В этом горном месте со сложным рельефом исторический ход Транссиба опоясывает Златоуст тремя петлями, одна из которых чрезвычайно живописна и открывает чудесные картиночные виды на город. Тот, кто проезжал тут на поезде днём, скажем, из Москвы в Челябинск - меня поймёт. В этот раз покорить петлю мне снова не удалось, к сожалению, но зато я покажу снимки с вокзала, включая исторические. Вокзал в Златоусте построен далеко от исторического центра - по причинам сложного рельефа и приоритета оптимального прохождения железной дороги с наиболее безопасными уклонами.
Вокзал Златоуст
Железная дорога пришла сюда в 1889 г., как конечный пункт Самаро-Златоустовской ж.д. Однако Златоуст не был начальной точкой Великого Сибирского пути. В 1890 г. протянули дорогу далее, на Миасс; а от Миасса - к Челябинску. Тем не менее до 1929 г. Златоуст находился на основном ходу Транссибирской магистрали и тут проходило большинство курьерских и скорых поездов на Иркутск, Маньчжурию, Харбин и Владивосток.
Вокзал раньше был вот такой (кривоватый скан из Путеводителя по В.С.Пути 1905 г.).
А вот государь анпиратор Николай Вторый, ныне канонизированный, на перроне Златоустовского вокзала обходит строй почётного караула и всеподданнейшую депутацию жителей города. Фото от 30 июня 1904 г.
Современный большой вокзал выполнен в стиле любимой эпохи камрада darriuss и построен, видимо, в начале или середине 1980-х.
Очень симпатичны в нём внутренние обьёмы, оцените. На мой взгляд, решено гармонично и изящно.
А вот внутренность снизу. Все четыре снимка выполнялись с большим риском, т.к. по вокзалу летала синяя птица-тройка из ЛОВД (вон она, в правом уголке тусуется). Хорошо, что на камере есть поворотный экран!
Интересные росписи советской эпохи, но заснял только фрагменты. А надо бы все запечатлеть - мало ли...
Вот ещё фрагмент.
А вот так вокзал выглядит со стороны железной дороги. Выстроен он на месте старого.
Взгляд с платформы вперёд, на восток. Вокзал - справа позади меня, не виден. Линия поворачивает на юг.
То же самое направление схёмки, но позади, на горе - ровно 100 лет назад, на снимке Прокудина-Горского. Я стою около вокзала (он слева от путей) в районе тогдашнего второго пути (предыдущий снимок). Посмотрите, и поворот линии, и сопки (в мой снимок попала центральная из них) - всё то же самое. Только погоду он отловил шикарную.
Дом ровно напротив вокзала, и памятник Бушуеву, оружейнику, который златоустовскую гравюру на стали придумал.
А это - сталинский дом немного правее предыдущего. Дальше уже идут неинтересные хрущёвки.
Теперь подымемся чуть выше от вокзала, где проходит трамвайный путь. Там стоит уникальный памятник - первый уральский электровоз ВЛ19, который вышел в свой первый рейс 2 ноября 1945 года.
Композиция интересна ещё и тем, что выполнена полно - со столбами, смонтированной контактной сетью и даже светофором.
Вид спереди.
Памятная табличка.
Колесо.
Ещё один ракурс.
А это мы вышли наверх и камрад vedmed1969 стоит на трамвайном пути, ведущем в центр.
Но о брутальном лесном трамвае Златоуста - следующая часть.
Экспедиция "Ворота в Азию - 2009", полное содержание
Продолжение следует.
Journal information