Тогда я сделал про этот автопробег цикл из 34 постов (Хельсинки, Ханко, залив Варнемюнде, Любек, Киль, лодка U-995, Бремен, Бремерхафен) и бросил тему, когда довёл повествование до отьезда из Бремена на Рейн. А про сам Рейн уже ничего не написал. Между тем, тогда мы проехали, минуя Рур, в интересный край под названием "Романтический Рейн". Это места, где Рейн стеснён высокими холмами (за слово "сопки" жж-шные культуртрегеры, наверное, снова начнут меня пинать) и живописно петляет меж них, сильно сужаясь; а на холмах этих стоят игрушечные замки немецких феодалов. Кульминацией этих мест считается "скала Лорелеи" (большой утёс), с которой связаны романтические предания, которой посвящали стихи, издали за 150 лет кучу открыток "на тему" и даже в 1981-м про неё спел "Чингис-Хан"; в общем, атмосферное и колоритное место.
А кроме того, 24 сентября исполняется ровно три года нашей встрече с Лорелеей, так что... почему бы и нет?
Выпьем хорошего "Кенигсбахера", полюбуемся на легендарную германскую реку и лорелеины
Один из вариантов Лорелеи. Тут она красивая, но одетая.
Продвигались вдоль Рейна мы начиная с Бонна - чуть южнее его сьехали с мангеймского автобана и поехали вдоль реки: медленнее, но намного живописнее.
Рейн представляет собой не просто реку, но "водную дорогу": движение на нём чрезвычайно интенсивное - каждые 3-5 минут проплывает мимо что-нибудь. Причём в обе стороны. Вот оцените интенсивность движения: этот снимок сделан с одного из замков, уже немного южнее Кобленца, в районе холмистого "Романтише Райна".
Примерно за 25 км до скалы мы начали искать себе удобный ночлег, но в двух или трёх отелях подряд, вдоль дороги, нам не везло - было или занято, или слишком дорого. Мы уже доехали до Санкт-Гоарсхаузена и вдруг увидели справа волшебную надпись "Доппельциммер фрай", прямо возле реки. Припарковались и пошли попытать судьбу, однако на вахте оказались поголовно неанглоговорящие фрау. Они разводили руками и что-то лопотали по-немецки.
Мы уже было собрались уходить, как вдруг прибежал радостный бой студенческого возраста - как оказалось, его специально заслали для общения с нами. Мы обьяснили, что хотим доппельциммер фрай, посмотрели расценки - оказались очень шикарные, с большой скидкой на несезон (что-то около 40-42 евров за номер в ****). В общем, сказали "йа, йа!", он тут же побежал на вахту и принёс нам ключи - и тут же убежал, как метеор. Мы растерялись - он нас не регистрировал, денег не брал, а просто отдал ключи. Кстати, на следующее утро мы потратили немало времени, чтобы всё-таки заплатить за номер: просто так уезжать было как-то неудобно.
Ну ладно, пошли с ключом на второй этаж. Номерок оказался небольшой, но очень уютный и в 10 метрах от Рейна, с балкончиком на реку.
Вот такой балкончик.
А это вид из нашего номера на Рейн, если смотреть на север. А внизу - прогулочная набережная и пристань туристских корабликов.
Поскольку мы обрели ночлег, на душе стало намного спокойней и мы решили посетить эту самую Лорелею.
Двинули по дороге на юг, ехать было совсем недалеко - километров 5.
Наверху вы видите очередной немецкий замок. Я, когда увидел эти "замки" в первый раз, чуть не валялся от смеха от их игрушечности, в сравнении с их французскими мощными собратьями. Но потом попривык.
А вот и сама скала Лорелея, мы её обьезжаем на скорости 70 км/м. Никакой романтики, бля!
Рейн тут действительно стеснён лесистыми сопками и прихотливо извивается - очень красиво! Ну и, конечно, непрерывно плывут суда в обе стороны.
Однако проехав немного южнее, мы развернулись и стали искать парковку, чтобы пройти по косе, посмотреть на памятник и на саму скалу-утёс. Нашли, запарковались и пошли по тропинке к памятнику. Рейн тут очень узкий, течение сильное, а вдали к северу был виден наш городок, который несколько километров извивался вдоль реки.
