Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:
  • Music:

«Красная Стрела», сегодня и вчера

В связи с тем, что с ноября прошлого года я перестал ходить по кассам, а стал приобретать билеты исключительно в он-лайне - через сайт РЖД по карточке, появилась возможность при планировании поездок комфортно выбирать не только поезд, но и вагон, с отсечением неугодных мест. Так что в эту майскую поездку решил на пути обратно протестировать "Красную Стрелу" (№1/2), специально для которой на Тверском вагонзаводе пару лет назад сделали индивидуальную партию вагонов. Взял II класс, аналог купе в обычном поезде. Более всего меня интересовали особенности и элементы стиля этого легендарного поезда (существующего аж с 10 июня 1931 года, с перерывом на 1941-44 гг.). Ну и, для сравнения, немного разбавлю свои снимки старой "Стрелой" из 1933, 1939 и 1949 гг.

Оформление внутри купе.



Новые вагоны сделали совершенно гладкие, в отличие от рифлёных, что были ещё совсем недавно. Надпись тоже простая, без изысков. Раньше, года три назад, была накладная, рельефная.


А вот в начале его карьеры (фото 1933 гг.) надпись была даже двуязычная, правда, продержалась недолго. И цвет вагонов был тёмно-синий, хотя в названии был совсем другой. Тёмно-красной "Красная Стрела" стала только в 1949.

Кстати, вначале поезд отправлялся из Москвы в 1.30 ночи, а приходил в Питер в 11.30. Но в середине 1930-х нарком путей сообщения СССР Лазарь Каганович волевым решением установил время отправления в 23.55 (за пять минут до полуночи) - для того, чтобы командировочные получали суточные за два дня, а не за один. (примечание 2021 года: это не так и является легендой, проверено по архивным расписаниям)

Вот "Красная Стрела" перед войной на Московском вокзале (предположительно 1938-39 гг.). Двуязычная надпись исчезла, зато внизу появилась надпись "Экспресс" (она доживёт аж до 2007 г., исчезнув в самой последней реинкарнации, на которой я ехал сейчас).


Вход в вагон.


Как видите, 1 купе по сравнению с обычным вагоном исчезло, в связи с особенностями планировки вагона (более просторные тамбуры, сдвоенный туалет и т.д.). И получилось вместе 36 - 32 места. То же произошло и с I классом (люкс) - не 18, а 16 мест.


В купе - мягкие диваны. Но застилать на ночь постель не надо - она уже застелена и находится в спинке дивана. Откинул защёлку и всё. Сверху нужно взять только подушку и тёплое одеяло. А отделения выше спинки - багажные, для мелких вещей, их всего три. Можно складывать мобилу, туалетные принадлежности, полотенце и т.д. Ещё мне очень понравилось, что в каждом купе под столиком - по две розетки 220 в. Если есть ноутбук, можно хоть всю ночь пользоваться. Ну или спокойно заряжать мобилы, КПК и т.п.


Вид вглубь купе без вспышки.


А вот так выглядел подобный интерьер в "Стреле" 60 лет назад, в 1949 г.


Надпись на скатерти столика.


Температура регулируется сенсорами (есть 5 фиксированных положений), равно как и освещение купе.


Планировка вагона иная, чем обычно. Около нерабочего тамбура - сдвоенные биотуалеты. А в каждом купе - индикаторы занятости.


Вид из купе в проход, с открытой дверью.


А вот то же самое, но с закрытой дверью. Шесть утра, все ещё спят, а дверь изнутри зеркальная.


Индивидуальная подсветка. Она тут с двух сторон - где удобнее лечь, к окну или от окна.


Коврик в купе выполнен в стиле "модерн". Что ж, для питерского поезда в принципе логично.


Вид вдоль вагонного прохода (без вспышки).


"Красная Стрела" на Московском вокзале Питера, 12 мая 2009 г.


Она же, предположительно конец 70-х. Интересно, что вагоны без надписи "Экспресс" (когда-то в 80-е она вернётся, чтобы исчезнуть в 2007-м).


А вот тут (1949 г.) надпись есть. Обратите внимание, что вагоны "Стрелы" уже цельнометаллические (одна из первых), а послевоенный перрон - дощатый.


Мой рейс "Стрелы" в Питер привёл синий ЧС6, не фирменный.


Но когда-то и паровозы под "Стрелу" был особые, специально оформленные.
Вот трудяга Су на Московском вокзале.


Он же, при входе на станцию, с составом (после войны, 1949 г.).


А вот до войны "Красную Стрелу" водили красавцы "Иосиф Сталин" в скоростном аэродинамическом кожухе. Правда, недолго, 1937(8)- 1941 гг. Война уничтожила эту традицию (почти всё уцелевшие ИС-ы были "больны" из-за эксплуатации в военное время с некачественным углём), а после войны на "Стрелу" поставили проверенные, экономичные Су. В 1957 "Стрелу стали водить скоростные тепловозы ТЭ7.


Лично я ездил на "Красной Стреле" шестижды - в 1987, 1989, 2001, 2002, 2004 и вот сейчас, в мае 2009.
Очень жаль, что я не отснял предыдущий, долго служивший (до 2006 г.) вариант "Стрелы" с "немецкими" аммендорфовскими вагонами. Сейчас она уже другая. Но, что поделать...

1. Красная Стрела в Википедии
2. Красная Стрела в Энциклопедии СПб
3. Красная Стрела на сайте РЖД
4. Юбилейный альбом Красной Стрелы к 75-летию
5. Подстаканники с Красной Стрелы
Tags: Питер, Советский Союз, железные дороги, паровозы, ретро
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 209 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal