Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:

Ворота в Азию, ч.3. Прибытие на Южный Урал

В предыдущей части я доехал до удмуртской станции Балезино, откуда наш поезд проводили четыре синхронно рычащие собаки. Далее мы вьехали в пределы Западного Урала...

Композиция близ станции Челябинск-Главный



Всё время следования после удмуртского Балезино шёл дождь: то послабее, то посильнее. Это навевало на меня унылые мысли о погоде, которая ждёт нас в пункте соединения экспедиционеров - на станции Челябинск-Главный завтра утром. Конечно, снимать толком ничего нельзя было, тем более что и окна в вагоне закрыты; пришлось переключиться на чтение. Ещё дома я закачал в свой кпк несколько книжек, преимущественно документально-исторических; исключением стала повесть Вадима Шефнера "Сестра печали", которую я добавил по рекомендации kozharik.
Вообще, я очень не люблю чтение с кпк, категорически предпочитая бумагу, но в поезде выбора не было. Поэтому взялся, и вскоре книга действительно меня захватила. Совершенно замечательное описание предвоенной жизни и предвоенного Ленинграда! А какие "вкусные" разные мелкие подробности! Особенно чудесно описан Васильевский остров, я просто не мог оторваться, вспоминая любимую набережную Л.Ш., и вообще, свои прогулки там. Слабее написаны военные эпизоды, но это ничего, учитывая, что они занимают 10-15% обьема книги, не больше. Надо сказать, что повесть не с голливудским хэппи-эндом, что совершенно правильно - блокада, это вам не фунт изюму, это жестоко. Ощущение после прочтения осталось такое - искренно и правдиво. В общем, проглотил пол-книги за "дождевое" время...

А поздно вечером, уже после полуночи по-местному (там +2), переехали иссяня-чёрную Каму и прибыли на станцию Пермь-2.
Я вылез, подышать воздухом. Тут было свежо и прохладно, гуляющих было немного. Дождь чуть-чуть моросил, но практически "неслышно", как в октябрьском Питере


Платформы, рельсы, шпалы, светофоры - всё было покрыто водяными капельками и поблескивало в отражениях фонарей.


Загадочный вход в подземный мир.


На закуску - большие снимки пристанционного ассортимента станции Пермь-2.
Можно посмотреть, какое бухло/пиво предлагается, и почём.


..и неалкогольная закусь с нехитрым дорожным перекусом.


Меня как-то спросили - зачем ты снимаешь станционные киоски? Нафига? Ведь это никому не интересно, нехудожественно, неэстетично.
Ответ мой прост: это тоже часть Истории. Мелкие подробности, которые потом быстро уйдут в небытиё. Что продавали в эту эпоху? Почём? Как выглядели этикетки? Что было популярно, а что нет? Это тоже очень важно - не только же здания снимать. Такому подходу меня научили ж/д фанаты-англичане во время поездок на турпоезде компании GW Trawel в 1999-2002 гг. Очень вьедливый и дотошный английский подход к фиксации истории. Более того, один мужик из Йоркшира мне говорил, что надо записывать и поездную трансляцию, даже если там играют кислоту. В сочетании с видами за окном и интерьерами вагона это в сумме даёт ощущение подлинности эпохи.
Так что примерно с 2000 года я снимаю прилавки станционных ларьков. Потом пригодится - тем, кто будет после нас.

* * *
...Утром погода не улучшилась - было так же дождливо и прохладно. Стало понятно, что в Челябе тоже будет хреновая погода.

В этот раз я не пропустил легендарную радиоактивную речку Течу: вот она, мы переезжаем её мостом, примерно за полтора часа до Челябинска.

Загрязнение реки Теча произошло в результате санкционированного и аварийного сброса жидких радиоактивных отходов реакторов ПО «Маяк» в открытую гидрографическую сеть. В 1949—1951 годах была сброшена основная масса радиоактивных нуклидов: около 12 ПБк стронция-90, 13 ПБк цезия-137, 106 ПБк короткоживущих радионуклидов. В период с 1951 по 1956 годы интенсивность сбросов активности в речную систему снизилась в 100 раз, а после 1956 года среднеактивные отходы стали поступать в открытую гидросеть в небольших количествах.
[...]
Радиационное загрязнение р. Теча проходит узким коридором по руслу. Специфика этого загрязнения в том, что воду из реки стало невозможно использовать для питья, водопоев скоту, полива. В то же время территории за пределами поймы и притоки реки Теча, по крайней мере правые, видимо практически безопасны для населения и хозяйственного использования. В силу естественных процессов в природе радиация в незначительных масштабах разносится на окружающие русло территории мелкими животными, птицами, рыбами, ветром при высыхании ила после паводков.


11 утра местного. Подьезжаю к Челябинску. Погода шепчет...


11.20. Поезд подходит к платформе: все на месте, воссоединение эспедиционеров состоялось.
Слева направо: vedmed1969, varandej, polar_bee. Снимаю я.


Навестил свою любимую (сейчас всеми забытую) транссибирскую плиту: эталонный образец железнодорожного историко-политического вранья. Она уже потрескалась двумя трещинами.
Враньё заключается в том, что 100-летие Транссиба должно было по всем канонам отмечаться летом 2003-го, однако тогдашний министр путей сообщения Аксёненко решил "подправить" историю и "перенести" юбилей на 2001-й год, отчего он оказался откровенно притянутым за уши. А причина проста: министр хотел выслужиться перед новым президентом, организовав громкий политический повод; в особенности потому, что его репутация была сильно подмочена ранее выслуживаньем перед Ельциным и "семьей". Одно время он даже считался кандидатом на первый пост.
Аксёненки давно уж нет, Ельцина тоже, а плита - осталась. Как напоминание о вранье.


Челябинск, после 2-летнего перерыва, меня поразил. Множество мест успело сильно измениться; и оказалась, что динамичность развития этого уральского мегаполиса весьма высока, несмотря на кризис. В частности, места вокруг вокзала не просто расчищены, но и благоустроены. За этой часовней летом 2007-го, скажем, ничего подобного не было.


Площадь благоустраивается, и размах стройки чувствуется, несмотря на унылую морось. Вдалеке виден новопоставленный паровоз-памятник.


Успели отгрохать новый пригородный вокзал, и проложить новые подьездные пути; строительство подземных переходов ещё в процессе.


Строятся новые развязки, и не только в этом месте. В общем, всё это меня приятно удивило, особенно по контрасту со вчерашней депрессивной Кировской областью. Откуда всё это финансируется и откуда берутся деньги (очень немалые), я не совсем понял. Наверное, есть необходимая налоговая база.


За развязкой тоже масса изменений: там тоже благоустроили местность и поставили новый интересный памятник.


Создан натурный музей Южно-Уральской железной дороги с множеством экспонатов. Впрочем, по нему в этом цикле будет отдельный пост.


Полированная гранитная плита перед входом в музей.


Ну, и на закуску, ещё один образец креатива на рубенсовскую тему "Не прыгай с платформы".
Тут уже вам не вятская Джейн Фонда с немецким электровозом-призраком, а суровый уральский спецназовец, заранее подготовленный к подвигу. Он даже перчаточки одел!


...Впрочем, я немного отвлёкся. К полудню мы разобрались с планами, затарились едой в привокзальном супермаркете и решили немедленно выдвигаться на юг, несмотря на пасмурность и морось.
Наш путь лежал в степь, на 150 км южнее Челябинска - по трассе М36.

С дождями тут было всё в порядке. Зацените затопленные дачи вдоль трассы (поправка vedmed1969 - подъемом воды озера Синеглазово).


А вот уже слева показались ровные рукотворные "холмы". Это начались отвалы грандиозного Коркинского разреза, самого глубокого угольного разреза планеты.


Про город Коркино и полукилометровую "дыру в земле" будет следующая часть.

Экспедиция "Ворота в Азию - 2009", полное содержание

Продолжение следует.
Tags: Ворота в Азию, Челябинск, архитектура, железные дороги
Subscribe

  • Воздушный вокзал Берлина (1927)

    Восторженная статья "Огонька" про новый воздушный вокзал Берлина на Темпельгофском поле (1927, №39) " Начиная с трех часов утра, когда аэроплан…

  • Роковые восьмидесятые: 1986-й

    Наконец-о вышло продолжение "Роковых восьмидесятых" - давно его ждал и расстраивался, думая, что ребята его забросили из-за ковида. Но молодцы,…

  • Первые платные залы ожидания (1991)

    Первые "рыночные" ласточки на железных дорогах уходящего в пучину СССР: МПС открывает платные залы ожидания на вокзалах. Надо платить за вход целый…

promo periskop.su июль 3, 16:25 25
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 68 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Воздушный вокзал Берлина (1927)

    Восторженная статья "Огонька" про новый воздушный вокзал Берлина на Темпельгофском поле (1927, №39) " Начиная с трех часов утра, когда аэроплан…

  • Роковые восьмидесятые: 1986-й

    Наконец-о вышло продолжение "Роковых восьмидесятых" - давно его ждал и расстраивался, думая, что ребята его забросили из-за ковида. Но молодцы,…

  • Первые платные залы ожидания (1991)

    Первые "рыночные" ласточки на железных дорогах уходящего в пучину СССР: МПС открывает платные залы ожидания на вокзалах. Надо платить за вход целый…