Помните, я написал пост "Москва - Нью-Йорк: "Сталинские Сёстры" против Манхэттена"? Тогда он вызвал довольно острую полемику. Так вот, руссосовский снимок как раз очень наглядно иллюстрирует те мои выводы, которые я изложил в посте. Московские высотки по своей идее и реализации действительно намного сильней нью-йоркского хаотического стеклобетона, тем более что жадный американский капитализм образца 1960-1980-х порушил множество шедевров более раннего времени ради девелоперских показателей и вставил туда унылые типовые зубы. А совейская интеллигенция в 1980-е презрительно морщила губки над архитектурой "сталинских сестёр", высокомерно обзывая их плагиатом и смеясь над их якобы "вторичностью" и "убогостью". Прошло время, которое расставляет оценки, и оно показало глупость и недальновидность подобных знатоков.
Я скадрировал, для акцентации нужных деталей, пару интересных фрагментов с его большого снимка, надеюсь, russos не будет на меня в обиде :)
Вот посмотрите замысел, он здесь виден. В середине проглядывается Кремль с башнями и Иваном Великим в центре. А на должном расстоянии от него стоят высотки, как бы окружая Кремль исторический большим "хороводом", не копируя, но творчески развивая мотивы кремлевских башен. При этом каждая из "сестёр" индивидуальна и немного отличается от других. Рядом они не стоят - и правильно, так как совершенное пространство создаётся именно отстоящими друга от друга доминантами. Вот это я понимаю, замысел.
Тут же ярко видна нелепость и чужеродность брежневского Калининского проспекта, в этом "хороводе". Вот поэтому он вполне заслуживает прозвища "Вставная челюсть". Действительно вставная, и разрушающая совершенный замысел архитекторов 1950-х.
А здесь, на этом фрагменте, очень хорошо видна разница между замыслом "старо-новых" (сталинских) и "ново-новых" (лужковских) доминант. Если первые, возникающие из утреннего тумана, приковывают внимание и побуждают ими любоваться, то вторые просто хаотически лезут вверх прямоугольными формами, без какой-либо продуманной системы. Наглядно видна разница между подходами "архитектура как искусство, запечатлевающее эпоху" и "высокие коробки как средство для извлечения бабла".
Так что когда меня спрашивают - "что тебе в Москве больше всего нравится?", я не задумываясь и искренне отвечаю - "семь сталинских сестёр". Они потрясающе совершенны, индивидуальны в исполнении, и чудесно вписаны в окружающее пространство. Я могу ими любоваться хоть час подряд, особенно в режимное время. Жаль, что это пространство сейчас уродуется и прекрасные перспективы и виды постепенно исчезают.
Ну и конечно, ни с каким Нью-Йорком сравнивать этот замысел нельзя - он неизмеримо совершеннее манхэттенского античеловечного нагромождения.
Может, когда-нибудь мне доведется залезть на Котельническую высотку, последние этажи МГУ или на г-цу "Украина". Это что-то вроде мечты :)
Journal information