На этот раз мы перенесёмся на 10.000 км к востоку от Германии, на берега Амура близ Хабаровска, и совершим ледовый поход по его замёрзшему руслу. Про эти места я в своём журнале никогда ранее не писал.
Этот поход состоялся 23 февраля 2003 года, т.е. более пяти лет назад. Тогда в моём арсенале не было удобной фототехники, и я брал очень простенький 2-мп HP-160 у коллеги, поэтому не ждите мегакачества от снимков. Погода была такая: около -16º и средний ветерок, но зато много солнца - зимой по обыкновению в Хабаровске его много. Да, и ещё: альбом большой. Имейте в виду.
Ну что ж, пойдемте вперед со мной, кому интересно!
В это время я уже собирался уезжать оттуда, завершал разные дела, и внеплановый солнечный выходной был очень кстати – кто знает, доведется ли когда пешочком пройти по льду Амура? Кроме того, мною владела такая мысль, что я никогда в жизни не проходил по льду под легендарным 4-километровым Амурским мостом, и надо бы исправить эту ситуацию, если получится.
Прежде чем пойдем, небольшое необходимое отступление.
Новый Амурский мост был сдан в эксплуатацию на рубеже XX и XXI века; строился он натужно, долго и очень тяжело. Время это пришлось на разгар «реформ», и его бы непременно бросили (как многие мосты-аналоги на Транссибе, но поменьше), если бы критически не давила такая ситуация, что старый мост пришёл в аварийное состояние – скорость поездов по мосту к 1997-му была в среднем 30 км/ч, для безопасности. А остаться без Дальнего Востока не могла себе позволить даже ельцинская эрэфия, при всём творившемся тогда хаосе и беспределе. Амурский тоннель ситуацию не мог выправить, потому что и там пропускная способность была уже сильно ограничена и требовался ремонт. Поэтому 3 июля 1998 года железнодорожный ярус моста был запущен, и это событие семью годами позже было отмечено на 5000-рублёвой банкноте, самой крупной по номиналу в России.
Так вот, мой ледовый поход как раз и будет проходить на 70% по рисунку 5000-й купюры. Ниже я воспроизвел серединную часть банкноты, а цифрами отмечены этапы моего похода, на которые я буду ссылаться ниже. Синим цветом показан пеший маршрут по льду и под мостом, а красным – автобусный, по автомобильному ярусу моста, когда я возвращался. Ближний берег – Хабаровский край, дальний – Еврейская АО, а главное русло Амура – это граница двух субьектов федерации. До Китая по прямой – около 37 км, этот сектор тут не виден, он находится левее.
На рисунке много
Ну что ж, вот теперь пойдём :)
В начале похода мы проходим над Транссибом, который ведет в короткий 100-метровый тоннель и затем, выйдя с другой стороны, следует на Амурский мост. Над тоннелем располагается улица Уборевича, по которой я сейчас и иду. Фото сделано в щель забора, ниже вы видите охранную зону тоннеля с ограждением колючкой и домиком охранников наверху. Слева – дома микрорайона («Трёхгорная»), где я тогда жил, дальше – кусочек Северного микрорайона, а вдалеке на горизонте, за рощей – главный корпус Хабаровского технического университета, в просторечии – «Политэн».
Идя по Уборевича, проходим микрорайон с народным названием «Серая Лошадь» (до сих пор не знаю, откуда оно...), фото не буду приводить, а затем улица поворачивает направо, прямо к Амуру. Навстречу ползет «сарай» - ЛиАЗ-677, 11-й маршрут. Не знаю, остались ли они сейчас в Хабаре, но в 2003-м полно было...
Уборевича снова поворачивает, но уже налево, огибая военный санаторий (он справа, за забором). И конечная 11-го автобуса так и называлась – «Военный Санаторий». Кажется, потом переименовали в «Детский» - он тоже там есть, но маленький совсем, 15% от военного.
А вот и вход, в «сталинском» стиле. До 90-х тут была строгая вахта, пройти непросто, но уже лет 12 как входи – не хочу. Нам – в эту арку.
Идем по территории вглубь, к Амуру. Сейчас нам надо в ту дырку в центре – заметили?
Теперь проходим через территорию «главного» парка. В советское время тут были размеченные по сто метров и освещенные вечером дорожки, но в 90-е санаторий испытал колоссальный удар и запустение, и к 2003 г. имел очень неопрятный вид, особенно внутренние корпуса. Мостики и парк тоже пришли в жалкий вид, хотя их латали кое-как досками, а освещение было вырвано с корнем – кабеля вырезаны.
А вот корпус санатория, выходящий окнами на Амур. Он мало-мальски был подремонтирован к 2003 г. и уже использовался. Территория закрыта для гражданских, хотя пару лет назад, году в 2001-м, тут было ещё открыто.
Нас ждёт спуск к Амуру (он впереди), который также пришел за эти годы в опасное состояние, с выщербленными ступеньками и нечищенный. Можно и ногу сломать, если неосторожно.
Останки былой роскоши.
А вот и сам спуск начинается… потихоньку, потихоньку, беречь ноги! Он очень длинный.
Полпути прошли. Держусь за поручни при спуске.
Уже хорошо виден и Амур и низменный левый берег.
Вот такое состояние у лестниц. И это – массово, кое-где и по две ступеньки нет.
Выходим на вторую площадку спуска. Тут уже виден и Амурский мост, который мне надо пройти понизу, по льду. На берегу – утёсы, которые когда-то были девственно пусты, но теперь их позастроили «крутыми» коттеджами. А что – реальный капитализм, ребята. Сами же хотели его, крича «долой империю»...
Прохожу еше один «круг», и вот конец спуска. Тропинка вдоль берега, а далее – выход на амурский лёд.
Окинув взглядом белое амурское безмолвие, решаю идти по этой тропке. До левого берега Амура – километра полтора. Но, кроме этого, дальше ещё две протоки на пути, поменьше. Так что «левый берег» тут – это остров.
Эта зима (2002/2003 гг.) была на удивление снежной, но в Хабаровске бывают и такие зимы, что снега – минимум, а морозы большие. И тогда Амур на больших участках именно ледяной без снега - а не снежный, как сейчас.
Чапаю потихоньку по тропке. Вдали виден ажурный мост.
Прошел по Амуру уже примерно с километр, по диагонали от санатория. И давайте сейчас оглянемся назад – вон виден санаторий, желтое здание справа. Там я и спустился вниз к берегу – чуть видна и лесенка. А левей – коттеджная зона.
Теперь повернём взгляд немного правей, вдоль русла. Вдалеке виден район многоэтажек – это «38-я школа». А на мысе ещё правей – труба, у правой границы кадра. Там – завод «Дальдизель». До него километров семь по прямой.
А теперь – поворачиваемся на 180º и смотрим на мост. Нам – туда, по этом следам. Километра два по льду. Ничего, дойдём.
Это и есть точка 1, указанная на купюре.
Идти приходится небыстро, так как часто под снегом попадаются заледеневшие торосы. Ветер дует прямо в лицо, ну да ничего, я привычный к злому зимнему приамурскому ветру. Зато ясно-солнечно, это и хорошо. К тому же не январские -25º, а всего -16º.
Это – вид на протоку Бешеную (берег справа – уже «Еврейка», ЕАО), по которой сейчас проходит уже 40% амурской воды, отсюда и имя – течение тут страшное. Амур постепенно смещается от Китая.
А вот уже и мост – он всё ближе и ближе. Хорошо виден поезд, идущий по мосту – для масштаба. Верхний ярус – автомобильный, он заработал только в 2000 году, позже нижнего. Хабаровск – справа.
Следы обуви кончились, осталась только лыжная колея. Мост уже в 300 метрах. Мне становится несколько некомфортно, т.к. под мостом нет ни одной пешей тропы, а я знаю (из опыта), что вся местность отлично просматривается с вышек по обе стороны моста, по мосту (по нижнему ярусу) ходят вахтенные - и как бы на меня не настучали и не «взяли» для выяснения после прохода моста и и выхода на левый берег. Амурский мост и тоннель – один из тех немногих стратегических ж/д обьектов, который охраняется не ведомственной охраной, а специальным подразделением ВВ, так что тут всё серьезно.
Но, обратно отступать нельзя, да и не будет уже шанса пройти так - и я иду вперёд.
Мост совсем близко. Отлично видна структура быков: ближе ко мне новенькие, беленькие, постройки 90-х, а дальше – старые, царские, от первого Амурского моста. Их оставили специально, для второй очереди моста.
