Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:

Московский проспект и окрестности. Часть 1

Представляю, как и обещался, краткое summary по архитектурной прогулке 16 ноября под крылом babs71.
Она протекала по маршруту: ст.м."Фрунзенская" - Петмол ("Скотопригонный двор") - Обводный канал - Фрунзенский универмаг - конструктивистский дом работников ГРЭС-1 - вдоль Обводного до газгольдеров - ул. Заозерная - "Порт-Артур" - Киевская ул. - выход на Московский проспект - дом Текстилей - "Союзпушнина" - Новодевичий монастырь - Новодевичье кладбище - снова проспект - могила К.П. Победоносцева - ДК Капранова - Московские ворота.
В данном отчёте о прогулке осталась только архитектурная составляющая - фасады, фрагменты и перспективы. Всяческие уличные фотозарисовки, которые я по пути обычно делаю, пришлось для лаконизма убрать, чтобы уложиться хотя бы в две части. На большее нет пока времени. Также в обзоре решил пропустить Новодевичье кладбище (как неоднократно показанное в постах моих френдов); однако если будет интерес к этой теме, то я попозже сделаю и третью часть, с подборкой флотских могил и захоронений.

Итак, часть первая, начатая от вестибюля метро "Фрунзенская". В ней мы пройдем вдоль Обводного до газгольдеров, завернем на Заозёрную, а затем и на Киевскую, чтобы после выйти снова к Московскому проспекту. Как и обычно у меня в журнале - содержательные добавления и исправления, а равно и интересные подробности - приветствуются и даже порой добавляются в основной текст.



Идём от "Фрунзенской" к Обводному каналу.
Полукруглый в плане дом на углу Обводного канала и Московского проспекта (Обводный, 96). Справа вдалеке немного виден «Петмол», бывший Скотопригонный Двор.


На другом берегу Обводного - Фрунзенский универмаг. Оригинальнейшее здание (1934-1938, арх. братья Катонины и Кирилл Иогансон), которому грозит снос: Кехман & Co. хотят его снести, а на козырном месте построить другое здание, разумеется - более красивое и современное. Роковая шаловливая рука Нормана Фостера, кстати, отметилась и тут. КГИОП, вроде бы, обязал нового хозяина в неприкосновенности сохранить фасады, разрешив сломать всё внутри. Однако до этого я был уверен, что Фрунзенский универмаг - мощен, монументален и вечен, и не мог себе представить, что он уже "фактически валится от ветхости". Типа как гостиница "Москва" в Москве.
Что получится из этого - не знаю. Надеюсь, кризис обломает им рога сии "грандиозные" планы.


Его (Фрунзенского универмага) закруглённый фасад вдоль Обводного осенью стыдливо закрыли длинным щитом, но пока не трогали. Вдалеке видна Воскресенская церковь, что близ Варшавского вокзала.


Взгляд через Обводный в створ Заозёрной улицы. Слева виден край комплекса дореволюционных водочных заводов - Шриттера (производство до 300 тысяч вёдер, основан в 1833 году) и Келлера. Комплекс простирается левее за кадр, ещё почти на квартал.


Конструктивистский дом работников ГРЭС-1, фасад со стороны Обводного канала (конец 20-х годов).
В доме по проекту были баня, прачечная с сушилкой, солярий, кинозал для рабочих. Подробней о нём - тут.


Этот же дом со двора. Обратите внимание, что дореволюционная петербургская практика дворов-колодцев и крайней скученности построек в условиях 20-х годов (централизованное планирование и отсутствие цены на землю) была отброшена: двор достаточно просторный, с детской площадкой и озеленением.


Взгляд через Обводный канал (левей кадра - Масляный мост): старое здание электростанции (1882 г.). Труба когда-то срезана, виден огрызок.


Продвигаемся на восток вдоль канала, к Газовому мосту. Здание по Обводному, 113. Судя по стилю - начало XX века.


Одно из самых харизматичных мест Обводного - Газгольдеры.
В 1856-м году монополию "Общества освещения газом Санкт-Петербурга" нарушило "Общество столичного освещения", разместившее свой газовый завод рядом, на Обводном канале. В 1858 – 1862 годах строятся два газгольдера первой очереди.
Издалека (общий план) мне не удалось снять, т.к. я продвигался вместе с экскурсией, и не уходил далеко, но вот вам фрагмент. В этом газгольдере сейчас автостоянка. Всего их в окрестностях Обводного канала пять штук. Подробней о них - тут.


