Вот тут (частично) виден наш путь. Дорога от мыса Троицкого не отмечена.
Внутреннее озерцо по пути.
Примерно через минут 50 (расстояния тут небольшие) мы достигаем Голгофы, и открывается знакомый по старым миниатюрам, но сильно заросший вид.
Вот, например, старая миниатюра Голгофо-Распятского скита.
А этот рисунок показывает наш вид поточней. Сейчас проедем маленькую часовенку на подьеме, что изображена тут.
Вот она, уже подновлена и выглядит весьма аккуратно.
Вид от неё наверх, на Голгофу.
Старый колодец напротив часовни.
И снова вид вверх. Сейчас дорога опояшет холм, и с другой стороны подойдёт к основной постройке скита.
Останки деревянных сооружений XIX века.
Церковь Распятия Господня сейчас в режиме восстановления.
Немного дополнительных сведений о ней:
В 1828 году на вершине горы Голгофы построена пятиглавая каменная церковь в честь Распятия Господня. Новый храм освящен 13 (26) сентября 1830 года, в канун праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. На массивном валунном фундаменте была воздвигнута церковь в честь Распятия Господня, трапезная палата с приделом Успения Пресвятой Богородицы, кельи и колокольня. Над мощами преподобного Иова (в северо-восточном углу трапезной палаты) сооружена гробница. В XIX веке построены другие необходимые для скита сооружения: деревянный келейный корпус, здание для трудников, хозяйственные постройки.
* * *
Количество насельников скита не превышало двадцати человек. Известно, что в 1880 году в скиту находилось восемнадцать человек братии: три иеромонаха, иеродиакон, монахи и послушники.
http://www.solovki-monastyr.ru/skit-gr.htm
Вид с Голгофы вниз, на озеро.
Осмотрев реставрируемую церковь, основная часть байкеров растеклась вниз, к монастырским постройкам и озеру, наверху нас осталось человек 5-6. И один из нас (а кто, уж и не припомню), спросил проходящего священника: «А можно наверх подняться, посмотреть?». Батюшка ненадолго задумался и изрёк: «Сходите, только осторожно, там скаты крутые». И мы, обрадованные, пошли внутрь.
Вот «чешуйки», которые потом займут место на луковках храма. По технологии им надо высушиться вне воздействия дождевой влаги, какое-то время.
Восстанавливаемое внутреннее пространство.
И вот мы осторожно выходим наверх, в чердачный лаз.
Вид на юг. Вдали – Белое море, поближе – внутреннее озеро Анзера.
А вот и тот вид, который я вам показал отдельно ранее.
Полюбовались видами, и стали спускаться вниз.
Там есть одна достопримечательность, которая вызывала некоторое сомнение: береза, растущая в виде креста, причём естественно. Ей около 70-75 лет, времен Соловецкого лагеря или чуть позже. Но так и есть, причём крест очень правильный. Впечатление произвело...
У скита хозяйство натуральное, всё доставляется лошадьми (на Анзере никогда не было ни автомобилей, ни автомобильных дорог – так нам сказали послушники).
Тут же работали и трудники. Мы подошли, поздоровались.
Все тут немногословные – на Анзере вообще пустопорожняя болтовня практически нисколько не развита. Если нечего сказать, помолчи, постой, посмотри.
Вот так постепенно создаются «чешуйки» для луковок храма.
Фото Василия Мусякова
И ещё один вид.
Фото Василия Мусякова
После этого мы поехали на пристань – пора было возвращаться на Большой Соловецкий.
Продолжение следует.
1. Соловки, genius loci.
2. Высадка на Анзер.
3. Свято-Вознесенский скит.
4. Мыс Троицкий. Природа.
Journal information