Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:

Часть 1. Марш-бросок на Калужскую землю.

Итак, фоторассказ о поездке по Калужской области, состоявшейся 10 мая. Всего получится, как я полагаю, три части.
Наш маршрут: Москва - Обнинск - далее по старой Варшавской дороге (ныне А101) - Медынь - Мятлево - Юхнов - Барсуки - Мосальск (главная цель поездки) - Зубово - Малоярославец - возвращение на киевскую трассу - Москва. Всего 560 км.

Захоронение в пос.Барсуки, что по старой Варшавской дороге.



Выехали мы раньше семи утра, дабы в спокойном режиме проследовать ближнее Подмосковье и окрестности Москвы.
МКАД сейчас 10-полосный, если кто не в курсе. У него интересный статус - не "автомагистраль", как питерский КАД (зелёные знаки и законные 110 км/ч), а "дорога для легковых автомашин" (знак - синяя легковушка и ограничение 90 км/ч). Это хитрый приём, позволяющий на правой полосе строить множество мелких отворотов на всякие дилерские центры, сервисы, заправки, торговые центры и прочие заведения. Грузовики могут занимать правые две полосы, но фактически часто тошнят и по третьей, самой средней.


Проезжаем мимо Юго-Запада. Впереди виден дым от грандиозного московского пожара в ночь с 9 на 10 мая. Подьехав поближе, мы увидели и бьющий из-под земли огонь, но заснять его сбоку я не успел - быстро двигались. Один из сьездов туда с МКАДА был перекрыт.


Отвернув на киевскую трассу, покидаем Москву.


Проезжаем Внуково со стоящим на постаменте Ту-104. Красивый лайнер. И хорошо, что цел - его младшего и более редкого брата Ту-114 в Домодедово уничтожили, ради новой автостоянки.

Дорогу по Московской области я пропускаю - пронеслись мы там быстро, сама дорога неинтересная, зато хорошая по качеству и полосности - намного лучше Ленинградки. И - что интересно - целиком освещена аж до моста через Протву за Обнинском, а это уже в Калужской области.

А вот и граница с Калужской областью. Любопытно, что прямо за ней Samsung построил какие-то цеха - то ли склады, то ли заводик. И до Москвы совсем недалеко (80 км), и уже не Московская область, совсем другой налоговый режим.


И ещё один признак пересечения областей - сразу резко падает цена на бензин. Если в Московской области вдоль трассы нет заправок дешевле 19 руб./л за 95-й, то в Калужской я видел цены и 17, и даже 16-20 за литр 95-го (не 92-го!). И дороже 18-90 нет.


Сворачиваем вправо на 128-м км киевской трассы, дабы выйти на старую Варшавскую дорогу. В Обнинске сразу на А101 выйти не удалось - капремонт моста через Протву, поэтому приходится делать некоторый крюк и выезжать на неё уже западней Малоярославца.


А вот и первый встреченный нами воинский монумент, с братской могилой. Это между Медынью и Малоярославцем.


Рядом, за заборчиком, построен небольшой храм. Воздух тут очень чистый, приятный - хоть ножом режь и намазывай на хлеб.


Медынь проследовали напроход, остановившись на минутку только купить красные цветы. Но увы, в наличии не было...


Интересное ноу-хау: муляж гаишной машины на обочине. Любопытно, этот приём работает или нет?


Близ посёлка Мятлево на трассе в очень живописном месте стоит скромная пушчонка на постаменте.


Надпись гласит: "Здесь в октябре 1941-го героически сражался отряд под командованием майора Старчака, усиленный подольскими курсантами".

