Он находится немного в стороне от автобана Е55 на Росток, на берегах озера Мюриц. Да-да, это тот самый Мюриц, на берегу которого расположен и знаменитый Рехлин (кто знает историю люфтваффе, тот поймёт, что это место значило для истории авиации). Так вот, рехлинский полигон люфтваффе был расположен примерно в 8-9 км от Рёбеля, если считать напрямую, и шум от испытываемых двигателей и взлетающих самолётов в нём был, несомненно, слышен. После войны там же базировалась советская 125-я авиадивизия ГСВГ.
Рёбель же в годы Третьего Рейха был станцией (насколько я понял – тупиковой, такой же, как и соседний Mirow), частью сети Дойче Рейхсбанн. И тут же был отстойник, куда в войну и после неё немцы свозили интересные экземпляры техники. Где-то в момент перед обьединением Германии (или сразу после) Рёбель перестал быть станцией, пути были демонтированы и он превратился в железнодорожный «остров», превращённый ныне в музей под открытым небом. Правда, тихий и малоизвестный.
Когда мы в автопробеге Петербург – Финляндия - Германия (R-F-D) планировали обратный путь из Берлина в Росток, то я очень удивился, увидев значок ж-д музея на атласе – при том, что рядом совсем не было никаких ж/д линий. Ближайшие линии были как минимум за 20 км (Варен, Миров, Виттшток). Это весьма заинтриговывало, и мы решили туда по пути заехать – и не ошиблись. Да, Рёбель преподнёс нам много загадок, большую часть ответов на которые я до сих так и не знаю. Особенно меня потряс загримированный «Иосиф Сталин» с германским клеймом, а также колоссальная рельсовая телега для гигантского же орудия, нетто-весом без орудия 955 (!) тонн.
Впрочем, кому интересно посмотреть эти исторические загадки и, по возможности, прояснить их – милости прошу вместе со мной под кат. Снимков много, почти 35, и текста немало.
Итак, 27 сентября 2006 года, городок Рёбель северней Берлина. Мы сворачиваем с автобана Е55 и через 6 км попадаем на место назначения. Людей практически никого, тишина звенящая, и никаких знаков парковки, а посему паркуемся как Бог на душу положит, близ исторического вокзала. По-русски :)
Пути с паровозами уже видны - нам, наверное, туда. Заходим в помещение станции: там все примерно так, как выглядело бы в полузаброшенном ДК в каком-нибудь российском райцентре – тихо, мебель свалена в кучу, живописный хаос, а в помещении дальше пьют чай двое. Мы представляемся, встаёт сухощавая женщина, выписывает нам билетики (кажется, 2 или 3 евро – теперь уже подзабылось). К сожалению, она ни бельмеса ни по-русски, ни по-английски, а по-немецки мы сами не бельмеса, поэтому общение происходит только с помощью ключевых слов :)
Затем, обилетившись, идём на территорию.
Там, кроме нас, только один посетитель - и тот стоит на паровозе. Из чего мы делаем для себя закономерный вывод, что лазить можно везде, где открыто.
Танк-паровоз с формулой 0-3-0 - видимо, некий немецкий аналог нашей «Кукушки».
А это другая немецкая «Кукушка», отличается от первой разными деталями. К ней прицеплена 2-осная цистерна с надписями Дойче Рейхсбанн.
Идём дальше, к паровозам.
Вот стоит германский «полтинник» военного времени, 1941 г. производства (тип 50), формула 1-5-0. Такой вполне мог водить эшелоны для снабжения и перебазирования вермахта по плану «Барбаросса» по Польше, а затем и по перешитым колеям в Белоруссии.
Передняя ось демонтирована и под котлом на её месте подложены массивные чурбачки.
Ведущие колёсные пары.
Конечно, я не удержался и залез внутрь «полтинника», облазив кабину и тендер.
Этот паровоз вообще покалеченный, и сложно определить тип. Трофейных я таких не припомню. Формула вроде 1-3-1.
Следующий паровоз меня просто потряс – своей надписью «ИС», длинным котлом и русскими надписями везде, где только можно.
Сперва я был в настоящей эйфории. Неужели «Иосиф Сталин»??? Если так, это редчайшая удача, ведь подлинный ИС сохранился сейчас только в Киеве, а в Красноярском крае – лишь его фрагменты!
Однако многое смущало, и прежде всего явно видимое «военное» качество исходной сборки. Ведь предвоенные флагманы железных дорог СССР собирались тщательно и аккуратно. Вот, например, красавец ИС на Московско-Донбасской ж/д, конец 40-х.
Кроме того, я не помнил на память колёсную формулу ИС-а, и не мог на месте определить диагноз окончательно. Но спереди была намалёвана большая звезда и надпись ИС 20-119. Передних лесенок тоже не было видно, но это можно было списать на текущее состояние.
Вот кабина этого паровоза. Угадывается надпись «Вост.-Сиб.ж.д.», что тоже похоже на правду – ведь большинство «ИС»-ов с началом войны ушли базироваться на Красноярскую и Восточно-Сибирскую дороги, вглубь страны.
Сильно смущало отсутствие любых следов автосцепки (ИС-ы оснащались ею), а вместо этого была в наличии европейская винтовая упряжь и буфера. В общем, надо было найти клеймо паровоза.
Я облазил кабину, залез в тендер, посмотрел в районе колесных пар...
…и нашёл. Да, клеймо было однозначно германским. Причем там стоял к тому же 1959 год (!!!). Что, в 1959-м немцы ещё делали паровозы? Но тогда почему там везде намалёванные надписи на русском? И почему его «загримировали» именно под ИС? С какой целью? Может, кино снимали? Если так, почему потом не стёрли – ведь это музей. И какой это именно тип, так и осталось непонятно – потому что у ИС-а формула 1-4-2, а у этого – 1-4-1. Т.е. подобрали наиболее близкий.
На параллельном пути привлекал внимание другой девайс, колоссальной длины, двухсекционный для поворота в кривых.
С одной стороны к нему была пристыкована 5-осная платформа с будкой.
Затем – основное тело ж/д платформы-транспортёра. Она потрясала количеством осей – 24 оси (!!!), и я попытался наугад определить вес («тыща тонн, точно!»). Кроме того, и тут надписи были только русские.
Дошёл до середины, и прочитал.
Да, не ошибся – 955 тонн, и это только вес транспортёра. А если ещё плюс орудие? Сколько же весило всё это в сборе???
Серединное сочленение транспортёра. «Проверь штифты перед каждой поездкой...»
Завершался транспортёр другой 5-осной платформой, лишенной каких-либо построек. По большой стальной балке посередине я предположил, что эта платформа, скорей всего, служила для передачи части нагрузки от всего этого колоссального комплекса на неё.
Однако осталось множество вопросов:
1) Что именно нёс на себе этот ж/д транспортёр?
2) Как именно и когда он попал сюда?
3) Русские трафареты – они для (непонятно какого, по типу фальшивого ИС-а) понту или это немецкий трофей, захваченный вермахтом во время войны в СССР и перегнанный сюда?
4) Была ли произведена перешивка осей на стандарт 1435 мм или это всё же германский транспортёр?
Никаких пояснений и табличек нигде не было. Клеймо я быстро не нашёл, надо было смотреть дальше остальное.
Я залез на этот комплекс и поснимал сверху стоящие рядом девайсы.
Вот, например, тот самый загадочный псевдо-«Иосиф Сталин».
А вот останки паровоза с формулой 1-3-1.
Ладно, пойдём дальше.
Цистерна (предположительно) времен Третьего Рейха с деревянной будочкой. Непонятно, что в ней возили. Может, какие мудрёные жидкости для рехлинского полигона?
Однако тележки на ней были ещё кайзеровские, 1913 года. Выходит, она ещё старше?
А эта 2-осная цистерна – опять с советскими клеймами и надписью на русском. Выпуска 30-х годов.
Пассажирский вагон времён Второго Рейха (начало XX века).
Стрелочный перевод с фирменным стилем Рейхсбанна (освещённая изнутри стрелка)
Станция Рёбель (здание баннхофа - вокзала). Добротный прусский стиль.
Снимок на память)
Здание товарной конторы (или как у них это называется, по аналогии).
Производственные цеха депо. Всё совершенно аутентично – время тут как будто застыло году этак в 1940-м. Машину только убрать :)
Ангар для мотрис и водонапорка.
Тоже какой-то мудрёный немецкий танк-паровоз, не понять какого года.
Вид от вокзала на юг. Видно, что рельсы уходит сейчас в никуда.
Потом мы снова пришли к женщине-музейщице. Вопросов было море, но роковое незнание немецкого помешало толком выяснить, что есть что, а материалов и буклетов у музея не было – он вообще имел какой-то странный статус. Однако женщина решила нам показать ещё что-то, и повела в депо.
Там стоял свежеотреставрированный военный «полтинник». Только вот куда он уйдет, если путей их Рёбеля сейчас нет? Видимо, просто для музея?
Зато мы сказали, что приехали из Питера, чем очень оживили разговор. Она начала по-немецки вспоминать, что когда-то в молодости была в Союзе, и в частности, в Ленинграде. В связи с этим я быстро сбегал в машину и выгреб из бордачка неповторяющиеся открытки из Питера и вручил ей.
«О-о-о… данке…» - изумленно промолвила она, крутя открытки в руках. Было очень приятно, что мы доставили человеку такую неподдельную радость, да и в Рёбеле было довольно интересно.
Вот только мы ничего не поняли из загадок, и поехали после этого дальше, в Росток.
Journal information