Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:

Киев. Андреевский Спуск

Итак, продолжаю киевскую рождественскую серию. В этом посте пройдёмся по Андреевскому спуску – самой «туристической» улице Киева, а в следующем - погуляем по нетуристической части Подола («Нижнего города»). Посты по обьёму вышли довольно большие, но сократить их ещё, до привычного формата в 21-25 снимков я никак не смог — интересной фактуры очень много! В основном буду показывать колорит и архитектуру.

Дело было 6 января, аккурат перед Рождеством, шли мы тут довольно рано, между 10 и 11 утра, давил приличный морозец (-14°) и поэтому на улице было очень мало праздного народу - что есть хорошо. Зато светило совершеннно ослепительное солнце, создавая резкие контрасты. В общем, Киев, мать городов русских, в этот день нам приветливо улыбался, подарив в конце дня совершенно потрясающий январский закат (про него - позже).
Впрочем, давайте же пойдём, спускаться по узвiзу.



В начале Андреевского Спуска стоит красивейшая Андреевская церковь XVIII века (арх. Растрелли), я её уже вам показал, во вводном посте. Напомнила мне о Питере :)


Вот так она выглядела 110 лет назад.


Разумеется, я никак не мог пройти мимо, не зайдя туда. Поднялся, там кучковались несколько священников и киевское телевидение прилаживало свою аппаратуру (видимо, для трансляции рождественской службы). Снимать просто так в храме я не стал, нашел старшего (на мой взгляд) батюшку и испросил по-русски благословения на фото. Он этак мрачно на меня глянул (возможно, телевизионщики уже достали), озабоченно вздохнул и молвил «Хорошо, разрешаю».
По кафедре с крестом, вписанным в тризуб, я понял, что храм сейчас принадлежит какой-то из трех специфических украинских православных конфессий.


А вот священники храма и убранство алтаря. Тот, что разрешил мне снимать, стоит спиной к камере.


Взгляд вверх, под купол.


И диагональная проекция, под углом. Храм действительно очень красив!


После храма мы прошлись по рыночку — торговцы и торговки только раскладывали свой товарец, и были несколько заторможены с морозу. Я искал Глобус Украины (успешно найденный после совсем в другом месте), и опросил примерно восемь торговцев. Отвечали мне все по-разному:
- (исподолбья) Не бывает такого. Никогда не было и нет, это сказки.
- (озабоченно) Да... видел... но дефицит, многие хотят, сейчас нет. Спросите ниже.
- (ехидно улыбаясь) Вы что, с Москвы, да? Такие умные?
- (обдавая ледяным осуждением) Такого не держим!
- (приветливо) Не, нету! Редкость! А купите магнитики у меня, тоже забавно!
- (заговорщически) Идите вниз, спросите Петро. Такой худощавый, в пальто. Он знает, где есть.
Однако Нужного Глобуса в ассортименте лотков нигде не было, всезнающий Петро тоже куда-то свалил, и я был весьма разочарован.

Давайте попутно посмотрим некоторый товарец с лотков на Спуске.
Деревянные кружечки и бочоночки. Есть зольдатен-ремень, конечно, образца СА.


Ряд матрёшек. Многие имеют отчётливо украинский колорит: оселедец, гетманские усы и т.д. Всё правильно. Глядя на них, я подумал, что на большие экземпляры оселедец можно было бы наклеивать наверх прямо из натуральных волос — было бы ещё круче.


Бюстики и скульптурки. Много Ленина и Железного Феликса, по одному — Мао, Маркса и Сталина.


Антимоскальские маечки.


Побродив по рыночку, стали спускаться вниз.
Андреевский Спуск довольно узенький. Справа виден нижний ярус Андреевской церкви, там тоже что-то помещается.


Всяческие сувениры и антиквариат тут продают не только в лотках, но и во множестве магазинчиков.


Тарас Григорьич? Или кто? (я не запомнил, честно)


На очередном повороте впереди показывается «Замок Ричарда — Львиное Сердце».

Вот что пишет про него «Мой Киев»:
Замок Ричарда был построен в 1902-1904 года по заказу киевского промышленника Дмитрия Орлова, который планировал сделать из здания доходный дом и сдавать квартиры внаем. Однако в 1911 году Орлов неожиданно умер — был застрелен, и его вдова продала дом на аукционе из-за накопившихся долгов. Новый владелец сдал квартиры жильцам, но они вскоре в страхе покинули дом — жуткие завывания и стоны разносились по всем помещениям, казалось, дом кишит приведениями. Причиной звуков оказалась система вентиляции и печного отопления.
Через некоторое время дом облюбовали киевские художники. На верхних этажах располагались мастерские Фотия Красицкого, Ивана Макушенко, Григория Дядченко и других художников и скульпторов. С тех пор и вплоть до национализации это строение постоянно меняло владельцев. С установлением советской власти дом национализировали, и его комфортабельные апартаменты перестроили в многонаселенные коммуналки. После распада Советского Союза в 90-е годы появились зарубежные инвесторы, которые хотели сделать в замке Ричарда гостинницу, но сотрудничество так и не сложилось — дом по сей день стоит пустым.


(предпринятое мною собственное расследование происхождения названия показало, что на самом деле Ричард Львиное Сердце в Киеве побывал - в 1192 году, и самолично собирался этот замок забацать. Ему про прекрасный стольный град Киев и златокудрых полногрудых славянок рассказал Исаак Комнин на Кипре. Пылкому Ричарду рассказы Комнина запали в душу - и когда он возвращался в Европу из Палестин, и вынужден был удрать с корабля после высадки на о.Корфу, то решил завернуть сперва в Киев. Там был полный раздрай и запустение, княжество было разделено на мелкие уделы и сердце Ричарда наполнилось печалью от беспорядка на Земле Русской. Он тайно встретился с тогдашним князем Святославом, правителем города, убедился в его ничтожности и после сего замыслил перенести столицу Англии в Киев. Но упрямые киевляне не хотели записываться на курсы староанглийского и разочарованный Ричард уехал на запад через Галицию, где около Вены его таки поймали и посадили в тамошнее сизо. Но идея с замком осталась - и воплотилась в реальность спустя 700 лет. А мятежный дух Ричарда иногда туда захаживает и свистит ленивым местным жителям, напоминая им о том, что надо было вовремя записываться на языковые курсы)

Деревянный дом (№19).


Да, не напоминайте мне про Проню Прокоповну и Свирид Петровича.
Ну не снял, так получилось :)

Вид на Андреевскую церковь в процессе спуска.


Ещё один вид наверх.


Сразу за Замком Ричарда была замечена железная лестница наверх.
Решили подняться.


Вид на Подол. Возможно, не самый лучший, но какой уж есть :)


А это вид на сопку с новостроями. Внизу, извиваясь, проходит Андреевский Спуск.


Вид по узвизу вверх, стоя ниже Замка Ричарда.


Театр на Подоле.


Прелестное 2-этажное здание немного ниже театра.


А это — дом-музей Михаила Булгакова, в доме №13.
Тут Михаил Афанасьевич жил с родителями в 1906-1919 гг. и сюда же «поселил» героев романа «Белая гвардия». В этот музей мы решили зайти, проникнуться, так-скать, «духом».


Вход в музей.


Мемориальная доска.


Памятник около дома.


Осмотрев музей, я сделал вывод, что Булгаковы жили вполне себе прекрасно, по меркам Российской Империи — что-то вроде профессора Преображенского. Медицинская практика велась прямо в квартире, на что была отдано две комнаты; в остальных — жили, столовались и отдыхали. Сам музей довольно необычен по замыслу: тут соседствуют «белые» предметы и предметы обычных цветов; при этом, когда идёшь по комнатам, каждая подсвечена своим, индивидуальным, оттенком.

Вот, скажем, пианино чёрное, обычное.


А вот — «белое».


В чем тут секрет?
Мемориальная доска на доме была установлена лишь в феврале 1986 года, а в марте восемьдесят девятого Киевским горисполкомом было принято решение о создании музея М.А. Булгакова как филиала Музея истории города Киева. Памятуя о том, что дом на Андреевском спуске - это главный экспонат будущего музея, заведущая научно-исследовательским сектором К. Н. Питоева-Лидер, разработала концепцию «Дома Турбиных», по которой в нем «живут» рожденные фантазией автора Турбины; и реально жившие в нем Булгаковы.
То есть «белое» - это вымышленное, соответствующее роману, а «черное» и «цветное» в музее - реальные булгаковские вещи, которые удалось найти.

Ладно... идём дальше вниз, тут тоже интересная архитектура.


Хороший и оригинальный по замыслу особнячок, однако над ним сделали мансарду-курятник, явный новодел.


Ещё парочка интересных особняков.


В нижнем — размещается театр «Колесо».


И, наконец, завершение Андреевского Спуска, а дальше уже сердце Подола — Контрактовая Площадь, мы её посмотрим в продолжении.


Общее впечатление было несколько смазано тем, что сейчас на А.Спуске много зданий на реставрации - затянуты пленкой, но в целом - неплохо. И всё же район Ярославова Вала - О.Гончара (заповедник модерна) мне понравился больше.


Продолжение следует.

1. Глобус Украины
2. Киев. Общие впечатления
3. Киев. Языки и идентичности
4. Прогулка по зимнему Крещатику
5. Киевский фуникулер. И немного трамвая и троллейбуса
6. Пассаж, улицы Городецкого и Банковая
7. Паровоз ИС близ вокзала
8. Майдан Незалежности
9. Скрижали Оранжевой революции
10. От Бессарабского рынка до ул. О.Гончара
11. От ул. О.Гончара до здания СБУ на Владимирской
12. От восхода и до Питера на киевском поезде
Tags: Киев, архитектура
Subscribe

promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 79 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →