Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:

Москва классическая

Москву тихую и нестандартную мы посмотрели, громады и свечи Новой Москвы – тоже; теперь пришел черёд классической – той столицы, которая мне нравится. Смотреть её сейчас непросто – город живёт очень напряженной жизнью, заплёван несусветным количеством рекламы, заставлен четырёхколёсными существами – но всё-таки можно.

Итак - небольшая прогулка, на три десятка фото с комментариями и сравнениями.



Больше всего в Москве мне нравятся «сталинские сёстры» - семь высоток, расположенные хороводом вокруг Кремля и на Воробьёвых Горах. Не знаю, как вы, а я без них облик столицы просто не представляю. Это был бы более «прижатый» и менее красивый город.
Они были в своё время много критикованы, причём с двух сторон – как от противников «архитектурного украшательства», хрущёвцев, так и со стороны «продвинутой культурной» общественности, в основном соперника-Ленинграда – считалось, что это московский кич и жалкая претензия на архитектуру Америки. Более того, даже в моём журнале я встречал отголоски подобного отношения.
Но, по счастию, все высотки (кроме несостоявшейся, восьмой) успели закончить до торжества гораздо более примитивного и функционального стиля. А тем, кто талдычит, что они «одинаковые» - так эти люди просто не поднимали на них голову; ведь у каждой из них – свои изюминки и своё соотношение пропорций.
Давайте на некоторые из них посмотрим!

Гостиница «Украина» (1953-1957 гг.).
На мой взгляд - вторая по изяществу и совершенству пропорций среди «сестёр». К большому сожалению, виды на неё со многих точек постепенно портятся из-за Сити (видите сзади? На первом кадре это заметно ещё сильней), а примерно через три года этот вид будет окончательно убит – когда в Сити будет построена 600-метровая башня.


Высотка на Кудринской площади (1948-1954 гг.).
Не самая красивая, но самая оригинальная по своему образу «сестра». С этого ракурса - она почти классична, но если зайти с обратной стороны! Вид получается совершенно нестандартный. Сейчас у меня не удалось это сделать, из-за недостатка времени, но когда-нибудь я покажу этот «архитектурный фокус», который, несомненно, удался Посохину. И почти не верится, что это одно и то же здание.


Гостиница «Ленинградская» (1949-1952 гг.).
Ранее я относился к ней наиболее критично, из всех семи «сталинских сестёр», но в этот приезд переоценил взгляд – очень изящная, хотя и тонкая высотка. В меру строгая, и кое-что в верхней своей части, несомненно, взяла от кремлёвских башен.


Она же, в вечернем наряде.


Кстати, очень поучительно сравнить одинаковые ракурсы на «Ленинградскую» и лужковский «Триумф-Палас»: и пропорции и стиль.


А вот ранне-утренняя симфония трех разных зданий, с площади Трёх Вокзалов: башенка с петушком Казанского вокзала (проект ещё дореволюционный), затем высотка у Красных Ворот и – самая правая – «Ленинградская».
Как видите, они чудесно работают как пространственные доминанты, совершенно друг другу не противоречат, и более того – не противоречат и образу Кремлёвских башен, а в целом – и собирательному образу Москвы.


Однако «золото» среди «сестёр» в моём рейтинге держит высотка на Котельнической набережной – арх. Чечулин и Ростовский (1938-1940, 1948-1952).
На мой взгляд – самый настоящий шедевр! Если бы меня спросили, какое из построенных в советский период (1922-1991) зданий самое красивое – не задумываясь бы, указал именно на неё. Хотя я много городов экс-СССР посетил, и много интересного видел.
Она наиболее близка к Кремлю, но – удивительное дело – совершеннно его не подавляет. И не просто не подавляет, но и перекликается! Посмотрите, например, на решение вытянутого вдоль Москвы-реки бокового крыла – возвышение в его середине явственно напоминает стиль «ласточкиного хвоста» кремлёвских стен.

Это здание (жилое) было подвергнуто наиболее яростной критике при Хрущёве - за соотношение подсобной и жилой площади квартир (41 и 55 кв.м. соответственно, для трёшки). Конечно, этот дом был предназначен для элиты, а не для «простых» граждан, но что тогда понималось под «элитой»? Например, деятели науки и искусства. В этом доме жили Клара Лучко и Фаина Раневская, К.Паустовский и Роман Кармен, композитор Богословский и балерина Галина Уланова, и так далее.
Сейчас, несомненно, квартиры в таком доме достались бы гражданам с наиболее толстыми карманами, а не каким-то там артистам и академикам – то есть, гораздо более демократично, а не тоталитарно, как тогда.

Вид на высотку с Большого Устьинского моста: фасад развёрнут к нам более рельефно.


Верхняя часть, со шпилем. Тут очень хорошо видна «перекличка» здания со Спасской башней Кремля (шишечки, венчающие предпоследний ярус), а также сложность оформления самого здания.


За Котельническую высотку я, честно говоря, очень боюсь: пока что она не изгажена как доминанта, и виды на неё ещё «чистые», но если московским начальникам вздумается построить в зоне её притяжения что-нибудь «этакое», то шедевру советской эпохи – как доминанте – придёт конец. Вот, сейчас, как видите – пейзаж достаточно спокойный. Надолго ли?


Напротив Котельнической высотки пейзаж тоже очень интересный и не изгаженный (ну, немного примешано параллелепипедов брежневщины, но совсем немного). Вдали – какое-то интересное здание (upd. - Дом Речфлота), с красным цветом, назначение которого я не знаю (видимо, тоже сталианс).


А совсем напротив высотки, у Большого Устьинского моста – тоже симпатичное конструктивистское здание (Мос. Гос. Университет Дизайна и технологии). Вообще, оно с высоткой очень интересно сочетается.


В этот приезд я сделал такой вывод, что в Москве очень много сохранено символических зданий (и различных артефактов – витражи, панно, скульптура, барельефы, маскароны и прочие малые формы) эпохи советской цивилизации.
Сейчас к ним даже многие «сохранители снизу» относятся ещё пренебрежительно, в отличие от дореволюционного наследия, и наверное, во время нынешнего стройбума многое уничтожат. Некоторые «шестидесятники» и их наследники-«девяностники» вообще, наверное, будут даже приветствовать уничтожение следов «тоталитарной» эпохи. Я таких встречал, не так уж мало, и среди «культурных антилихентов» – «модерн любим, сталианс ненавидим, а конструктивизм – просто унылое говно». Как правоверные талибы к статуям Будды...
Но о сохранении этого наследия – хотя бы в виде разнообразного фото - надо задумываться уже сейчас. Потому что те, кто придёт после нас, уже не отягощенные ядом антисоветизма, за это морально спросят по полной программе. Как сейчас вспоминают тех "перестройщиков", кто взорвал старый ХХС - это в принципе одного поля ягоды.

А по высоткам очень интересную книжку где-то выискала и подарила мне несравненная k0shik, за что ей огромное спасибо! Там и описания, около 200 фото фрагментов, краткая история зданий, глава о несостоявшихся высотках и о Дворце Советов, словом – много всего вкусного, что в одном месте я до этого не встречал. Правда, чёрно-белое, но ничего.
Вот такая книжка.

В перспективе, хотелось бы иметь в арсенале энциклопедию Москвы советской с наиболее интересными зданиями всех стилей: цветную, иллюстрированную и с историческими экскурсами. Пока я такой не видел – наверное, это время ещё не пришло...

Если говорить о конструктивизиме (позднем), то самый яркий его представитель в Москве – Дом на Набережной, которому посвящены даже романы. В этот раз мне удалось застать его с идеальным отражением.


А вот его перекличка через Москву-реку с новодельным Храмом Христа Спасителя. Она состоялась только в конце 90-х, а до этого эти здания существовали строго по отдельности – храм до 1931 г., а Дом – после 1932 г.


У Дома на Набережной много харизматичных ракурсов: вот, например, вид через Водоотводный канал.


И ещё интересный ракурс - на «Ударник».
Авангард, конечно, но цепляет взгляд, правда!?


Вообще, спасибо камрадам observer_7 и vasser - повозили они меня по центру очень хорошо, и я с переднего места не только поснимал впечатления, но и много зданий-«якорей», неизвестных мне ранее, приметил на будущее посмотреть основательней. Пешком бы просто не успел картину охватить, однозначно.
Вот ещё, из Москвы конструктивистской, которую я почти не знаю: здание на Кутузовском. Правда, оно изгажено поднимающимся Сити, но тут уж ничего не сделать.
(«Концерн Радиостроения «ВЕГА»)


Тоже интересное здание - на Третьем кольце, ул. Ниж.Масловка, здание завода "Знамя Революции", ныне называемое НПО им. Румянцева.


Специально побывал на Суворовской пл. – очень интересное здание советской эпохи, Театр Советской Армии, которое в плане – пятиконечная звезда (!).


Верхние ярусы здания. Всё – пятиконечное (это хорошо видно на верхнем шатре).


Чрезвычайно оригинальное здание – а это значит, можно найти нестандартные ракурсы.


Рядом на той же площади - белоснежная классика, во дворе – бюст Фрунзе. На фронтоне – ещё 6-флаговый (до 1936 г.) герб СССР. Что сие за здание, не смог мне пояснить даже всезнающий vasser, так что я так и уехал в неведении...
(upd. - Центральный Дом Российской Армии)


От сталианса – к зрелому классицизму.
Легендарный – и тоже белоснежный – Дом Пашкова. Действительно, по-настоящему выдающееся здание.


Однако, по мере отхода от него, меня ждало постепенное разочарование: за ним постепенно вырисовывался функциональный параллелепипед.


А если ещё дальше смотреть – то флер Дома Пашкова наполовину рассеивается, таким вот соседством. Многие москвофилы это явление зовут «милой эклектикой», «смешением», но лично мне оно (явление) совсем не нравится. Изгадить такой ансамбль! И так – не только тут...


Неизвестное мне, но весьма приятное здание недалеко от Александровского сада. Причем именно этот ракурс, прямо на него смотреть менее интересно.
(уточнили - это церковь св. Татьяны - университетский храм МГУ)


На Большой Дмитровке, по соседству с унылой коробкой Совета Федерации, я нашёл стильное – и по цвету, и по оформлению – модерновое здание. Если б не надвигающийся закат и недостаток света, поснимал бы и балконные решетки, и фрагменты.


Скромное, но приятное глазу здание в самом начале Полянки (д.2).


Путевой Дворец на Ленинградке тоже поразил оригинальностью планировки и архитектуры. Как-то раньше на него не обращал особенное внимание...
Кстати, мне сказали, что во время Великой Отечественной Войны там находился штаб АДД (Авиации Дальнего Действия). Во как.


И ещё одно место в Москве, которое мне чрезвычайно нравится – это окрестности магазина «Молодая Гвардия» у метро «Полянка». И вот этот храм, очень «московского» образа - Церковь св. Григория Неокесарийского на Полянке (и снова вспомните башни Кремля, высотки, Казанский вокзал).


Очень хотел снять конструктивистское здание «Известий», тоже по-своему шедевр столицы, но там меня ждало большое разочарование. Впрочем, я его вам покажу, но в другом посте, посвященном уродованию зданий рекламой. Масштаб просто невообразимый, уж на что мы в Питере тут на неё ругаемся, но там - зашкаливает!

PS. Еще могу порекомендовать посмотреть старые (черно-белые) фото зданий у камрада lord_k - там среди прочего есть шедевры Шехтеля и Рерберга, и очень много остального «вкусного» и не изгаженного «Новой Москвой» и кричащей рекламой.

PPS. И у меня ещё на эту тему: "Сталинские сёстры против Манхэттена".

Ранее было:
Москва Пасхальная.
1. Поселок Сокол.
2. Матрёшки на Воробьёвых Горах.
3. Донской монастырь: обзор.
4. Донской монастырь: Горельефы с Храма Христа Спасителя.
5. Некрополь Донского монастыря.
Новая Москва.
6. Небоскрёбы «Москва-Сити».
7. Шедевры «Кепкастроя»
8. Комплекс «Алые Паруса»
9. Живописный мост


Продолжение следует.

Внимание!
Репосты с полной трансляцией поста в сторонние ресурсы без согласования со мной не разрешаются.
При желании осуществлять трансляцию - обращаться сюда.
Tags: Москва, архитектура
Subscribe

  • Легенда о Кагановиче и "Красной Стреле". Расследование

    В популярной исторической литературе о транспорте, а также в СМИ бытует трогательная история о "железном наркоме" Кагановиче, который заботился о…

  • Устройство и толщина ордена Победы

    Любопытный ракурс на орден Победы. Тут лучше видна его немаленькая толщина и устройство: есть основной корпус с лучами звезды (1), под ним -…

  • Фильм про ГОРЕМ-36

    На России-24 вышел фильм про ГОРЕМ-36 авторства Бориса Шадринцева, где я засветился как консультант со вставками из интервью (4-я, 13-я, 15-я и…

promo periskop.su july 3, 2020 16:25 31
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 175 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Легенда о Кагановиче и "Красной Стреле". Расследование

    В популярной исторической литературе о транспорте, а также в СМИ бытует трогательная история о "железном наркоме" Кагановиче, который заботился о…

  • Устройство и толщина ордена Победы

    Любопытный ракурс на орден Победы. Тут лучше видна его немаленькая толщина и устройство: есть основной корпус с лучами звезды (1), под ним -…

  • Фильм про ГОРЕМ-36

    На России-24 вышел фильм про ГОРЕМ-36 авторства Бориса Шадринцева, где я засветился как консультант со вставками из интервью (4-я, 13-я, 15-я и…