Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:

Ворота в Азию, ч.16. Челябинск: музей Южно-Уральской ж.д.

В предыдущей части "Ворот в Азию" (про Миасс) я пообещал праздник для любителей советского железнодорожного ретро. Давайте устроим его сегодня, в субботу: итак, показ (и небольшой рассказ) про посещение музея натурной техники Южно-Уральской железной дороги в Челябинске. Кроме показа, в качестве бонуса в конце поста полазим по устрашающему мега-девайсу эпохи 1950-х :)

Красавец ТЭ-3


В музей этот мы заехали уже на третий день пребывания на Южному Урале (первый день был посвящён Коркино и Троицку, второй - Карабашу и Златоусту), когда ходили по интересным местам Челябинска. В отличие от пасмурного 9 августа, 11-го (это был понедельник) погода начала улыбаться, облака - раздуваться и обнажать голубенькие заплатки неба. Поэтому и снимки эти вышли повеселее.

Вот тот же самый мемориал перед музеем (...Из одного металла льют...), что я показал в третьей части цикла, но сейчас с облачно-голубым фоном.


Заходим в ворота.
Да, посещение абсолютно бесплатное, фотографирование - тоже. Лазить можно почти на все экспонаты, что тоже нечасто встречается. Музей устроен так: два пути с экспонатами, а между ними - мощёная дорожка с красивыми фонарями и расставленными везде скамейками.
И вот ещё важный момент:
...но надо отметить одну странность - непонятно, куда заходить, все вроде бы закрыто. Оказалось, надо стукнуть в окошко, выйдет охранник и впустит внутрь. Я этого поначалу не знал и уже собирался перелезть через заборчик, отделяющий музей от путей, когда заметил расставленные каждые 2 метра камеры наблюдения. Тогда я позвонил polar_bee и узнал секретик. А за забором ходила большая группа немецкой молодежи + оператор и корреспондент местного канала ОТВ - по-моему, внутрь они так и не попали :)
(с) vedmed1969

В самом начале стоит "генерал" П-36 - легендарный "замыкающий" паровозного племени СССР, паровоз моего детства (1972-1974 гг., пассажирские поезда Транссиба в районе Белогорск, Магдагачи, Сковородино). Как-нибудь про него непременно расскажу: паровоз капризный и сложный, но зато скоростной и феерически красивый в движении.


П-36: впереди - звезда с Гербом СССР.


Портрет в нижнем правом прожекторе любимого паровоза.


Салон-вагон производства Александровского завода (Санкт-Петербург), такой выпускался в 1897-1913 гг. Бронированное днище, 6 осей, 33 тонны. На подобном ездил в своё время Витте, Хилков и многие другие деятели эпохи строительства Великого Сибирского пути, а также Троцкий, Блюхер и проч. Долгое время (после войны) использовался как салон-вагон начальника Южно-Уральской дороги. Сейчас отреставрирован и превращён в передвижную экспозицию музея.


Паровоз Эр, военный трудяга эры "колонн особого паровозного резерва".


Одна из первых "лебедянок" (Л), мощный послевоенный грузовой паровоз.


...и серийная табличка к нему (1950 г.).


С другой стороны - "электровозный" ряд. Тут - почти современники - ВЛ10 (2-секционный) и ВЛ60ПК.


...и тоже табличка к нему (1966 г.).


Вот так выглядит проход между двумя путями с экспонатами: скамейки, фонари, мощёная дорожка. Сделано с любовью и очень аккуратно.
Кстати, слева виден "Боинг" (кличка тепловоза 2ТЭ10В).


А вот и ТЭ3 - легенда БАМа и других дорог 1960-х - 1970-х. Самый красивый из советских тепловозов, на мой взгляд. Но в реале довольно чумазый - в студенческое время мне довелось на таком проехаться двое суток, от Уссурийска до Хабаровска: измазался и прокоптился более, чем полностью :)


"Утюг" (ВЛ22М) - такой электровоз помнят и Слюдянка, и Байкал в 1960-е - 1970-е.


Вагон-хлебопечка. У него интересное внутреннее устройство, но снимки через стекло вышли плохо.


Пассажирская классика первой половины XX века: двухосный третьего класса.


И это тоже классика, того же периода: "40 человек, 8 лошадей", 1934 года. Правда, есть и поправка: крупных артиллерийских лошадей положено грузить только 6. Внутри - либо трёхэтажные нары, либо стойла.


Справа - "буханка" ВЛ8. Таких много было на Северо-Кавказской дороге, в Грузии и Абхазии, на Украине.


А это - "чистый" ЧС4. Редкий электровозный зверёк, предшественник ЧС4Т. Непонятно даже, как они тут его добыли.


Красавчик ТЭП60. На таком я нонче весной проехал полпути до Вильнюса.


Эмблема МПС СССР на этом красавчике.


Тут длинный ряд экспонатов заканчивается. Экспонатов много, я вам показал не больше 20% их.


А теперь давайте немного побродим по мегадевайсу времен 1950-х, предназначенному для снегоуборки и расчистки путей.


Вот так он выглядит спереди, где "работает". А тянет его сзади с другой стороны паровоз или тепловоз.


Мощные зубья для скола намерзших сугробов.


Лотки, подающие куда-то чего-то.


Тут тоже что-то уборочно-передаточное: я не разобрался толком, что-куда и какими транспортерами подается.


Вот сейчас залезем туда, во внутренность.


Рубильнички.


Пойдём-ка заглянем, в эту деревянную дверь.


Внутри стоит мощный дизель, питающий автономной энергией эту махину.


А теперь - в другую сторону, залезем на второй этаж.


Интерьер второго "пассажирского" :) этажа.


Вид из "пассажирского" окошка вперед по ходу :)


На этом краткое знакомство с музеем заканчиваем.
Если окажетесь в Челябе - идите, не пожалеете! Место чрезвычайно атмосферное и приятное.


Экспедиция "Ворота в Азию - 2009", полное содержание

Продолжение следует.
Tags: Ворота в Азию, Челябинск, Южный Урал, железные дороги
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 49 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal