Посетил три выставки и немного, по привычке, переполз в Михайловский, побродил по основной экспозиции, среди любимых картин: от Госсовета Репина – к Христу Поленова, затем к ярмарке Маковского, потом, конечно, в красный зал, к Айвазовскому и Брюллову, где можно спокойно посидеть и поразмыслить обо всём.
Впрочем, кому интересно – под катом немного поподробней.
Базировался я на гардероб корпуса Бенуа, что для меня было не очень традиционно. Однако это было наиболее удобно: выставки-то все там, на 2-м этаже.
Первая выставка, «Венера Советская» - очень оригинальная. Представлен комплекс эротики и неэротики, и вообще, отображения советских женщин-работниц ранне-романтического и имперского периодов Соввласти. Вначале плакатный пласт – оригиналы 20-х годов в том числе, потом картины более романтические, некоторые циклы из прошлой выставки «Круг Художников», в частности «Метростроевки», классика жанра 30-х годов – пышущие здоровьем будущие матери, без всякого намёка на склявость и костястость моделей нынешнего времени. Много старого знакомца Александра Самохвалова – я отметил про себя, что он был весьма и весьма плодовитым. С его картинами официального плана соседствовали совершенно неожиданные эротические картины, где комсомолка-физкультурница, скажем, фривольно начинает снимать трусики – причем картины написаны очень талантливо. Жизнь-то и взгляд художника, его ведь никуда не спрячешь. Наблюдательный глаз заметит много интересных подробностей эпохи – например, стили нижнего белья или купальников.
Надо сказать, что мастера вроде Самохвалова и Дейнеки потихоньку начинают переползать из «моды последнего времени» в компанию классиков живописи, это и по сопроводительным текстам чувствуется.
Завершается выставка инсталляциями в стиле незабвенного Плотского-Поцелуева и около того, которые тоже интересно посмотреть. Плохо одно – смотрители пасут нещадно, и снять решительно ничего невозможно! Даже камерой с поворотником.
Вторая выставка – известнейшего классика-пейзажиста Архипа Куинджи. Вообще, он и раньше был представлен в основной экспозиции, но тут собрали не просто множество его картин, но и небольшие наброски-акварели, и прижизненные книги, и даже посмертные книгоиздания, в отдельном мини-зальчике.
А картин Куинджи собрали просто море, свезли и из Третьяковки, и ещё из каких-то городов, и из запасников (эксизы), и можно было, наконец, предаться любимому моему занятию: разложению техники написания картин на оттенки цветов. У каждого заметного художника – своя манера, так вот у Куинджи главная фишка – это реалистичный чёрный цвет в картинах и великое множество его оттенков. Я не видел такого художника, который настолько самозабвенно любит чёрный цвет и имеет над ним полную власть, заставляя поверить в его реальность на картине.
Темы же у него превалируют преимущественно две: закат с нежно-розовым оттенком и черным теневым задним планом, и (условно) – «лунная ночь», которая мне особенно по душе. Чрезвычайно интересно было прослеживать эволюцию его взглядов по отображению черной лунной ночи, и на применяемые приёмы, и для этого не надо было ехать в Астрахань, Москву и Нижний Новгород: все в одном. Тут и черно-зелёная лунная ночь на Днепре, и просто чёрно-белая, и четырехкрасочная ночь (черный, белый, желтый, зеленый), и ещё варианты.
То же самое и по закатам. «Дневные» же его картины я смотрел весьма поверхностно, так как меня интересовали в основном ночные и вечерние виды. Надо сказать и о крупном проколе организаторов – небольшие «тренировочные» картины и эскизы были установлены на пюпитрах в центре залов под углом примерно 25-30 град. к полу, отчего их было совершенно невозможно смотреть: на них отражался дневной свет. Это меня сильно нервировало и злило, поскольку я не мог найти нормального ракурса, не мешающего оценивать цвет.
Но в целом – выставку Куинджи однозначно рекомендую. Да, и имейте в виду, что половина посетителей музея идет именно на эту выставку, так что часиков в 12 дня там толчётся море народу.
Третья выставка меня совсем не зацепила – живописца Владимира Жукова. Да и пошёл я на неё после Куинджи, как-то неправильно. В общем, немного посмотрел и ушёл.
А после перешёл в Михайловский дворец, и после того, как поздоровался со всеми моими любимцами и любимицами, сел в большом красном зале передохнуть немного, как раз напротив «Девятого Вала».
Тут подошла одна экскурсоводша с группой, и я на халяву прослушал лекцию о картине Брюллова «Последний день Помпеи» в стиле «легкий юмор и интересные факты». Через минут семь – подошла и вторая, и послушал ту же лекцию, но уже в стиле «пафос с придыханием». Было очень забавное ощущение :)
Потом они все ушли, в зале стало тихо, и меня вдруг осенило – а ведь обе картины с катастрофами висят точно друг против друга!
На одной картине (Айвазовского) люди через несколько минут утонут и захлебнутся. На другой (Брюллова) - будут сожжены лавой и уничтожены землетрясением.
Подивился я тайной задумке музейщиков, которую внезапно открыл, да и пошёл задумчиво к выходу, на весеннее солнце, прочь от лавы, гигантских водных валов и падающих на голову статуй.
Такой в этот раз вышел у меня поход.
Для сравнения: Октябрьский поход в Русский музей
Journal information