Самое интересное тут - слово отряд. Не очень обычное в употреблении для регулярной армии. Не взвод, не рота, не полк - а отряд.
Однако оно легко обьясняется, если мы посмотрим карту военных действий в октябре 1941-го. Дело в том, что в начале октября 1941 г. стратегическая оборона советских войск была прорвана, началось формирование Вяземского котла и вдоль этой дороги шли главные силы 4-й танковой группы генерал-полковника Гёпнера. Часть немецких войск повернула на север чуть раньше, западней Юхнова, для охвата войск советского Западного Фронта с юга. А быстрая мотопехота пошла напрямую, для образования внешнего фронта - как можно восточнее в глуби России.
В частности, конкретно тут по направлению к Медыни шла 2-я моторизованная дивизия войск СС Das Reich под командованием небезызвестного Пауля Хауссера, "танкового гроссмейстера" вермахта, который к 1945 г. дорастет аж до поста командующего группой армий G.

Войск между прорванным фронтом и Москвой в этот критический момент почти не было, и советское командование лихорадочно ставило заслоны на дорогах, вдоль которых двигались немцы, собирая отряды из доступных, оказавшихся поблизости разрозненных войск. Поэтому - "отряд". Думаю, вы понимаете, как была высока цена задержки "Дас Райха" на его пути на восток хотя бы на 3-4 часа. Понятное дело, что бойцы небольших этих отрядов на пути беспощадного механизированного вала - элитных, самых подготовленных войск вермахта - были практически смертники.
Однако они делали своё дело, задерживая продвижение и тем самым помогая перебрасываемым новым войскам занять оборону вокруг Москвы.

Вот тут и двигались эсэсовцы Хауссера к Медыни, в те грозные дни октября 1941-го. И в этих окрестностях искал Г.К.Жуков штаб Будённого - примерно в те же дни, только немного раньше.
Ну а мы сейчас мчимся в обратном, западном направлении, пересекая границу Юхновского района.


Около 10 утра мы достигли Юхнова, который был в немецких руках с 5 октября 1941-го (его и занял тогда с ходу Das Reich) до начала марта 1942-го, когда советские войска в ходе московского контрнаступления отбросили немцев на запад.


Вдоль Варшавской дороги построен мемориал.


Перпендикулярно дороге - аллея Героев Советского Союза...


...а в конце её - поставлен на постамент ИС-2. Почему именно он - не знаю, ведь такие тут не воевали.


Братская могила, с надписями погибших.


Вечный огонь.


Перечисление воевавших тут соединений и частей.

Вообще, юхновский мемориал - очень достойный, хоть и не на "парадном" месте.

После Юхнова мы заехали в сосновый лес, для перекуса на воздухе. Летающие твари ещё не проснулись, было свежо и чисто, вовсю пели птички. И даже не верилось, что когда-то тут, в этих чудесных местах, двигались в разных направлениях огромные массы войск и шли бои.


На перекусе :)


А за поворотом дороги - ещё одна точка и ещё один заслон.


Вид поближе.


Увидели на указателе мы и легендарный, прославленный в енторнетах Бобруйск - до него, если ему верить, 551 км.


Очередная братская могила на Варшавке (сбоку постепенно прибавляются новые "пополнения" от поисковых отрядов).
Вообще, надо сказать, что эти места - с довольно страшной военной историей. Причем не "победных" лет, когда много и охотно награждали, а тяжких 1941-1942-го.


Пересекаем границу Мосальского района.


Близ деревни Барсуки - места ожесточенных боёв врёмен весны 1942-го. Здесь, неподалёку, стабилизировалась линия фронта после московского контрнаступления и освобождения Юхнова к востоку отсюда и Мосальска к югу.


Напротив мемориала, за Варшавской дорогой - идиллический пейзаж.


Новые, свежие захоронения найденных бойцов.


Память...


На одной из свежих могил - плита чекистам спецотряда "Особый" 1-го полка ОМСБОН НКВД СССР.
Заинтересовало, что за отряд такой и каковы были его задачи?
(upd: Про спецотряды "Особые" ОМСБОН НКВД СССР)


А мы через 10 километров к западу от Барсуков отворачиваем налево, на Мосальск - там наша основная цель.

По весьма раздолбанной дороге нужно проехать ещё 20 километров.

Продолжение следует.
Tags: авто, память, уход в историю
Subscribe

promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 61 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →