Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:

Ворота в Азию, ч.10. Златоуст: обозрение характера и колорита города

Продолжаю повествование о странствиях по матушке-Расее.
Сегодня - рассказ про город Златоуст, куда мы приехали после медного Карабаша и провели там большую часть дня, посетив его разные окраинные закоулки, проехав на озёрно-лесном трамвае, а также не торопясь прогулявшись по старому городу.

Если и есть в России антипод прилизанно-золочёному Петергофу и прянично-туристическому Суздалю - то это, несомненно, Златоуст. Не по заброшенности, нет. А по отрицанию идеологии туристического гламура, по общей ауре, характеру и сути. Он не уныло депрессивен или мрачен, как Пикалёво, Прокопьевск или Новомосковск: по взгляду на одежду людей и машины видно, что это не бедность. В сущности, Златоуст - это город, где издавна ценят только два вида красоты - красоту природы и красоту оружия. А вот к облику города относятся весьма пренебрежительно, что несколько напомнило мне Петропавловск-Камчатский - разгильдяйский город, обрамлённый уникальной природно-горной оправой. Конечно, это весьма существенно зависит и от местной власти. Ещё Златоуст по своему духу напомнил мне германский Киль, город строгий и без особых изысков - сразу чувствуется, что здесь не шутки шутят, и не офисный планктон праздно балду пинает: тут спецы делают оружие.
Это действительно так: Златоуст - нечто вроде русского Золингена, с богатейшими традициями оружейного дела, в два века. Именно здесь когда-то был заново открыт П.П.Аносовым секрет булатной стали, а с 1815 года этот город стал признанным центром качественной оружейной металлургии, где создавались и испытывались многие новинки в этой области. Златоуст также стал родиной уникального вида искусства - златоустовской гравюры на стали и декорирования наградного оружия. В советское время тут впервые в СССР стала производиться специальная шарикоподшипниковая сталь, а в рамках грандиозного ракетно-космического проекта после войны стали делать двигатели для крылатых и баллистических ракет морского базирования. Словом, это безо всякого преувеличения город оружейных спецов.
* * *
Вначале обозрим общий характер и ауру этого самого высокогорного уральского города, не касаясь особенно архитектуры.
Пост вышел большой, меньше никак не получилось.



Надо заметить, что по своей планировке Златоуст - один из самых заумных и нестандартных городов, виденных мною за время путешественнической карьеры. Я довольно долго при передвижениях по городу не мог уловить планировку города и соотношение его частей, хотя обычно схватываю такие признаки мгновенно. Крайний раз такое со мной было в Харькове. Но Харьков ладно, он двухмиллионник, а Златоуст - в 10 раз (199 тыс.чел.) меньше. И тем не менее, он чрезвычайно сильно раскидан - верхняя, северная часть имеет множество длинных отростков-щупалец, как у осьминога; а кроме того, есть ещё и отдалённая южная часть, связанная с основным массивом "лесной" линией трамвая. Все районы города обрамлены лесными массивами и сопками.

Не менее странный в Златоусте и центр. Я имею в виду самый центр, исторический. С одной стороны его ограничивает скалистая сопка со старым заводом и арсеналом у подножия, с другой - тоже сопка, с третьей - заводской пруд. Нет никакого ощущения, что это именно центр города.
Вот, скажем, фото подьезда к центру со стороны вокзала: сопка называется Косотур, у подножия виден фрагмент бывшего завода, справа - заводской пруд, весьма большой по площади. Сам центр находится правей в 100-200 метрах отсюда.


Златоусту очень повезло: в 1909 году тут побывал легендарный фотограф Прокудин-Горский и оставил потомкам возможность лицезреть полноцветные снимки этих мест. Причем много снимков, аж 43 - для тех времён фантастическая цифра. Давайте посмотрим это же место центра, но сверху.
Свято-Троицкий собор, главная доминанта, был разрушен в годы активного религиоборчества (1933 г.), виден также завод со старой домной, которой сейчас тоже нет. Дорога также ведёт к вокзалу. Мост - цел, и приглядитесь внимательно к самой правой его части, где плотина, я это покажу ниже.

(посмотреть все цветные снимки Златоуста из коллекции Прокудина-Горского, 1909 год, 43 штуки)

Внутри города расположен большой заводской пруд, в несколько километров, что придаёт ему несомненное своеобразие. Жаль, что я не застал тут хорошей погоды и голубого неба - думаю, были бы тогда и красивые "водные" снимки.


Взгляд на центр с другой стороны, уже от площади. Видите вдали часовню - она как раз стоит на месте разрушенного большого собора (см. выше фото Прокудина-Горского). В центре чуть-чуть виден кусочек пруда, а прямо перед нами - могила (а не просто памятник) уральского большевика И.М.Малышева. Надпись на памятнике гласит, что он активный деятель Великой Октябрьской революции, а убит белогвардейцами на станции Тундуш в 1918 году.


Обернёмся от памятника к сопке. Здание в кадре - Дом Горного Начальника (начало XIX века), а ныне - краеведческий музей с огромной коллекцией холодного оружия и гравюр на стали. Легендарный Павел Аносов тут как раз и жил, совсем рядом с заводом, в должности горного начальника. Кстати, он - выпускник Горного института в Питере, тогда Горного кадетского корпуса.
Рядом - видите - Ленин стоит? Маленький совсем, возможно из первых памятников.


Таблички у здания.


А вот маленький златоустовский Ленин, в рост человека.


Самое интересное, что Ленин в ансамбле центра тут совсем не главный, как это обычно было в советских городах. На другом конце этой площади стоит горный генерал Павел Аносов, в щегольской форме и с клинком, на высоком постаменте. Он намного больше и значимей Ленина. Я специально поинтересовался - не в 90-е ли годы поставили Аносова тут? (вроде было не похоже) Сказали - нет, поставили в 1954-м, а памятник отлили в Ленинграде ещё при Сталине.


Металлург Аносов стоит боком к своему детищу, от которого его сейчас отделяет трамвайная линия - златоустовский Арсенал (начало XIX века). Тут же, в нём, есть и магазинчик гравюры на стали.


А вот так Арсенал выглядел ровно 100 лет назад, на фото Прокудина-Горского (здание в форме каре).


Рекламки златоустовских очагов культуры. Исполнены, как видите, не плоттерно, а по старинке - пером. Для москвича такое невероятно.


На эту же площадь выходит и заводоуправление Златоустовского часового завода.


Рекламка завода покрупнее. Его часовые механизмы традиционно стояли на самолётах советской авиации, танках и бронемашинах, в локомотивах и автомобилях ракетных комплексов - как в войну, так и после неё. Как дело обстоит сейчас, после падения СССР - не знаю.


Напротив заводоуправления ЗЧЗ - ДК "Булат", что-то из эпохи конструктивизма.


На дальней окраине города расположен Златоустовский машиностроительный завод (двигатели для ракет морского базирования). Вот такие он выпускает интересные календари (верхняя часть с месяцами отрезана).


Вообще, тема "оружие" в городе встречается очень часто. Даже на окраинах, как тут (улица выше вокзала).


А вот чудесный плакатик, встреченный на улицах города. Увы, размазано, снял в движении. Однако очень надеюсь, что vedmed1969 выполнит своё обещание и переснимет этот плакат получше ;-)


Однако ж, вернёмся снова в центр, к речке Ай, которая отделяет Арсенал от сопки Косотур и корпусов завода "Булат".


Вот они, оружейные цеха, где когда-то ковалось оружие для русской армии. Оружие, которое работало в русско-турецких и других войнах, при усмирении Кавказа и Польши, при покорении Средней Азии и в других местах. Грубовато, конечно, построено - но это вам и не Петергоф.


Рядом с оружейными цехами - старая плотина XIX века на реке Ай.


Вот, немного поближе. Именно эти выступы видны на первом снимке Прокудина-Горского, которые я просил разглядеть.


А вот так оно выглядит, если осторожно заглянуть с камерой внутрь. Почти всё цело, и кладка тогдашняя.


Мост этот сейчас не используется (когда-то тут ходил трамвай), и на столбе полуторавековой давности красуется надпись. И тут надо сказать о другой яркой черте города: перманентном похуизме. То есть надпись-то есть, но никто её не соблюдает. Ходи себе сколько влезет.


А вот так продают арбузы близ памятника Аносову.


Сохранились в городе и участки стихийной торговли, расположенные на весьма непрезентабельных пустырях. То есть городская власть тут сейчас особенно не напрягается, да и контролем чистоты не заморачивается. Собственно, такая не очень приятная черта русского национального характера, как похуизм и равнодушие к внешнему облику городского пространства, здесь дала весьма богатые всходы - при попустительстве властей. Хотя население тут явно не бедное, по автопарку видно. Вот Троицк, который я показал совсем не давно, намного бедней, но и значительно чище. А уж с Оренбургом, скажем, или Челябинском я и сравнивать не буду.


Торговля, в общем, тут пока не сильно вышла из 90-х - по внешнему облику.


А вот ещё пример городского похуизма. Нет на вывеске пяти из восьми букоф, ну и хер с ним! Кому надо - дополнят, прочтут и поймут :)


Карла Маркса - одна из самых красивых улиц города, с мощным и гармоничным сталинским ансамблем по обе стороны. Я её покажу поподробней в прогулке по старому городу. Но и тут есть ложка дёгтя: трамвайные пути по центру проспекта феерически засраны бумагой и другим мелким мусором. Нет, градоначальство Златоуста явно надо отходить хорошей метёлкой!


Южный район города, отделённый от основной части большим массивом леса.


Здания в городе порой встречаются очень даже неожиданные. И в неожиданных местах!


Или вот - творческое улучшение простой коробки. Что из этого брутального архитектурного эмбриона получится, даже интересно :)


И даже модерн тут - хоть и редкий гость в городе - но суровый по облику, без сантиментов и рижских рюшечек.


Продавец овощей. Златоустовский типаж - суровый и без гламура. Нехера столичный пиздёж с манагерскими книксенами разводить - подходи и покупай, или отходи и проходи.


Продавщица картошки. Кстати, на ведёрках видны и цены.


Еще один момент, на который я поневоле обратил внимание: обилие конкретных лиц на плакатах. Нечто вроде самолюбования.
Вот плакатик на углу Арсенала.


А вот интересная табличка - у моста через Ай, где плотина.


Мы с polar_bee подошли и с интересом прочитали текст.
Да... формулировка чеканная! "...построен инициативой, волей и организацией..." - так и просится на гравюру на стали :-)


А вот ещё плакатный кто-то. Его в Златоусте много, кстати.


Ну и конечно, гениальное "...женщины не воруют!", которое мы уже обсудили :)


Есть и такая постановка вопроса (ул. К.Маркса).


Вообще, есть тут ещё плакаты и с биатлонистками, которые "благодарят за заботу" и проч., но я уже не стал включать в пост, он и так разбух.
В тему этого поста - взгляд Варандея, который заметно отличается от моего.

После обозрения характера города, далее будет несколько небольших тематических зарисовок - Башня, трамвай, вокзал и прогулка по Старому городу.
Город колоритный, поверьте.


Экспедиция "Ворота в Азию - 2009", полное содержание

Продолжение следует.
Tags: Ворота в Азию, Златоуст, Южный Урал, архитектура
Subscribe

  • XII. Пенза: колорит и характер города

    Поскольку пензенские номерные станции мы рассмотрели (все 4 номера!), стоит рассказать и про собственно город. Я тут совершенно не претендую на…

  • XI. Пенза Первая и Арбеково

    В двух предыдущих частях я показал три номерных Пензы ( Вторая и Четвертая, Третья), и нам на десерт остаётся главная пассажирская станция -…

  • IX. Две Пензы из четырёх: Четвёртая и Вторая

    Ну что ж, пора возвращаться из Ртищево и начинать смотреть все номерные Пензы. Но прежде всего глянем немного на этот участок магистрали, Ртищево -…

promo periskop.su июль 3, 2020 16:25 31
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 65 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • XII. Пенза: колорит и характер города

    Поскольку пензенские номерные станции мы рассмотрели (все 4 номера!), стоит рассказать и про собственно город. Я тут совершенно не претендую на…

  • XI. Пенза Первая и Арбеково

    В двух предыдущих частях я показал три номерных Пензы ( Вторая и Четвертая, Третья), и нам на десерт остаётся главная пассажирская станция -…

  • IX. Две Пензы из четырёх: Четвёртая и Вторая

    Ну что ж, пора возвращаться из Ртищево и начинать смотреть все номерные Пензы. Но прежде всего глянем немного на этот участок магистрали, Ртищево -…