И вот – решающий момент! Прохожу прямо под мостом. Как назло, для пущего эффекту, в этот момент вверху проходит тяжелый товарняк - лёд трясется и вибрирует в такт, добавляя мне «приятных» ощущений (наверное, шоб запомнил получше этот поход).
Вдали – «хабаровский» берег. Это точка 2, указанная на купюре.
Прохожу мост, товарняк исчезает на хабаровском берегу и я немного перевожу дух. Вспотел, однако!
Вдали, у левого обреза кадра, чуть видна стела, изображенная на пятитысячной купюре крупно.
Смотрим в другую, «еврейскую» сторону.
С полминуты я думаю, а не пойти ли мне близ моста туда, чтобы по ж/д линии от порта Тельман выйти на платформу. Но потом мысль отбрасываю – там же совсем близко запретка, и за двойную наглость меня могут и задержать для выяснения, или даже просто чужой фотоаппарат изьять – вот тоже будет номер!
Нет, надо идти дальше по главному руслу наперерез, к острову.
Так и делаю – минут через 10 я уже на берегу острова. Нахожу небольшой пенек и устраиваюсь на нём отдохнуть. Перевожу дух, глядя на мост – в это время по нему как раз проносится скорый «двойка» (Москва – Владивосток, «Россия»). Вон она, трехцветная.
Достаю апельсин из рюкзака, нарезаю и делаю пару глотков водки из фляги, для поддержания духа и движения вперёд. Апельсинчиком холодным закусить, милое дело. Сижу минут пять, пока... пока мне не стукает в голову очередная «шпионская» мысль – «Ёпть! Тут же на острове совсем недалеко компрессорная Амурского тоннеля! Надо отсюда тоже валить, сильно не рассиживаться...».
Это точка 3, указанная на купюре.
Отдохнув немного, бреду снежной целиной через две замёрзших протоки, изрядно набрав снегу в ботинки, и наконец выбираюсь на берег Еврейки. Тут уже поселок Тельмана, соседняя область.
Иду посёлком (сейчас как раз пересекаю линию в порт Тельман), чтобы не шастать по ближним к мосту зонам. Теперь уже мне жалко отснятые кадры, надо их непременно сохранить!
Это точка 4, указанная на купюре.
Пройдя поселок, вспоминаю про вторую топографическую головоломку этих мест: где-то впереди начинается охранная зона уже западного выхода из Амурского тоннеля! Задача: так выйти к Транссибу, чтобы грамотно пройти между охранной зоной моста и такой же зоной тоннеля. Ищу пешие «дачные» тропки к платформе Тельмана и вскоре нахожу подходящую.
А впереди – рукотворный мини-холм. Очень непростой, скажу я вам, холм. Это постепенный выход 7-километрового «сталинского» тоннеля под Амуром на поверхность.
Прохожу через «горб» тоннеля и делаю снимок на память. Когда ещё?
И вот, наконец, выбираюсь на Транссиб, к платформе Тельман. Но меня постигает разочарование – ближайший пригородный через полтора часа. Надо идти на трассу, там застоплю маршрутку с Приамурской.
Спускаюсь с насыпи, прохожу через линию с порта Тельман. Затем надо перебраться через замерзшую канаву и подняться на трассу.
Это точка 5, указанная на купюре.
Минут через 15 уже стоплю маршрутку, и я уже наслаждаюсь теплом. Мчимся через мост, 10 минут – и всё. Прошу остановить у его восточной оконечности, где стела «Хабаровск». Кстати, она тоже изображена на купюре, и это самая крайняя восточная точка - №6 - моего ледового похода.
А выше – какая-то непонятная заброшенная «крепость» ("насосная станция") на вершине горы. Сколько я жил в Хабаровске - так мне никто толково и понятно не обьяснил, что же это было такое.
Ну что ж, затем пешочком добираюсь до своей Трехгорной, и это будет завершение похода :)
Вдали виден район «Семь Ветров» с мемориальным катером на взгорке, про который рассказывал как-то мой хабаровский френд dkphoto
И напоследок.
Протяженность обьединённого моста над руслом (ж/д + авто) – около 2,8 км, а его эстакадно-автомобильной части – 4,3 км. То есть мост очень неслабый, таких в России мало.
Journal information