Что могу сказать "по поводу", по горячим следам (шоб не потерялось)?
1. Красный цвет. Вторжение красного цвета - нарукавные повязки, знамёна, ковровые дорожки - сильно меняет общую эстетику и восприятие фильма. Это, пожалуй, самое главное изменение. Действительно, в ч/б версии этого не было видно, и для советского телезрителя образца 1976-го было бы много неожиданных визуальных открытий.
2. Однако, самое начало фильма приобрело другую тональность, более романтическую. Хорошо, что не стали делать резкие цвета, а приглушенные - и удалось передать атмосферу ранней берлинской весны, чего не было на ч/б версии. Я ей верю: два года назад на выставке точно также, как Штирлиц в 45-м, 9 марта выехал в Потсдам, и так же окунулся в те зачатки весны, в её намёк - когда зелень только-только вылазит. Опять же, эстетика меняется.
3. Внедрённую документалку не раскрасили. Правильно.
4. Наконец, впервые заметил совершенное несоответствие типажей четырёх постоянных стенографисток фюрера (когда показывают ставку). Похоже, Лиознова этим просто не заморачивалась при кастинге, либо не имела источников. У меня есть фотоматериал, надо будет как-нибудь сделать пост про реальных стенографисток - все четыре фрау и фройляйн очень колоритные. А то зритель знает только Траудль Юнге по легендарному Der Untergang.
5. Зато гдр-овский Фриц Диц - просто идеальный фюрер! Сколько смотрю разных фюреров в разных фильмах, никому ещё не удалось его переплюнуть.
6. Ещё косяк, впервые мной замеченный: в табличке кабака, куда Тихонов ведет Плятта, написали вместо эсцетта просто B: Zum groben Gotlib. [upd: это я малость переборщил. В комментах заметили, это буквально значит "У грубого Готлиба" - нормальное название для кабака]
А вообще, качество фильма (не техническое, а художественное) просто невероятное. Нет, сейчас так не снимают; даже затрудняюсь сказать, почему. Странно, ведь прогресс так сильно шагнул вперёд, столько новых инструментов появилось - а снимают конкретное говно.
Хорошо, что вся эта шумиха побудила нас - столь многих - снова внимательно пересмотреть этот шедевр. Наверное, это гигантский плюс. И прав был в комментах urgui, сказав: "если благодаря рекламной кампании этот фильм посмотрит дополнительно хотя бы несколько десятков тысяч молодых, то попиленное бабло можно считать честно заработанным".
Journal information