Я продолжаю, друзиа, наш эпический поход...
Итак, мы весело катили по лесной дорожке после лазанья по окопам и укреплениям форта. Правда, с остановкой на небольшой ремонт моего вела, но мы быстро справились с проблемой. Переезд через ж-д линию... через километр еще переезд.
Красная Горка совсем рядом с Краснофлотском, но мне всегда было непонятно истинное происхождение названия этого места. Почему Краснофлотск? Рядом нет никакой военно-морской базы, никаких кораблей, даже учебных. И вдруг это загадочное название, куда даже 2-3 раза в день ходит отдельная электричка с Балтийского вокзала, в отдельный тупик, ответвляясь от основного хода на Сосновый Бор. Словом, само это место и его назначение есть загадка номер 4.
И вот мы достигли этого самого Краснофлотска. Деревянный вокзальчик, длинная высокая платформа, три пути – два ржавых, один вроде ничего. Звенящая тишина. Тихо, хоть глаз выколи :)
С другой стороны линии – густой сосновый бор и в нем притаились заборы с колючкой и строения. А к соснам прибиты разные любопытные таблички.
Вот «Место для курения». То есть возле этой сосны можно «Беломор» смолить, а возле тех вон и тех – ни-ни! А вот угрожают: «Запретная зона. Проход воспрещен». За табличкой – никаких изменений, сосны и сосны дальше. Но уже - запретные, там низзя! А вверху ещё плакатец – черное сердитое дерево хватает морячка в тельняшке за шкирку и тащит в огонь. Эх, воинское творчество, спасибо, какое же ты оригинальное!
Однако ж, катим дальше. Пересекаем снова ж-д линию, на этот раз уже не обозначенную на свежей топокарте. Линия за дорогой замкнута наглухо аж двумя металлическими воротами, дальше опять вышки, колючка. Среди сосен котельная, и по традиции на дереве табличка из металла - «ЛенВО. Черная Лахта». Во бля, названьице-то... мне при взгляде на неё сразу почему-то вспомнилась легенда про черного прапорщика из «ДМБ».
Еще одна ж-д линия, идущая от Краснофлотска, прямая, как стрела, заросла молоденькими деревцами, отчего глаз немного пугается перспективы. Линия уходит строго говоря, «в никуда». Ну нет, конечно, она идет куда-то «в куда», но мы не знаем, что именно является местом ее назначения и зачем ее проложили. Снова загадка, уже номер 5.
Через полкилометра еще одна узкая перспектива сквозь лес, на высокую бело-красную вышку. Ну, с этим понятно – навигационный створный знак. То есть идет контейнеровоз по морскому каналу Финского залива, и вот когда видит, что на южном берегу в лесной просеке показался знак – второй помощник читает лоцию, а там написано типа того «знак номер Y, с юга, 40 миль до морского порта Ленинграда, справа район номер Z, слева будьте осторожны, держитесь траверза такого-то, маяки такие-то и такие-то далее там-то и там-то...». Ну, не так, конечно, это я очень-очень приблизительно написал.
И вот лес кончился, показались дома, строения, дачки. Ага, торжественный въезд в эту самую Черную Лахту! Глаз мой быстро определяет наличие вкраплений деревянной архитектуры XIX века. Один такой дом, а вон второй – еще оригинальней. Ой, даже есть 3-этажный – теремок на теремке, а выше – ещё маленькая светёлочка! Вот это да! Штакетники валятся вокруг, ну да что ж поделаешь. Да, поселочек интересный.
Много, много интересного. Сарай с надписью «Ельцину – НЕТ!», деревянные останки магазина «Анжелика», как напоминание о лихих и лукавых 90-х годах, остатки резных наличников...
Ну что ж, пора подкрепиться, набрать товару. А вот и магазин: бодренький, беленький, кирпичненький, за свеженьким штакетником. И название подходящее: «У Томаса». Прислоняем велы к крылечку, осматриваемся. Перекур.
Сбрасываемся с Борей по стольнику, иду набираю кой-какой жор. Колбаса, сыр, хлеб, вода. И как венец всему – милые плиточные ириски, «Детские». Пробую на вкус, ого! Советский вкус, без этой противной фруктовой эссенции, которую сейчас везде льют, надо брать! Боря не понимает моего внезапного энтузиазма по ирисочному поводу, однако соглашается. Еще сахарная трубочка впридачу, «Корнето».
Выхожу из магазина, спускаюсь по скрипучему деревянному крылечку; две милых собачки уже ждут. Чего ждете-то, я ж котов люблю! Ну ладно, берите немного. Хлеба.
С наслаждением кусая сахарную трубочку, осматриваю окрестности. За магазином притаилась картина Пабло Пикассо, исполненная на выброшенном холодильнике «Ока». Эххх, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух! Здорово! Нет, Черная Лахта мне определенно нравится!
Немного передохнув, едем дальше. Теперь уж путь прямо на Серую Лошадь (это тоже форт, с таким вот чудным названием). Нужно отворачивать вправо. Но где он, верный путь? Поехали по очевидной дороге – уперлись в новорусский коттедж на окраине села. Обратно. Следующий поворот, неочевидный. Однако он оказывается верным, переходя в грунтовку. Угадали, типа. Катим по ней.
Снова выезд на Финский залив, в колоритном месте. Большие камни-валуны живописно разбросаны метров на 300 от берега. Вдали, как лебеди, величаво плывут в Питер большие корабли.
Найденная дорога через некоторое время нас приводит опять к колючке с традиционной уже за сегодня надписью «Граница поста. Запретная зона». Понятно. Снова пугают, но нам уже не страшно. Въезжаем на территорию форта Серая Лошадь.
Форт Серая Лошадь тоже неоднократно отметился в истории, хотя и не так ярко, как Красная Горка. Но осталось от Серой Лошади сейчас - почти ничего, пшик. Из всего комплекса остался на мысу вот этот большой укрепленный пункт, сделанный со стороны моря, как насыпной холм. Вокруг – болотина, поваленные деревья стоят в воде, с тыла подойти трудно. Со стороны моря – маячок и какие-то строения у него, некоторая активность людей. Зашли внутрь, но без фонариков – не гут. Там тоже много помещений. Залезли наверх, обозрели окрестности с высоты насыпного холма.
В общем, побыли мы на Серой Лошади немного и поехали дальше по плану. Однако возникла трудность. Карты говорили совсем не то, что местность. Дороги от форта по берегу на запад никакой не существовало, а от грунтовки, по которой мы ехали, ничего серьезного влево не уходило, как было показано. Мы засомневались, отьехали назад на километра полтора, до перпендикулярной просеки и стали думать. Очень уж не хотелось ехать обратно и делать большой крюк через Черную Лахту. Осмотревшись, всё же заметили примятую якобы-дорогу, уходящую влево, недалеко от просеки. Наудачу поехали по ней, и точно – через некоторое время она стала заметно укатанней.
Вскоре мы уперлись в ржавые ворота с металлическим якорем и полуразваленной сторожкой. Наверху висел знак Подводных Сил КБФ с дельфином и подлодкой, правда, сильно проржавевший. Словом, сквозной дороги не было – она куда-то привела нас...
Открыли страшно скрипевшие ворота. И тут Боря почему-то стал сомневаться и призывать меня не ехать внутрь - что-то ему не понравилось. Дальше простирались какие-то строения, дорожки, похожие на воинскую часть, и вдалеке угадывалась некая человеческая активность. Однако я его бодро успокоил, «ну мы только заедем и спросим, это не страшно, не расстреляют же нас!». Поколебавшись немного, поехали.
Пусто, тихо. Деревянные дома, похожие на пионерлагерь. Бочки, умывальники – все проржавевшее. На одном из бараков лозунг «Слава Военно-Морскому Флоту!». Матюгальники архаической конструкции. Воздух кристально-хвойный, прямо эталонный! «Мда. Отдыхать тут, наверное, хорошо, только б домики подделать малость и баньку надо, и с подругами сюда часов на 100 бы закатиться...». Впрочем, послышались голоса, и я отбросил малодушные мысли о женщинах и обо всем таком, что есть у них интересного.
Ага, а вон и люди. Какие-то кексы возились с агрегатом, ещё один озабоченно ходил вокруг. Я подьехал к ним:
- Как нам выехать на сосновоборскую трассу? Не хочется через Черную Лахту крюк делать.
Один из них охотно ответил:
- Да вот, езжайте через тот выход, и через полкилометра выедете.
Вот и всё, так просто. А Боря кексовал ехать! И проход сквозной таки есть, хоть и непростой. Точно-точно, вон и другие ворота видны. Тоже маргинальные, ржавые, с проходиком через бок. Надпись «ВВМУПП». А, так все ясно! Это не секрет теперь. Тут был лагерь отдыха балтийских подводников. Место и правда, на редкость чудесное.
Миновали ворота, протащили велики, и тут вдруг Боря говорит: «Надо сделать остановку». Ну ладно, хорошо, сделать так сделать, мало ли что в дороге приключается. Но он вдруг развязывает свой рюкзачок, достает оттуда флягу и торжественно так мне вещает: «Сейчас у меня 20.000 км с начала моей велокарьеры, как я начал ездить». Хм, и как же он посчитал? Я с трудом верю. Достает два еще советских спидометра, и ещё современный, и предьявляет мне. Ну а я, как инспектор FAI, регистрирую авиарекорд (на снимке).
Юбилей, аднака! И неслабый, четыре нуля! В общем, подтащили пенёк, накрыли стол у «подводных» ворот, а во фляге оказался коньяк «Черный Аист», что я завсегда приветствую. Выпили, закусили. Я растрогался, подобрел, стал примерным, вежливым и тихим, слушая коллегу, как он сподобился наездить такой страшный киломераж.
Сделали снимок на память у сих ворот.
Несколько пьяные, поехали. Снова Финский залив, чуть подышали свежим морским воздушком, и через пару километров оказались на сосновоборской трассе. Там покатили уже быстро, ибо за полдня мы, скитаясь по сосновым лесам, наездили всего 25 км. Слева было расположено живописное и длинное озеро со странным названием Горовалдай.
Доехали до Шепелево, и там очередная остановка. У очередной загадки, номер 6. Загадка эта радиолокационная.
Скажите мне, о други, что это есть за явление? Ну, вдруг кто знает? Так вот, таких «птичьих клеток» среди кустарникового поля много, и их аж три больших группы, наверное по 30-40 каждая.
Попутно снял Весну, клейкие трепетные зеленые листочки. Понюхаешь – настоящий запах весны! Какой все-таки чудесный месяц – май!
Миновали Шепелево, Кандикюля, Ручьи. Асфальтовая трасса вела нас быстро и уверенно на запад. Вскоре у шоссе показалась и фундаментальная надпись бетоном «Сосновый Бор».
Ага. Уже доехали. Но мы не выполнили еще один интересный пункт намеченной программы – заезд на Устьинский маяк. Это нам не нравилось, и мы, уже доехав до окраинного микрорайона Соснового Бора, повернули назад - искать отворот. На карте были показаны три дороги – две похуже, по берегу, и одна по центру полуострова – с твердым покрытием. Но ни одного явного поворота хорошей дороги по пути не было! Опять карты (причем обе, разных издательств) удивительно дружно и нагло врали.
Вдоль дороги шли две женщины, и я спросил у них, где тут дорога к заливу и маяку. Они замахали руками: «Нет, нет, не здесь, там общежитие и дороги никакой к заливу нет!».
Та-а-ак. Поехали все-таки к этому «общежитию». Как это так, если тут должна быть магистральная дорога? Завернули по дорожке и поехали по бетонным плитам, ведущим к какому-то полупромышленному зданию с высоким ограждением, по виду – НИИ. Оно было полузаброшенным, тихим, однако проходная внушала уважение своей монументальностью. Но никакой публичной дороги не было!
Но самое интересное, это сохранившееся панно на здании. Оно было не просто загадочным, а очень загадочным! Неизвестный художник поместил на него, причем одновременно:
а) полглаза в квадрате
б) ракеты с выхлопом, летящие вдаль
в) звезды, спутники, земной шар
г) летающие тарелки
д) химические формулы
е) на заднем плане - некое светило, которое взрывалось. А может, это символизировало равномерное обжатие термоядерного заряда?
Словом, наворотил!
Понятно было, что тут что-то «этакое» размещалось, однако понять, что это конкретно, мы с Борей оказались не в силах, несмотря на его физико-математический интернат и мою атомную камчатскую подготовку. Словом, тоже загадка, номер 7.
Но дороги, нужной нам, не было в природе, хотя она была на обоих картах.
Мы вернулись до Ручьёв и все-таки поехали на северо-запад по извилистой поселковой дороге, углубившись в сосновую рощу. Она вела к заливу, который виднелся среди мелькавших сосен.
Окончание следует. В нем рассматриваются сугубо атомные и авиационные дела, вперемешку с милейшим датчанином Г.-Х. Андерсеном.
Journal information