Итак, вторая часть моей серии про музейно-исторические извращения на постсоветском пространстве (первая, киевская - тут).
* * *
Сегодня на проводе Рига - а точней, чёрный кирпич музея Советской Оккупации в ВецРиге (бывш. музей латышских стрелков). Посмотрим его и снаружи и изнутри. Знаю, что подавляющее большинство русскоязычных рижан там не бывали - брезгуют. Конечно, имеются в виду те, кто находится в сознательном возрасте - потому что школьников туда водят в обязательном порядке. Ну что ж, тогда посмотрите моими глазами - мне эта тема интересна, я не брезглив в плане ревизионизма и считаю, что любое извращение нужно показывать лицом, и уж, как минимум - знать про него. Однако детального анализа и разбора в этом посте не будет - я покажу лишь эстетическую, визуальную сторону "музея" (то есть, какими конкретно средствами достигается пропагандистское воздействие на посетителей).
Посетил я этот "музей" в январе 2008 года, и допускаю, что с того момента что-то изменилось. А вы имейте в виду, что эти снимки - полуторагодичной давности. Кстати, сейчас, по сообщению моих френдов-рижан, его собираются расширять вдвое - уже и проект есть. А раз есть проект и предпринимаются телодвижения, несмотря на кризис - то сладкий мстительный зуд в задницах местных националистов явно не стихает.
Ну ладно, лирики хватит, пойдёмте смотреть физику (то есть содержимое сосуда).
Музей этот находится в Старой Риге, близ набережной Даугавы, резко выделяясь своим архитектурным обликом из окружающего пространства. Говоря по сути, это не музей в классическом и привычном нам смысле слова, а пропагандистское учреждение под крылом латвийского государства, с тщательно выверенной и модерируемой экспозицией, которая отражает текущие воззрения верхушки общества, пришедшей к власти в 1991 г., на новейшую историю. Сюда водят школьников, студентов, проводятся экскурсии для иностранцев. Тут же есть кинозал, конференц-зал для проведения собраний - всё, как положено. Место это также славно тем, что тут проводятся демонстрации нашумевшей год назад скандальной фальшивки The Soviet Story.
Построен он был ещё в 1970-е, как музей красных Латышских Стрелков, и после распада СССР и перехода власти к латвийским националистам был приспособлен под новую функцию.
Это - вид на него от набережной Даугавы. Далее виднеется Дом Черноголовых и собор св. Петра. До Домского собора - тоже рукой подать.
Вот, для удобства ориентирования, фрагмент иллюстрированной карты. Стрелкой показано расположение этого здания.
Напротив здания - памятник красным латышским стрелкам, выполненный из красного же гранита.
Памятник уцелел - как в ходе бурления перестроечных говн, так и во время националистической истерии после распада СССР. Просто надпись стала нейтральной - "латышским стрелкам", а не только красным.
Теперь давайте зайдем внутрь.
В момент, когда я там был, кроме основной экспозиции была размещена и тематическая выставка - рисунки высланного в Сибирь латыша (см. плакатик).
Входящий внутрь, если повернёт голову налево, сразу же видит большую карту Восточной Европы в 1940-1991. Раскрашена она очень выразительно: малиново-красный цвет принадлежит СССР, а страны Прибалтики заштрихованы, как якобы оккупированные, и выделены чуть бледнее. При этом иные территории, перешедшие в состав Советского Союза в 1939-1945, почему-то не заштрихованы. Возможно, что латвийские деятели вполне признают законность включения иных территорий в состав СССР (Западной Белоруссии и Украины, Северной Буковины, Бессарабии, Карельского перешейка, Калининградской области), кроме прибалтийских республик. Отмечен ими толстой линией и "железный занавес", впрочем, толкование его (видимо, для большей выразительности) весьма произвольно: туда же включена и Югославия, которая после 1950 г. фактически интегрировалась в западный мир.
На первом этаже экспозиции нет, надо сразу идти на второй.
По замыслу устроителей музея, на тех, кто поднимается туда, в полутьме сверху строго смотрит товарищ Сталин, постепенно приближаясь.
Однако, поднявшись, мы видим рядом и Адольфа Гитлера. А между ними, как символ "злобного сговора" - репродукция знаменитой карты, с подписями Сталина и Рибентропа.
Рядышком приводится и карта СССР. Тут она выполнена в чёрно-белом варианте, утыканном лагерями.
Общий вид "начальной" части музея, откуда начинается показ. Лестница - это с первого этажа, откуда я поднялся.
Зал верхней "оккупационной" экспозиции выполнен строго в черных, тёмно-серых, коричневых и красных тонах, иных цветов нет. Вообще, визуально-цветовая схема, надо отметить - довольно выразительная и впечатление производит. Общий фон - полутьма. Недостатком же является чрезвычайно сильный направленный контрастный свет от ламп, освещающих стенды.
Однако я сразу в основную экспозицию не пошёл, а сперва посмотрел "гулаговскую" экспозицию с рисунками ссыльного латыша в качестве фона. Давайте зайдём.
Инсталляция достаточно выразительная. К сожалению, тут не было надписей на русском, так что я не смог оценить комментарии к ней.
Рядышком стоят стенды с различными трогательными предметами, выполненными ссыльными: куклы ручной работы, лапти, рисунки, шахматы, нарды, портсигары и т.д.
Надо было бы их поснимать поподробнее, но возможно, в другой раз.
Рисунки ссыльного латыша вывешены не просто так, но на изящно выполненном деревянном заборе.
Вот один листик поподробнее.
Латвийские френды могут при желании перевести надписи и вывесить их в комментарии к посту, а я добавлю.
В основной экспозиции разные периоды разделены перемычками и представляют собой отдельные "загончики" с группой соответствующих стендов, с подписями. Обратите, кстати, внимание на оформление.
Вот, скажем, группа стендов с тематикой The beginning of Soviet Occupation.
При этом я не до конца понял редакционную политику устроителей "музея" относительно подписей: большие лозунги и заголовки - только на латышском и английском, однако подписи к ряду экспонатов - есть и на русском и на немецком.
Междустендовое пространство занимают большие плакаты.
Однако, снимать конкретные экспонаты сильно мешают страшно контрастные лампы.
Оружие "национальных партизан" (так сейчас называются те, кто боролся с Советской властью в Латвии).
Подпись к предыдущей группе артефактов. Обратите внимание, тут есть и русский и немецкий.
Каска "национального партизана", плакат. Очень щедро в оформлении используется красный цвет.
В одном из стендов собраны свидетельства наглого отношения Советской Армии к латвийской территории.
Трогательный комментарий к этому артефакту (см. предыдущее фото).
Отдельные документы и интересные плакаты я покажу во второй части этой серии, а сейчас давайте спустимся обратно вниз, где находятся остальные помещения, а в их числе и книжный мини-магазинчик. Рассматривал я ассортимент минут 15; к сожалению, многое из интересного мне было только на латышском. Но есть очень интересные альбомчики.
В конце концов я купил себе две книжки автора Яниса Страуме, и ещё, наметил на будущее, альбом на английском (наличных лат было мало с собой).
Общее впечатление от музея:
1) Из трёх прибалтийских музеев оккупации он самый неконкретный и обтекаемый по содержанию, конкретики мало, в основном используются общие политические фразы;
2) В комментариях умалчивается и тщательно обходится как реальный исторический контекст 1939-1941 годов во всей его многосторонности, так и сложные вопросы истории Латвии - наличие "просоветских" латышей в органах власти, принявших сторону СССР в 1940-м, коллаборационизм при немцах и сотрудничество с ними, еврейский вопрос, феномен латышских красных стрелков в революцию и их роль в Гражданской войне, а затем нахождение на различных постах в Советском Союзе и т.д.;
2а) Также очень тщательно обходится вопрос внутренней борьбы "латыши советские" - "латыши антисоветские", процесс представляется упрощённо, в виде только противопоставления внешней силы ("засланцы" СССР) и якобы всего почти монолитного латвийского народа (грамотный приём, кстати);
3) Отбор документов для показа очень специфический и односторонний;
4) Простая периодизация этапов истории, согласно нынешних тенденций; подача материала в виде, доступном для среднего "неисторического" посетителя (это тоже грамотный ход);
5) Стремление к лозунговому изображению исторического процесса, к хлёстким пропагандистским формулировкам.
Цель "музея", как я понял, такова: оставить у посетителя цельную и непротиворечивую картину истории в её официальной латвийской трактовке, а также вызвать ряд предсказуемых эмоций от лицезрения экспозиции, включая в том числе и оформление помещения. То есть - классическая манипуляция человеком, далёким от хорошего знания истории и от знания событий предвоенного и военного периода и их последовательности.
Да, музей - бесплатный, в отличие от Эстонии и Литвы.
* * *
Спросил перед уходом холёного латыша с золочёными очочками на кассе, перейдя на русский, могу ли я поучаствовать в экскурсии на русском языке? Он ответил утвердительно. Тогда я переспросил его, а могу ли я с диктофоном её записать? Он немного замялся и сказал, что не знает, но можно поговорить с начальством.
- Вы журналист?
- Да нет, я картограф. Просто историей на досуге интересуюсь.
Когда я уехал поездом из Риги в Питер, стал вечером читать одну из книжек этого г-на Страуме ("Забытая война").
Скажу честно - доставило не по-детски, книжка оказалась колоритнейшим ревизионистским чтивом.
Там есть такие пассажи, просто пиздец - можно долго смеяться!
Впрочем, по этой книжке надо делать отдельный пост и приобщить к ней ширнармассы :)
Окончание части II из Риги следует.
Journal information