В этом цикле постов я хочу познакомить вас с некоторыми точками «северного полюса» православия, Соловецких островов, по итогам той поездки. Это прежде всего труднодоступный остров Анзер, северо-восточный остров архипелага, где мало кто бывает; а в качестве дополнения расскажу об остатках Соловецкой школы юнг. Если запала хватит, то и ещё что-нибудь из соловецкого захвачу – там интересно практически всё.
«Анна-Мария» стоит на соловецком причале. Она нас привезла сюда, она же нас увезет обратно, на «большую землю» в Рабочеостровск.
Соловки – чрезвычайно запоминающееся место. Не только фантастическими пейзажами или сверхмощными стенами местного Кремля, но и рукотворными делами человека, не вооружённого современными технологиями. Полтысячи лет люди преобразовывали эти места, и порой удивляешься не только изобретательности монахов прошлых веков, но и удивительно упорной борьбе за выживание и укоренение в суровых местах этих. Это очень своеобразный, имеющий неожиданные грани, отчасти замкнутый мир, выросший на отдалённом архипелаге в Белом море.
Подходим к Монастырской бухте на «Анне-Марии». 16 июля 2005 г.
Что я могу сказать о Соловках, если обобщить все мои впечатления, наблюдения и сравнения с другими подобыми местами, куда тоже шли подвижники веры (Валаам, Путсаари, Реконька и др.)?
Во-первых – они подлинные по атмосфере. Совершенно честный и подлинный дух, без признаков гламура и всей этой цивилизационной пены, в которой мы живём и варимся каждодневно и без которой не мыслим повседневной жизни. Он встречает тебя везде, куда бы ты не поехал – на каменную дамбу Муксалмы, на Филипповские садки, ходишь ли ты по берегам Святого озера за Кремлём или по ботаническому саду. И ещё: ты там можешь остаться внутренне совершенно один, и общаться с этим миром без посредников. Если будет желание.
Нет-нет, конечно, туда тоже проникает коммерциализация и деланье денег на туристах. Но это выглядит совсем не "современно цивилизованно": с частичным выхолащиванием внутреннего содержания и оставлением красивой туристской и максимально комфортной обложки. Это делается по-русски – с хорошими и плохими сторонами этого подхода. С хорошими – потому что минимум новодела и изматывающей конвейерной организации туризма (вспомните Петергоф), но максимум реализма. С плохими – потому что могут попросить совершенно неадекватных денег за обычную услугу. Или помочь совершенно бесплатно, в зависимости от отношения. Немонастырским островитянам надо выживать 8 из 12 месяцев в году...
Количество предлагаемых услуг растёт, но если честно - я был рад, что туда не проникли «настоящие европейские стандарты» - ни в гостиничный сервис, ни в экскурсионные маршруты. Это позволяет этому миру оставаться подлинным, и быть до сих пор избавленным от обнаглевших «господ жизни с деньгами», считающих полотенца в отелях и обсуждающих преимущества олл-инклюзив в разных отелях и где какое пойло бесплатней раздают. То есть, иными словами, «рабам комфорта» делать там нечего, надо прямо сказать - и это очень фильтрует общую атмосферу. Туда приедут те, кто хочет именно туда, несмотря на все неудобства.
И там люди гораздо «равней», чем в других местах. На время пребывания там, конечно – но равней. Мажоров по поведению Соловки не любят.
А второе яркое свойство Соловков – это одно из наиболее русских мест в мире. Мест, выражающих характер русской нации со всеми их свойствами. Поэтому тем, кто хочет чуть лучше понять этот характер, или хотя бы подойти ближе к этому пониманию, надо ехать именно на Соловки. Русскость на Соловках выражается на порядок концентрированней, нежели на Валааме или в Новгороде, и равна разве что только некоторым местам Русского Севера.
И не требуйте от меня математических формулировок этого свойства, я все равно его не выражу – это надо видеть и чувствовать.
Хорошо про это сказал один из авторов сайта «Соловки.Инфо» Дмитрий Лебедев:
"Чаще всего упоминание Соловков вызывает у собеседника ассоциацию с тюрьмой, сталинскими лагерями и репрессиями, а подавляющее число западных туристов едут на Соловки именно с целью посетить место, где был знаменитый лагерь. Один знакомый немец пытался даже найти на Соловках ответы на вопросы о причинах происхождения тоталитаризма в мире. В действительности, по моему убеждению, лагерная тема соловецкой истории только в третью очередь составляет значимость Соловков. Лагерь существовал на Соловках около 20 лет — трагических и горестных, пропитанных слезами и кровью многих тысяч людей. Но 500 лет до этого Соловки были православным монастырем и за свою многовековую историю превратились в одну из наиболее почитаемых православных святынь России. Не следует забывать и об уникальном природном комплексе соловецкого архипелага. [...]
Соловецкий комплекс — это выдающийся памятник, представляющий собой апогей русской православной стойкости и мужества; выдающийся пример монастырского поселения в суровых условиях Северной Европы, являющийся прекрасным примером веры, целеустремленности и мужества религиозных общин позднего средневековья». Но кроме того, Соловки, с моей точки зрения, являются абсолютным символом чисто русского отношения к жизни и вере.
В противоположность Западному миру и западному человеку, который в основе своей рационален и прагматичен, русский человек, как мне кажется, часто склонен к иррациональным поступкам. И еще одна наша национальная особенность — мы готовы беззаветно трудиться только во имя великих целей. Простое зарабатывание денег — нам скучно. Во всем, что делает наш соотечественник — от забивания гвоздя до производства атомной бомбы, он должен видеть высший смысл. Обратитесь к нашей истории. За идею, за Родину, за Веру, за любовь — мы готовы на подвиги, на мобилизацию ресурсов, на усилия, а каждый день ходить на работу и зарабатывать себе на жизнь — это рутина, которая нас не вдохновляет. [...]
В картине современного российского мира православные монастыри вообще, а Соловки особенно ярко, являются интуитивной психологической альтернативой рациональности и прагматизму, свидетельством и символом иного устройства мира, иного мироощущения, иного времени, альтернативой «абсолютным» ценностям современной цивилизации. Аскетизм, отшельничество, монашество, добровольный уход из мира, посвящение себя молитве и служению Богу — все это абсолютно вне системы ценностей «общества потребления». Существование монастырей делает мир не таким однозначным и гомогенным, как хочется глобалистам, помогает человеку осознать многообразие истин, картин, философий, ценностей. Так было и в прошлом."
Посмотрите на карту архипелага.
Центральный и самой большой остров – Большой Соловецкий. Кремль находится в западной части острова, в его узкой части. Анзер – «Соловки Соловков» - на северо-востоке от Большого Соловецкого.
Мы же в этой серии поедем по маршруту цифры 1 на северо-запад на поселок Реболду, переправимся на Анзер по пятикилометровому проливу Анзерская Салма (2), сьездим на северный мыс Анзера с тундровой природой (3), а потом достигнем Голгофо-Распятского скита (4). Потом – обратный путь.
А это – все треки наших передвижений по Соловкам за четверо суток.
Палаточный наш лагерь (а ездил я туда с экспедицией «Велопитера», с велосипедом) находился чуть северней Кремля, это где сходятся все треки.
В первый день мы сьездили на каменную Дамбу, соединяющую Большой Соловецкий остров с Муксалмой (строго на восток, у южной кромки карты), по пути посетив развалины Соловецкой школы юнг. Второй день ознаменовался покорением Большой Соловецкой петли (около 60 км вокруг Большого Соловецкого острова) – довольно непростой и очень ёмкий по впечатлениям велопоход на полсуток с участками бездорожья. В третий день – поехали на Анзер (через пролив и далее по острову). Четвертый – был посвящен непосредственно Кремлю и ближним окрестностям.
Что ещё поразило? Соловки – кошачий рай. Кошек там много, попадаются везде – в монастыре, в посёлке, на ближних дорогах. Потом привык, но сперва удивляло :)
Котёнок на Реболде.
Фото Михаила Дмитриева
Кот в сельпо прикремлёвского посёлка, как символ неторопливого ритма жизни Соловков.
Фото Александра Бойко
Есть там и такие сувениры.
Кстати, спички большие по размеру, хорошо и медленно горят на ветру.
Итак, получив во второй вечер т.н. «паломническую путёвку» на группу, мы готовились к поездке на остров Анзер, о которой далее и пойдёт мой обстоятельный фото-рассказ. Без этой бумажки вас не посадит на борт ни один катер, идущий туда. Получить её – тоже непросто, деньги тут не сильно помогают.
Фото Михаила Дмитриева, фрагмент
Ехать туда из монастырской пристани долго и нудно – огибая почти весь остров, часа четыре в один конец, не меньше, а часто - больше. Мы же пошли более рискованным, но коротким и экономным путём – арендовали шесть лодок у рыбацкой артели для переправы непосредственно через Анзерскую Салму. Рискованно это было потому, что любое существенное волнение или непогода сорвала бы наши планы, но, как говорится – «кто не рискует, тот не пьёт шампанское».
Вот мы и ждали следующего утра – доведётся ли выпить наше «шампанское» или нет?
Это было пока неясно.
PS. Конечно же, всё выше- и нижесказанное представляет мой личный взгляд.
Продолжение следует.
Journal information