Ворота к Газгольдерам. Литьё тоже дореволюционное.


Теперь уйдем с Обводного канала на юг по Заозёрной улице.
Вот ещё один газгольдер.


Типичный для петербургской рабочей окраины отдельно стоящий дом "без изысков" (конец XIX века). Изыски и красота были признаком аристократических районов.


Напротив, на пересечении Заозёрной и Смоленской улиц, находится дом под неформальным названием "Порт-Артур" (1904). Это дом совсем не простой, а один из первых опытов строительства жилья - доходных домов для рабочих. Разумно предполагалось, что в столице империи квалифицированная часть рабочих уже имеет доход, который позволит им снимать комнату в доходном доме, а то и две. То есть это был новый рынок для тогдашних застройщиков. Кухни были коллективные, канализация - тоже коллективного пользования: т.е. коридорная система, примерно как нынешняя студенческая общага. И тем не менее, это был шаг вперёд от подвалов и лачуг, в которых жили тогда рабочие.


Вид "Порт-Артура" со двора.


Крылья "Порт-Артура" почти сходятся в задней его части. И это обьяснимо: в условиях частной собственности на землю дом строился на максимально ограниченном участке земли, дабы минимизировать расходы застройщика, и иметь более высокую норму прибыли.


"Порт-Артур": декоративные балкончики из кованых решёток.


Рядом с "Порт-Артуром" находится другой исторический жилой массив, отделённый от него ста метрами расстояния и четвертью века времени: комплекс на углу Заозёрной - Киевской строился в конце 20-х годов. Как видите, подходы к планировке неэлитного жилья (в условиях государственной собственности на землю) полностью изменились: этажность понижена, высота этажей тоже, реализованы отдельные квартиры, вместо коридорной системы. А поскольку эпоха фабрик-кухонь и идеальных представлений эпохи "военного коммунизма" уже уходила в прошлое, то после перепланировки появились и кухни. Таких домов тогда, надо признать, было не так много и строились они целевым назначением, для рабочих конкретных фабрик, электростанций и заводов.


Вид жилого комплекса на Киевской со двора. Как видите, после ремонта он выглядит вполне аккуратно (а то ведь мы обычно привыкли видеть здания эпохи конструктивизма в обветшалом от времени состоянии, и соответственно о них и судим).


Полный уход от дореволюционной эпохи: двор изначально спланирован просторный и зеленый.


"Кораблик" на детской площадке. Ну, это уже современное.


По Киевской улице пойдём к Московскому проспекту. Впереди виден недостроенный жилой комплекс "Империал". Он печально прославился, так как по алчности застройщика был построен в охранной зоне Новодевичьего монастыря и кладбища, и норма высотности была превышена вдвое (70 м вместе разрешенных 35). Были даже намерения снести половину, но сейчас появились сведения о том, что застройщик и власти договорились о том, что уже построенное трогать не будут, а другие планы в этом районе порезаны. Так ли это, я не знаю.


Выходим на Московский проспект. На заднем плане - корпуса "Империала", а на парадной линии проспекта - сталинское здание ремесленного училища (Московский пр., 94).


У "ремеслухи" на торце фасада - интересный знак.


Напротив - красивый сталинский дом (Московский пр., 75). В нём, кстати, жил замечательный актёр Иннокентий Смоктуновский. 1957 г. постройки.


Фрагмент декора угловой части фасада этого дома.


На другой стороне Московского проспекта видна современная реплика "под сталинку", с башней и шпилем для создания пространственной композиции проспекта. На башне написано: "Здесь продаются дорогие квартиры".


Интересно посмотреть, как решается фасад такой современной реплики а-ля сталианс.
Посмотрите, оцените.


Дальше мы пойдём на юг, по Московскому проспекту, исследуя окрестности.

Окончание следует.
Tags: Питер, архитектура
Subscribe
promo periskop.su april 5, 2018 11:03 62
Buy for 250 tokens
Постоянные читатели блога обратили недавно внимание на то, что здесь стали редко появляться большие фотопосты с рассказами. Это совершенно так - потому что я с начала года вовлечен в сложный, но интересный проект. А именно, создаю путеводитель по Транссибу, книжного формата. Это тесно увязано и с…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 72 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →