Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Военно-атомное вело (часть 1)

...Наступали три выходных, завершаемых Днем Победы. Погодка на дворе стояла нереально для Ленинградщины идеальная. 7 мая я отсиделся на Финском заливе, отмечая два дня рождения друзей, шашлыки там и всё прочее; однако ж душа просила что-то ещё такое, желательно неизведанное ранее, и адреналинно-морское. И вот, решили мы 8 мая с barmaroz двинуть на запад от города-героя Ленинграда, да по южному побережью Залива, да пересечь две бывших линии фронтов, да сосною смолистой массированно подышать.

Мда... Были у меня походы интересные. Были экстремальные. Были красивые и просто тематические тоже были. Но этот вышел эпический. Ей-ей, точно! Иначе не скажешь.

Да и то, посудите сами. В течение дня было пересечено пять запретных зон-колючек, и ещё одна нам не поддалась; при это оба участника боялись их пересекать, но каждый в разных местах. Совершено пять выездов на берег Финского залива. Выполнено пять пересечений железной дороги, из них три – не обозначенных на картах для обычного совейского расейского картоюзера. Все места - неизвестные мне ранее.
А началось всё весело, с военно-штурмового уклона. Затем плавно перешло в фортификационно-артиллерийский, после чего перетекло в военно-морской и сетчато-радиолокационный. В соснах под эмблемой подводной лодки неожиданно был отмечен юбилей с четырьмя нулями. Навигационно-морской оттенок похода немного был разбавлен деревянно-архитектурным, с вкраплением бессмертного полотна великого Пикассо; но не успел он утвердиться в этом качестве, как внезапно превратился в реактивный и алюминиево-авиационный. Два малость оглушенных всем увиденным участника полчаса побыли сталкерами в Зоне, после чего насильственно придали походу нейтринно-атомный уклон. Кончилось же все благополучно, в детском парке, под портретом доброго сказочника Андерсена, и символом оттяга стал неприлично сладкий квас, плавленый сырок и задушевная беседа с юным знатоком атомной промышленности СССР.
Попутно был установлен рекорд для одного аккумулятора Никон (289 снимков), правда, не зарегистрированный ни ФАИ, ни Петербургским домом фотографа. С собою из-под колючек участники похода вывезли около десятка загадок, которые теперь некуда деть и, значит, придется коллективно разгадывать.
Нет-нет, про такой поход не рассказать - грешно. Хотя жалко не спать лишние часы. Так что слушайте и смотрите, кому интересно.

(противным скрипучим голосом) В тридесятом царстве, в тридевятом государстве жила-была зеленая утренняя электричка, озабоченно мчащаяся от Ораниенбаума на запад, за погранзону. И служили два товарища, ага ехали в ней два велобайкера.



И ехали они в вагоне, и листали атлас, утверждая план похода. А он вырисовывался таким: высадиться в Лебяжьем, ехать по южному берегу Залива через форты Красная Горка и Серая Лошадь, осмотреть их; затем выехать на сосновоборскую трассу, завернуть по пути на Устьинский мыс и одноимённый маяк, достичь Соснового Бора, осмотреть его и вернуться другой дорогой обратно в Лебяжье. Все просто, все дороги очевидны. Всего одна сотня километров. Крути себе педали да гедонируй в меру сил.

Ага, а вот и Лебяжье! Зеленая железная колбаса на рельсах неравномерно тормозит и мы вместе с великами высыпаемся из её чрева. Какая ляпота! Тихая станция среди хвойных великанов, легкий сосновый коктейль воздуха, приглушенные голоса и лязг колёс удаляющейся электрички. Сидит задумчивая бабушка с коляской, рядом с нею преданными глазами на нас смотрит собака.


Идём вглубь, по дороге, в сосны. И сразу – масса сюрпризов, для затравки. Справа воинская часть, у ворот на постаменте установлен замечательный памятник - БМП. Суперменский российский зольдат с отрицательным резус-фактором залихватски одной рукой держит что-то типа АК на фоне трехцветного флага. Напротив – плакат не менее трогательный: «Водитель! Береги технику и жизнь товарищей!». На плакате прямо на нас прёт ЗИЛ-131, слева – Урал, справа – ГАЗ-66. Какой-то военный фотошопщик славно постарался, поколлажился! И везде сосны, кажется, что они растут отовсюду тут. Разве что не из домов только.



А первая загадка нас поджидала в скверике у вояк. На постаменте скромно красовался... нет, не Герой Советского Союза, не партизан, не красный командир, а гордый римлянин с лавровым венком на башке! Я глазам своим не мог не верить! Обследовал внимательно и постамент, все его грани, и всё рядышком. Но нет, изобретательные местные деятели не оставили никаких следов ни на каком языке. Кто это мог быть? Август Октавиан? Траян? Марк Аврелий? А может, сам Гай Юлий Цезарь?
Но гордые сосны молчали вокруг, и мы, несолоно хлебавши, поехали далее...


Про легендарного штурмовика на площади - ИЛ-2 - я уже знал по прошлому году, и нашли мы его быстро. Посмотрели, помолчали. Прошли вокруг. Потом Боря стал допытываться о выхлопных патрубках у двигателя и о торчащих вперед элементах. Ну, я и сам не всё точно знал, но что мог, то ответил. Рассказал ему про технологию протектирования бензобаков, про бронирование кабины, про незащищенность стрелка в первые полтора года войны, про потрясающую выживаемость машины. Что он мог прийти на аэродром с 20-30 пробоинами на крыле. В общем, самолет серьезный, и немцы его боялись по-настоящему, за что спасибо и его конструкторам, и ребятам-лётчикам.


Далее наш путь лежал на Красную Горку - мы искали эту правильную дорогу, отворачивающую вправо от шоссе, но нашли ее не сразу, заехав сперва в тупик у залива. Потом покатили верным путем, любуясь периодически подходящим к нам морем. Дорога постепенно поднималась, и обрыв к воде увеличивался.
А вот наконец и отворот на мемориал «Красная Горка». А там, за ним, дальше, раскинулся и сам форт. Рядом проехал рейсовый пазик и высадил из своего чрева группу солдат с венками. Ну да, сегодня ж последний предпраздничный день, будут украшать памятники, подумал я...


По бетонным плитам мы на великах попрыгали к мемориалу. Солдаты с венками – за нами. Мемориал стоял прямо на обрыве к Финскому заливу, и представлял собою три возвышающихся мачты, скрепленные крест-накрест рельсами, от них спускались вниз на цепях якоря. Присмотревшись, я увидел на одном из якорей (и только на нём!) Знак Качества СССР, введенный по инициативе Косыгина в 1977 году. Почему из трех якорей этого знака удостоился только один, я так и не понял, и это осталось загадкой номер 2. Напротив были расположены более традиционные гранитные плиты, на которых были увековечены сразу три события – павшим при подавлении кронштадского мятежа (1921 год), затем 206 морякам с эсминцев «Гавриил», «Константин» и «Свобода» (август 1919, надо уточнить, что это за событие?), и наконец, воинам-морякам Великой Отечественной.




Осмотрели мемориал и решили двигаться на сам форт. Он, надо сказать, зело большой по территории. Но сперва посмотрели какое-то интересное сооружение за мемориалом. Что это, я точно не знаю, но предположил, что это водонапорная башня – хотя это тоже осталось загадкой, номер 3. Внутри нее была четырехугольная дырка, зиявшая на голубое майское небо.


Весна уже вступала в свои права, и вот эти трогательные цветочки росли во многих местах форта, оживляя пейзаж.


Форт «Красная Горка» расположен на очень возвышенном месте берега, откуда открывается прекрасный обзор акватории Финского Залива, но сами строения находятся среди высоких сосен и с моря, скорее всего, видны очень плохо. Даже наблюдательные вышки там, как я заметил, были высотой не выше общего массива деревьев. Словом, место выбрано грамотное. Вдоль обрыва шла узкая дорога, по которой мы и поехали дальше.


Проехав вряд ли больше полукилометра, мы заметили в глубине бора множество невысоких бетонных строений и вышек и свернули туда. Строения были окружены контуром колючки, каковая в изобилии была вообще везде вокруг, а через периодические промежутки были поставлены вышки для охраны. Мы подошли к контуру ограждения, но, поскольку не смогли до конца прочесть темно-рыжую надпись, гласившую, что это «...ретная зона», просто заехали и там, внутри уже, пошли пешком. Множество заглубленных бетонных строений, пушечных капониров, да и земля вся страшно обкопанная, какая-то вся израненная. Хотя окопы уже сильно заросли травой.
Пройдя ещё подальше, мы увидели длинный пологий вал метров 300-400 длиной, внутри которого, очевидно, проходил сквозной тоннель с массой внутренних помещений. Об этом свидетельствовали периодические входы-дырки в этот вал.



В одну из них решили заглянуть и мы, спустившись по осыпающемуся своду. Так и есть, длинный тоннель внутри искуственного вала простирался в обе стороны, и можно было теоретически пройти его весь. Слева висели крючья для кабелей, кое-где сохранились раздербаненные электрощитки и изоляторы середины XX века
К сожалению, при сборах ни я, ни Боря, не взяли фонарики, так что обследование было очень поверхностным. Я светил фотоаппаратом (точней, лучом автозамера фокуса), а Боря – веломигалкой. Но немного внутри по тоннелю прошли, правда, не рискнули заворачивать в боковые ответвления – все равно ни пса не видно.
Потом залезли на вышку НП, а оттуда – и на деревянную сторожевую. Интересно было представить, что именно видел вокруг охранявший форт стрелок...



Но главной целью посещения этого форта было осмотреть стоящие там подлинные дальнобойные орудия 305-мм морской артиллерии на железнодорожном ходу, по которым я лазил еще в 2002 году, но сейчас хотел их осмотреть основательно. Надо было найти их.


Идя вперед, мы наконец заметили их, уже издалека. И я возрадовался. Но рано! Подойдя ближе, я увидел внушительную зеленую вышку и охранника в ней. Орудия и платформы-транспортеры обнесли двумя рядами колючей проволоки и смотреть их вблизи не было никакой возможности. Разве что зумом фотокамеры. А ведь 4 года назад мы с другом ездили сюда на машине, и они были в свободном доступе.



Ну, что поделать. Походили рядом, я стал снимать.
Вообще, история этих железнодорожных монстров с 16 осями очень неординарна. Если сам форт построили при царе-батюшке (примерно в 1910 году), то эти орудийные платформы появились уже в 20-е годы, когда Англия у большевиков считалась главным врагом. Так вот, очухавшись от ужасов гражданской войны и разрухи, коммунисты поскребли по сусекам ленинградских заводов, и нашли на ЛМЗ три или четыре готовых к поставке ствола, предназначенных для линкоров класса «Императрица Мария». Они не были востребованы, потому что и линкоры разобрали на стапелях, да и после революции никому такое не нужно было.
Эти стволы привезли на Красную Горку, и соорудили для них специальные платформы. Дальность у них была около 30-32 км, т.е. они перекрывали огнем и форт Ино (17 км по прямой через залив), и вообще на 15 км вглубь финской территории в районе Териоки (теперь Зеленогорска). Чтобы расширить сектор стрельбы, соорудили специальные пути-усы, и бронепаровоз мог буксировать этих монстров по усам для установки на нужное направление стрельбы. Вес снарядов был около 350 кг, и они подавались не вручную, а по салазкам (снимок ниже). Ну, а при стрельбе паровоз отьезжал на запасной путь, выставлялись в землю противооткатные устройства и сами платформы намертво фиксировались тормозами на рельсах (тож снимок ниже).
Словом, стволы пригодились. И никто не знал тогда, что еще через 15 лет орудия будут работать против немцев, и как говорится, «на всю катушку». Очень дальновидное было решение. Нет, не дураки были советские инженеры и артиллеристы.




Походили, посмотрели. Рядом стояла ещё платформа с меньшим орудием (около 203 мм), тоже внутри контура колючки.


Я хотел еще было договориться с человеком в зеленой вышке, но он упорно не выходил оттуда. Так что само собой родилось решение обойти колючку в надежде подобраться к платформам с другой стороны.
Пошуршали. Идти было трудно, все в окопах, в остатках от взрывов, в воронках. Поваленные деревья кругом, бронеколпаки торчат из земли. Еле-еле дотащили велики до следующего «уса» - шпалы целы, рельсы сняты. Там мы увидели, что колючка тянется сложным образом, и к ж-д орудиям нам никак не подойти. Вот сцуки, заизолировали как! Ну ладно, сели на перекус, прямо на «усе» этом, у колючки. Рядом стояла еще одна вышка, но уже пустая.
Достали термосок с чаем (у Бори чай всегда хороший, элитный), апельсин, шоколад.


Благостно, тихо. Птички поют. Даже говорить ни о чем не хотелось, а просто отхлебывать чаек маленькими глотками и смотреть на необычное окружающее нас. Да и весенний лес вокруг... воздух, настоящий сосновый коктейль. Эх, здорово...


И все-таки мы пошли дальше, по берегу Финского залива, надеясь обойти форт. Обрыв все возвышался и возвышался и мы с высоты увидели внизу, у берега, маленькие точечные фигурки солдат – тех самых, что украшали час назад мемориал на Красной Горке. Вдали была видна полоска Кронштадта и – совсем неясная – полоска берега напротив, на севере, до него было километров 20.


Однако примерно через полкилометра нас ждал грандиозный облом – полоса колючки с вышками уходила вдоль берега Финского залива на столько, сколько видел вдаль глаз. Бля-я-я... хитрые вояки обнесли весь контур форта... Нет, нам это не обойти по берегу – неизвестно куда придем ведь. И когда.
В общем, решили выбираться тем же путем, что и пришли, через мемориал, и поехали вдоль обрыва назад, на дорогу. Там покатили по грунтовой сосновой дорожке. Мимо проносились заброшенные сооружения форта, пара зданий, тоже заброшенных, с пустыми глазницами окон. Возможно, и они каким-то боком принадлежали форту. Ведь там гарнизон был неслабый – около 3 тысяч человек, им нужен был штаб и тыл.


Про форт этот можно говорить ещё много. В первую мировую он особой роли, кроме психологического фактора собственного наличия перед столицей империи, не сыграл. Но вот во Второй мировой... фактически граница Ораниенбаумского плацдарма (который не взяли немцы) определялась дальнобойностью Красногорских орудий – он был центром построенной обороны. Таким образом, Красная Горка, тогда защитила Ленинград, прикрыв Кронштадт и морские подступы к городу.



Продолжение следует. Далее нас ждёт загадочный, всегда конечный, Краснофлотск, картина Пикассо и форт Серая Лошадь.
Tags: Красная Горка, Лебяжье, вело
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal