман. Здесь же вырос его сын, кинорежиссер А. Герман, известный благодаря своим картинам "Двадцать дней без войны", "Мой друг Иван Лапшин", "Проверка на дорогах".
В общем, интересный дом.
А подле него – небольшой мостик через Мойку, именем Мало-Конюшенный.
Мойка успела за последнюю неделю февраля покрыться тонкой ледяной пленкой, чтоб совсем уж без зимы не быть…)
Journal information