Да, сейчас те дни изрядно подзабыты и воспринимаются как другая жизнь иной эпохи. Более того, многое из того, что тогда происходило, нынешнему наблюдателю сейчас кажется откровенно глупым и во многом гнусным. Общество и правда было очень наивным и не знающим конкуренции идей, и на всё новое с восторгом бросались, как на яркую обёртку от фальшивой венгерской салями. Этого соблазна не избежали и весьма умные и трезвомыслящие люди – нечто вроде коллективного помешательства. Личности тех дней сейчас поистёрлись и ушли – кто в тень, кто в бизнес, а кто и на Тот Свет. Не они сейчас кумиры эпохи (кстати, оно и хорошо).
Отлично помню, как мы ночами (!) смотрели телевизор, а потом с жаром обсуждали на работе — это было повсеместно. Все эти скандалы (Сахаров – Червопиский, красноречивый Собчак и литовцы, и прочие новые игроки на публичном Олимпе) очень занимали и завораживали публику. Особенно усердствовали в эмоциях женщины средних лет — хорошо запомнил («ах, какой душка Собчак!» и прочие пёрлы). Вот только никто ещё не понимал, каких джиннов Горбатый, Яковлев и Ко выпускает из горлышка бутылки. В постепенном сломе государственной конструкции СССР и политизации общества и национальных республик это мероприятие сыграло, увы, очень большую роль.
Сейчас-то я хорошо понимаю, что танки на площади Тяньаньмэнь, расстрелянные 4 июня 1989 года китайские студенты и медленные, но неуклонные внутренние реформы Дэна – это гораздо более мудрое хирургическое средство — для всего общества и государства, чем горбачёвская якобы-терапия путем публичной «демократии» и «гласности», политизация республик и шоковая деморализация граждан. Но случилось так, как случилось, а задним умом все мы крепки...
Горбачёв ещё выступает «под Лениным» и на трибуне с гербом Советского Союза. Остаётся два года экспериментов, импровизаций, форсированного развала и последующей крови. Давайте немного посмотрим те лица (некоторые), кто помнит. А кто не помнит — просто поглядите.
Фотографии — (с) Дмитрий Борко.
Заседание Межрегиональной депутатской группы сьезда (МДГ). В ней обьединилась вся «прогрессивная кодла» либерального толка (Собчак, Попов, Карякин, Старовойтова, Сахаров, Станкевич, Афанасьев и проч.) с теми из партийных лидеров, кто хотел быстрого доступа к кормушке высшей власти вне традиционных процедур (Ельцин).
На этом фото виден Ю.Афанасьев — в центре, за ним — Старовойтова, второй слева - Карякин, сидит боком (в очках) - Павел Бунич, другие не опознаны.
В очередь к микрофону. За Старовойтовой стоит Станкевич. Второму остается всего три года до бегства из постоветской России в свободную Польшу — некстати запалился на взятке за организацию концерта на Красной площади (1992).
Моральный авторитет и главный столп либералов — опальный академик Сахаров.
Александр Яковлев, член Политбюро и секретарь ЦК КПСС по идеологии — человек, сыгравший колоссальную роль в дезинтеграции Советского Союза и удалении от власти умеренных деятелей твердого крыла КПСС (Рыжков).
Молодой и не заматеревший ещё Жириновский.
Наша замечательная генерал-майорша со справкой, а тогда ещё скромный капитан КГБ, наша несравненная Валерия Ильинична, и в дни Сьезда стояла в пикете на Пушке. Такая у неё карма.
Толпа беснуется в поддержку Сахарова против афганца-Червонопиского и «агрессивно-послушного» большинства (так именовались все, кто был не согласен с либеральными деятелями из МДГ).
А это — чуть раньше начала Сьезда, всего на 25 дней. Общество «Мемориал» впервые выходит на первомайскую демонстрацию со своими лозунгами. Обратите внимание - и тут тон задают экзальтированные и эмоциональные женщины средних лет.
Journal information