Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

  • Mood:
  • Music:

"Красный Треугольник". Часть I, снаружи

Лето закончилось, проходит уже и октябрь, и хватит постить эти легкомысленные цветочки, эти безыдейные фонтанчики и прочие рюшечки-маскарончики. Пришла пора мрачных пейзажей, достойных беспощадной поступи печальной петербургской осени!
Да и то правда: давно уж я не баловал вас андерграундом из нашего мистического города. Любите ли вы затяжную осеннюю депрессию? Нравится ли вам стучать зубами от страха, холодея от неверных теней, шныряющих в подворотнях Лиговки, Шкапухи и Коломны? Приветствуете ли вы дореволюционные кирпичи с клеймами, беззвучно падающие сверху прямо перед вами и смачно хрустящий культурный слой под ногами? А как насчёт толстомордых балтийских крыс петровской закваски - признаете ли вы их изящество и культурность?
Если ваши ответы "да" - то эта серия однозначно для вас, друзиа! :)

Давайте-ка прогуляемся не спеша по огромному полузаброшенному многоугольнику, расположенному между "Балтийской", Обводным Каналом и "Нарвской". Кто ещё не понял - поясняю: по территории гиганта российской и советской резиновой промышленности, то бишь Объединению "Красный Треугольник", а ранее - Фабрике Товарищества Российско-Американской резиновой мануфактуры "Треугольник".



Для начала, некоторая вводная информация об этом объекте:
Комплекс фабрики формировался в течение 1860–1910 годов. Среди его авторов такие известные петербургские архитекторы, как Р. Р. Генрихсен, Р. А. Гедике, Э. Г. Юргенс, Е. И. Гельман, гражданские инженеры Е. А. Кржижановский, Л. А. Серк и другие. На территории предприятия образовалась особая архитектурная среда с внутренними улицами, трубами, металлическими лестницами, переходами. Фабрика оказала влияние и на создание социальной структуры близлежащего района – неподалеку были построены жилые дома для рабочих, школа, больница, клуб, магазины.
Весь комплекс исторических зданий (более 80 производственных и вспомогательных корпусов) находится под охраной государства.


Или вот, неплохая статья о предприятии.
Можно и в Энциклопедии Санкт-Петербурга почитать немного.
И "Красный Треугольник" на гугль-мапе (ссылку дополнил alexcha).

А вот такой он, "Треугольник", если смотреть со стороны Обводного Канала.


Историческая хромолитография (90-е годы XIX века, основные здания ансамбля ещё не построены).


Резиновая мануфактура подъ фирмою "Треугольникъ".
Положеніе труженицъ-галошницъ чрезвычайно тяжелое. Начинаютъ здѣсь работать съ 7-ми час. утра, работаютъ по обыкновенію съ выработки, зарабатывая ежедневно 80 к. и до 1 рубля. Причемъ ихъ часто штрафуютъ за бракъ галошъ, который не всегда происходитъ по винѣ рабочихъ. Матеріалы выдаются плохіе, въ особенности мазь, отъ которой резина перепрѣваетъ. Рабочій день здѣсь 10 часовъ, но часто послѣ гудка, администрация принуждаетъ работать при ординарной; а не полуторной платѣ.
Въ связи съ такими условіями труда, поднятъ среди рабочихъ вопросъ о профессіональномъ союзѣ.

("Правда", 1912, ссылкой снабдил retromoscow).


Ну а теперь - пойдёмте со мной!

Назначения корпусов и зданий я не знаю: внутри не так уж много осталось того, по чему можно хоть приблизительно определить профиль. А их, корпусов, много - по моим наблюдениям, не менее полусотни. Да и не знаток я резиновой промышленности. Поэтому просто смотрите, как архитектурные зарисовки.

1.


С целью организации расширенного производства в России резиновых бытовых изделий Ф. Краузкопф и Л. Смит, а также их компаньоны Л. Гейзе и Х. Дирсен учредили Товарищество Российско-Американской резиновой мануфактуры (ТРАРМ). Не дожидаясь утверждения устава Товарищества (устав был утвержден 11 марта 1860 года), учредители начали строить на арендованном участке (Обводный канал, 134) фабричное здание, спроектированное «резиновым техником» Робертом Стори (?), а к зиме уже был подведен под крышу первый двухэтажный корпус нового предприятия. В здании обанкротившейся шляпной фабрики Циммермана установили привезенные из Шотландии каландры и печь для вулканизации. Летом 1860 года заработала первая в России крупная резиновая фабрика. В августе 1860 года первые изделия нового предприятия поступили в продажу.
С этого времени началась триумфальная история завода «Треугольник» (в советское время известного как «Красный треугольник»). В резиновой обуви – галошах очень высокого качества ходила не только вся Россия, но и вся Европа.


2.


Хозяйство предприятия было обширным. Здесь находились свои конюшни, гужевой транспорт для перевозки продукции. Ассортимент и количество резиновых изделий значительно возросли. Вокруг производственных корпусов, на соседних улицах находились дома для рабочих, школа, ясли, клуб. Но труд на фабрике был вредным, низкооплачиваемым. В основном работали женщины. Их называли «калошницами».
В период первой мировой войны резиновый монополист «Треугольник» отлично заработал на военных заказах, так как был практически единственным поставщиком резины для автотранспорта и авиации.


3. Отличная лесенка, товарищу А.Родченко бы точно понравилась.


4. Она же, вид вверх.


В 1918 году предприятие было национализировано. Пережив послереволюционный сложный период, завод начал набирать производственные мощности. Для тракторных заводов, для автозаводов нужны были камеры и покрышки. «Красный треугольник», как единственный в стране резиновый завод, стал также выпускать множество новых деталей для новых предприятий, электростанций и МТС.

5.


Предприятие значительно пострадало во время Отечественной войны. Только за один 1943 год на его территории взорвались 1500 крупных снарядов и 30 авиабомб. И тем не менее, к концу войны завод постепенно стал возвращаться к производству резиновой продукции.

6. Сочетание иерихонских труб понравилось.


7. Фрагмент покрупней.


8. Кое-где и молодые деревца уж растут, прямо из кирпичной кладки.


9. "Обьединение".


10. Центральный корпус, выходящий на Обводный, очень высокий. Если переводить в этажи стандартного жилого дома, то не менее 11-ти.
Это вид со двора.


11. Фасад "1906".


12. Фасад "1913".


13. Фасад "1914".


14. "Окна"


15. "Лестница"


16. "Сломанная судьба труба"


17. Заросли...


18. Две трубы болтается.


19.


20. Архитектурные фрагменты: оконная арка.


21.


22.


23. Вход в...


24.


25. Вот такая у фабрики была реклама. Правда, давно, лет 100 назад...


Ещё: реклама "Треугольника" из "Всеобщего календаря" изд. типографии Герман Гоппе (от panzer_papa).

Теперь стоит пойти внутрь и посмотреть содержимое некоторых цехов.

Продолжение следует.
Tags: underground, Питер, архитектура
Subscribe

  • С кубком домой

    Минутка транспортного искусства, причём очень тематическая. Середин Игорь "Сборная СССР по футболу возвращается домой с победой" (1966) (увидено…

  • Загадка станции Верещагино

    Работа по Путеводителю Транссиба движется, уже написаны разделы I (география) и II (исторический очерки), а в разделе III сделано подробное…

  • Рим - Питер с воздуха. Географические угадайки

    В начале мая попробовал на зуб прямой воздушный маршрут Питер - Рим. И если по пути "туда" почти всё время была облачность, то обратно на 90%…

promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 114 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • С кубком домой

    Минутка транспортного искусства, причём очень тематическая. Середин Игорь "Сборная СССР по футболу возвращается домой с победой" (1966) (увидено…

  • Загадка станции Верещагино

    Работа по Путеводителю Транссиба движется, уже написаны разделы I (география) и II (исторический очерки), а в разделе III сделано подробное…

  • Рим - Питер с воздуха. Географические угадайки

    В начале мая попробовал на зуб прямой воздушный маршрут Питер - Рим. И если по пути "туда" почти всё время была облачность, то обратно на 90%…