Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Ворота в Азию, ч.4. Коркино - город и разрез

Первым пунктом на пути из Челябинска к Троицку, которые мы посетили, было Коркино - городок горняков и место грандиозного угольного разреза, одной из самых глубоких рукотворных дырок на планете. Городок небольшой (40 тыс.чел.), причём с сокращающимся населением - полвека назад в Коркино проживало 83 тыс.чел, более чем в два раза больше.

Герб Коркино. Жёлтая спираль на чёрном фоне - это символ Гранд-Карьера.



Когда мы достигли границы города, погода была столь же мерзкой, как и по прибытии в Челябинск - мелкая морось, иногда прекращающаяся, иногда начинающаяся вновь, и тяжёлые облака. Но выбора не было.


Давайте сперва посмотрим мегаразрез, а потом уже вернёмся в город, который по площади, кстати, заметно меньше разреза.


Живописный индастриал на пути.


Чтобы пройти к разрезу, надо перейти полузаброшенный ж/д путь.


Однако, разрез по-прежнему далеко и смотрится неудобно: нужно идти ниже, чтобы выбрать более интересную позицию для его обозрения.


Поэтому мы спускаемся ниже, метров на тридцать-сорок по склону.


Что можно сказать о впечатлении? К сожалению, я тут столкнулся с той же проблемой, что и на Братской ГЭС в 2001 году: масштаб рукотворного ссоружения настолько велик, что фотографиями передать впечатление просто невозможно. Вроде смотришь - грандиозно, а фото в результате выходят серенькие и невзрачные. Конечно, сильно повлияла и погода - в связи с переменной моросью сьёмка панорамы была предприятием не очень разумным, и от этой мысли я отказался. Сильное зуммирование с целью подчёркивания деталей тоже в итоге давало "мыльные" результаты, так что будем смотреть общие планы.
Посмотрим разрез четырьмя частями, слева направо.

Восточная часть. Тут уступы вниз плавнее. На переднем плане - силовая подстанция для электрифицированной железной дороги, ведущей сложной спиралью вниз, к пластам. Спуск поезда для забора породы на дно занимает примерно 2,5 часа, путь наверх - 3 часа. Примерное представление о масштабе даёт высокая водонапорка на заднем плане. Однако сейчас она в полудымке.


Теперь - взгляд в тело разреза. Для ориентировки я оставил в кадре силовую подстанцию. Я искал в Сети данные по нынешней глубине разреза, они несколько разнятся - от 520 до 560 метров, хотя блоггеры в отчётах называют и большие цифры. Возьмём для осторожности нижнюю планку - 520 метров. Это первый по глубине угольный разрез планеты, однако среди собратов в других отраслях он, скорей, в первой пятёрке мировых. В России он третий - в Сибае (Башкирия) и алмазный Мирный в Якутии глубже.
Зелёная линия вверху, выше светлых почв - это уровень местности. Выше её - отвалы разреза, ниже - его тело. Вы видите также дымы, поднимающиеся из разлома - это результат тления угля и выделения естественных газов. Разрез всегда "дымится", поэтому для его красивой сьёмки нужна ветреная погода. Ну и конечно, контрастная подсветка утреннего или вечернего солнца.


Переведём камеру ещё правее и не будем зуммировать изображение. Тут дымы из разлома видны намного отчётливей, а в центре среди уступов спуска виден гигантский оползень, метров 120-150 высотой. Внизу - плохо различимое от дымки "дно" этой гигантской дыры в земле. Внимательные также заметят экскаватор, притаившийся на уступе немного правей дерева на переднем плане. Это не просто "экскаватор", это карьерный экскаватор размером с 3-этажный дом. Вот такой там масштаб, плохо воспринимаемый человеческим глазом.


Теперь - правый, если смотреть от нас, край разреза. Тут мы видим и линии железной дороги, ведущей вниз, и карьерный экскаватор (внизу в центре), и сооружения 600-метровой шахты, ведущей на уровень дна карьера и сообщающейся с ним штольней (над карьером, правее центра кадра). Так что дна можно достичь и не спускаясь три часа на поезде.


Посмотрим ещё раз на разлом с угольными дымами.


Наконец, большое фото (с 1.7x зумом): слои карьера сверху донизу. Каждый уступ равен в среднем семи-восьмиэтажному дому по высоте. "Чернота" около карьерного экскаватора - доступный для добычи угольный пласт. Хорошо виден и большой оползень выше.

Если вы хотите посмотреть другие виды на разрез, то 1) хороший, зрелищный отчёт был у ВикторПрофессора, 2) был там и мой френд rabid_worg, а также 3) вариант Варандея (мы были там вместе) об этом же обьекте. Также для сравнения вы можете посмотреть Флюсовой карьер близ Миасса, который я показал ранее в 2007-м.

А вообще, чтоб тут найти немного угля, ходить далеко никуда не надо: выходы везде вокруг. Вот рядом с местом, где я стоял и снимал, например.


Ладно, поднимается обратно наверх, к дороге, и возвращаемся - сейчас наш путь в город у Гранд-Карьера.


Собственно город Коркино производит не то что бы депрессивное, но какое-то сонное впечатление спального горняцкого городка. О близости к динамичному и мощному Челябинску свидетельствует большое число подновлённых фасадов зданий, в отличие от более дальних от него городов. Сейчас работы в Коркино (кроме разреза, конечно) немного, часть заводов закрыта, так что довольно много народу оттуда ездит работать в Челябинск.
Это администрация города.


Интересны флаги на ней, давайте приглядимся. Левый - флаг Челябинской области, в центре - РФ, самый правый, со спиралью - коркинский, его ни с чем не спутаешь!


Имеется в городе и много интересного сталианса 1950-х, периода расцвета.


Балкончик с петушком и разными "излишествами", справедливо осуждёнными затем партией в рамках борьбы со зловредным культом личности.


При взгляде на некоторые места в городе не покидает ощущение, что время остановилось лет 35 назад.


По этому бульвару проедем к другим интересным местам города.


Дворец Горняков, сияющий свежей реставрацией и ремонтом.


Сергей Мироныч перед Дворцом Горняков.


Парк Федько. Я думал - имени какого такого Федько? Шахтера какого-нибудь или репресированного полководца?


Ещё немного районного сталианса.


Украшательства на фронтоне этого здания.


Фото на память, с районной газеткой и маршруткой "Санёк" заднем плане :)


Покидаем Коркино, держа путь далее на юг.



Экспедиция "Ворота в Азию - 2009", полное содержание

Продолжение следует.
Tags: Ворота в Азию, Южный Урал, архитектура
Subscribe

promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 63 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →