Почему, спросите вы? