Давайте-ка рассмотрим его и его историю поподробней.
Обычно я к этому дому попадаю со стороны Гороховой (в советское время она называлась ул. Дзержинского). Идёшь по лучу в направлении Адмиралтейства, и в самом конце улицы, аккурат на углу проспекта, он и есть. Тут его ещё не видно, его заслоняет сосед, это просто визуальное впечатление приближения по Гороховой.
А вот и он, этот дом. Чуть левее уже стоит более высокий дом, который на углу Невского.
Так чем же он знаменит? Ой, очень многим!
Даю слово «Независимому Военному Обозрению»:
В Санкт-Петербурге, напротив здания Адмиралтейства, находится старинный четырехэтажный особняк, возведенный в конце XVIII века известным архитектором Джакомо Кваренги для лейб-медика императрицы Екатерины барона Фитингофа.
После смерти Фитингофа особняк был выкуплен городской казной у его наследников, и с 1804 года в нем расположились «губернские присутственные места», то есть часть администрации Санкт-Петербурга. Факт этот интересен еще и потому, что здесь трудились будущие декабристы Кондратий Рылеев и Иван Пущин.
С конца 1877 года дом передается санкт-петербургскому градоначальнику, для служебной квартиры которого со стороны двора пристраивается пятый этаж. При высшем столичном должностном лице, ведавшим административно-полицейскими вопросами, непосредственно в помещении бывших присутственных мест размещаются Отделение по охране общественной безопасности и спокойствия, или хорошо знакомая нам охранка, а по соседству – губернское жандармское управление. Правда, затем они сменили адреса: губернское жандармское управление в 1898 году перебралось на Миллионную улицу, 11; в 1906-м Охранное отделение переехало в бывшую квартиру Александра Сергеевича Пушкина на набережную Мойки, 12.
Дореволюционное фото дома (предположительно, конец XIX века).
www.museum.ru
Именно в доме на Гороховой, 2 24 января 1878 года Вера Засулич стреляла в градоначальника генерала Федора Трепова. Сюда привозили покушавшихся на жизнь императора Александра II народовольцев Александра Соловьева, Николая Рысакова, Николая Кибальчича, других менее именитых государственных преступников.
В мемориальном кабинете, ныне воссозданном в интерьерах конца XIX века, после Трепова восседал жандармский подполковник Георгий Судейкин – несмотря на столь скромный чин, фактически являвшийся руководителем российской политической полиции и впоследствии убитый собственным агентом – знаменитым провокатором Сергеем Дегаевым...
По иронии судьбы, в этом же доме в течение 80 дней – в декабре 1917-го – марте 1918 года – будет находиться Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем, а ее председатель, «рыцарь революции» Феликс Дзержинский ненадолго займет кабинет Трепова и Судейкина...
До окончания строительства широко известного в Ленинграде-Петербурге «большого дома» на Литейном проспекте в старом особняке располагались питерские подразделения ВЧК и ОГПУ.
30 августа 1918 года в подъезде дома эсер Канигиссер застрелил председателя Петроградской чрезвычайной комиссии Моисея Урицкого (про Урицкого - видимо, ошибка автора текста - periskop).
Чуть более тридцати лет назад в особняке Фитингофа, который еще в 1918 году был взят под охрану государства как памятник архитектуры и истории, открылся Мемориальный музей-кабинет Дзержинского, от которого и ведет свою родословную сегодняшний музей «Гороховая, 2» – филиал Петербургского музея политической истории России.
* * *
Вот такой он, этот дом. Легендарный по причастности к громким событиям истории.
Лейб-медик императрицы Екатерины Великой, декабристы, Вера Засулич и Трепов, Третье Отделение Его Величества Канцелярии, начало пути всесильной ВЧК, Феликс Дзержинский. Истории хватит на десять домов…
Мемориальная доска Феликсу Дзержинскому на углу.
Легкомысленный барельеф на фасаде.
Вид от Адмиралтейского проспекта в сторону Исаакия. За домом – уходит вглубь исторического Петербурга Гороховая.
…и некоторые «герои» этого дома.
Вера Засулич, стрелявшая в градоначальника генерала Федора Трепова.
А вот как на ксилографии в памфлете изображались тупые сатрапы гнусного царского самодержавия. И – мужественные освободительные террористы в лице хрупкой девушки Веры. Тогда для русской интеллигенции террористы были очень прогрессивными и хорошими.
Тут Вера Засулич на похоронах жертв февральской революции на Марсовом поле. Стоит в центре. Умерла она в 1919 г.
Ну и Феликс Дзержинский, времен самого начала пути ВЧК. Непросто было найти фото его петроградского периода, длившегося всего 80 дней (10 марта правительство переехало в Москву), но я разыскал. Он тут ещё не «канонического» вида.
PS. В доме сейчас есть музей Политической полиции. Думаю как-нибудь сходить, вот только работает он крайне неудобно – в выходные отдыхает.
Мои снимки - февраля 2008 г.
Journal information