И, конечно, очень приятно, что среди моих френдов и читателей много знатоков, ведь история эта не только с морским, а ещё и с железнодорожным уклоном. То есть не совсем простая. Приятно, чёрт возьми, когда тебя читают знающие люди!
Перечислю победителей (в порядке отгадки), назвавших точный и верный ответ, без каких-либо ошибок:
1) panzer_papa, 2) kaiser_w, 3) poliak_a, 4) ilya_kramnik, 5) kiwi_charlie, 6) ada_kadabra, 7) clust, 8) ussr_man, 9) alex_brab, 10) anton_yurich, 11) 22sobaki, 12) mikka
Специальный приз за настойчивость в разгадке вручается alex_brab, который три раза подходил к штанге, и на третий раз
Ещё двое назвали почти верный ответ, но ошиблись в частностях.
Всем остальным также спасибо за участие, ибо тренировать-то эрудицию когда-то надо, правда? :)
* * *
Ну что ж, а теперь - подробный ответ.
...в начале августа 1914 года из русского порта Одесса вышел зафрахтованный пароход с ценным грузом, направляясь на Дальний Восток. В трюмах лежали две разобранные фермы для крупнейшего в империи Амурского железнодорожного моста, превосходившего по длине Сызранский через Волгу. Это были два заключительных пролёта моста, после которого по плану производилась укладка рельсового пути, и далее - окончательный пуск Транссибирской магистрали целиком по территории России (минуя КВЖД). Фермы моста изготовлялись в Варшаве, затем доставлялись в Одессу и уже оттуда шли долгим морским путём через Суэцкий канал и Индийский океан на Амур.
Две последних фермы перевозил (по разным источникам) то ли бельгийский, то ли британский пароход. Когда он прошёл нейтральную на тот момент Оттоманскую империю и вошёл в Средиземное море, война началась на обоих европейских фронтах. Далее пароход прошёл Суэцкий канал и следовал по проторенному маршруту, однако в Индийском океане ему крупно не повезло - он напоролся на германский крейсер "Эмден", которым командовал вот этот милый господин (а может, и совсем не милый, а весьма суровый фрегаттен-капитан) по имени Карл фон Мюллер.
Поскольку судно было вражеское, то понятное дело, что оно было рейдером потоплено, а команда - снята. Какое именно? Бельгийской пароход называется "Кортрейк", а среди английских упоминались два "Клана" - "Клан Мэфисон" и "Клан Грант". Однако в статьях от музея ДВЖД изначально фигурировал именно бельгийский, откуда и пошло это широко гулять, но он не числится среди жертв "Эмдена". Также надо уточнить, что второй из английских пароходов был утоплен не в сентябре, а в октябре 1914 г.
Поэтому сейчас ситуация такая: книги и статьи "железнодорожного" авторства не уточняют точное название зафрахтованного парохода, либо называют "Кортрейк"; а книги "морских" авторов, восторженно описывающие рейдерскую одиссею "Эмдена", довольно важный факт наличия такого груза специально нигде не упоминают, ограничиваясь приблизительными сведениями о перехваченных грузах и отдавая предпочтение более захватывающему для читателей описанию потоплений, рейдов и боёв.
Итак, заключительные фермы Амурского моста благополучно пошли на дно Индийского океана, на потеху рыбам и крабам.
Каково же было следствие этого события?
"Милейший" Карл фон Мюллер отсрочил пуск моста, а стало быть и всей Восточно-Амурской дороги, на срок от 12 до 14 месяцев: к поздней осени 1914 года мост был собран, кроме этих двух злополучных ферм. По плану полагали, что открытие "правильного" (регулярного) движения произойдёт осенью 1915 года, а летом начнётся рабочее движение; однако фактически это событие состоялось только 5(18) октября 1916 года. Фермы же пришлось заново заказывать в Канаде и везти их на Амур уже по Тихому океану.
Так что крейсер "Эмден" и Амурский мост у Хабаровска исторически повязаны, как я вас и предупредил в ребусе :)
Теперь ещё немного пояснений, по фотографии моста.
Вы видите на фото, что одна из ферм имеет нестандартную конструкцию (цифра 1).
Но это не "канадская" ферма, а ветлужская. Из Канады пришли на замену потопленным "Эмденом" фермы, по конструкции идентичные уже смонтированным, так что их не опознать без проектной документации. А нестандартная ферма - это последствие взрыва двух пролётов моста в апреле 1920 г. красными партизанами, при отступлении на запад под натиском японо-белогвардейских сил. Тогда взорвали два пролёта (на снимке цифры 1 и 2), и они упали концами в амурскую воду, почти не разрушившись по конструкции. После того, как японцев и белых с Приморья окончательно выгнали, стали мост восстанавливать (ноябрь 1922 - 1925 гг.). Один пролёт собрали идентичный - по методе "соберем из двух неисправных один исправный". Второй пролёт взяли с реки Ветлуги, бывший там запасным. Он был не таким по конструкции, однако идеально подходил по длине и разрешённой нагрузке (и, к слову сказать, потом честно проработал с 1925 по 1999 год).
Цифра 3 - это место, где сейчас установлен один из пролётов исторического моста (который на снимке). Цифра 4 - загадочная крепость на горе, родом из времён ранней ОКДВА, происхождение и назначение которой мне так никто и не смог толком обьяснить за время моей жизни в Хабаровске. А красная точка в центре кадра - это дом на улице Трехгорной, где я прожил с сентября 1996 года по март 2003-го. Седьмой этаж 10-этажки, как раз видом в направлении моста. Так что все места там мне знакомы и исхожены в то время вдоль и поперёк.
Вот такая интересная история, друзья мои.
Ответы в ребусе - открываю.
Journal information