А вот и тропинка к Лорелее. Если я верно понял, это искусственная насыпная коса. А может, и не искусственная, но очень уж правильной формы.
Вот, посмотрите, это снимок с Вики: коса сверху, с утёса. Коса довольно длинная, а памятник - на самом конце. А вдали на севере видно петляющий вдоль реки Санкт-Гоарсхаузен.
(с) Википедия
...а мы шли по длинной косе. Мимо проносились поезда: с обоих сторон Рейна тут проложены как шоссе, так и железные дороги с тоннелями.
Вот вид назад: справа - скала Лорелея, вдоль берега - шоссе и зёв ж/д тоннеля.
То же самое, но покрупнее. Нам, конечно, повезло - не специально, но тем не менее - мы выбрали очень "романтичное" время для похода: закат солнечного и погожего дня. Одна сторона очень хорошо подсвечивалась, противоположная же была темна и мрачна.
А теперь, вернёмся немного в прошлое: вот то же самое место, но 130 лет назад.
И виды с юга на скалу Лорелеи, они считались "зрелищнее".
Вот ещё вариант.
Ещё.
Все три варианта - до 1914 года, времена "единой Европы". Никто ещё и не подозревал о будущих ужасах, катаясь по этим чудесным местам.
А этот снимок я сделал вечером, уже около девяти, с балкончика своего номера: стилизованные "ретро-суда" с туристами и сейчас бегают по Рейну.
Ещё старый вид на знаменитую скалу, с противоположного берега.
...вернемся, однако, снова в 2006-й: мы идём по тропинке дальше, по этой косе.
А! Вот она, с распущенными волосами!
Вид от Лорелеи на Санкт-Гоарсхаузен.
Сама же красавица сидит почти на краю косы, задумчиво (или грустно) склонив голову.
Она обнажена, по канонической версии, и это логично: иначе как бы мореплаватели налетали на скалы? Если бы была одетая, то эффективность её деятельности была бы намного ниже.
По легенде, Лорелея — это имя одной из Дев Рейна, которые прекрасным пением заманивали мореплавателей на скалы, как сирены в древнегреческой мифологии. Очень сильное течение и скалистый берег в свое время приводили к тому, что здесь разбивались множество лодок.
Многие творцы отметились на этой теме, вот например, стихотворение Генриха Гейне:
Над страшной высотою
Девушка дивной красы
Одеждой горит золотою,
Играет златом косы.
Златым убирает гребнем.
И песню поёт она:
В её чудесном пенье
Тревога затаена.
Пловца на лодочке малой
Дикой тоской полонит;
Забывая подводные скалы,
Он только наверх глядит.
Пловец и лодочка, знаю,
Погибнут среди зыбей;
И всякий так погибает
От песен Лорелей.
(перевод Александра Блока)
Вот тут про это место и про легенды, по-немецки.
А теперь давайте посмотрим, как представляли Лорелею на старых открытках, в разных версиях.
Это весьма интересное занятие :)
1. Вот юноша стремится к прекрасной деве (она одета).
2. А вот она в длиннейшем одеянии, ночью, при луне.
3. Тут она уже играет не лодочке, а целому пароходику. И тоже при луне.
4. Взгляд живпописца (Emil Krupa-Krupinski, 1899). Он правдивей: она обнажена.
5. Ещё теплее: на такую деву грех не польститься!
6. Тут Лорелея почему-то не работает (играя на арфе), а чего-то печалится.
7. Наконец, наиболее оптимистичная версия: девушка работает наверху, результат работы внизу.
8. Иногда Лорелею представляли как разбитную девку из гамбургского портового кабака.
9. А порой - и как румяную пышку в стиле "бель эпок".
В общем, насмотрелись мы на Прекрасную Деву, вернулись к машине и решили: Лорелея, конечно, хороша, если без приложения в виде скал и утопления.
Так что выпьем, друзиа, бокальчик доброго Кёнигсбахера на сон грядущий и пусть вам приснится Лорелея, да покрасивше! И беэ эксцессов!
...А утром, переночевав, мы стартовали через Мангейм и Тюрингию на Берлин: погода радикально изменилась; стало пасмурно, серо и скучно и 90% вечерней романтики потерялось. Мы пожелали Лорелее приятного дня и растворились в автобанной паутине...
---
Остальные посты цикла Автопробег R-F-D
Journal information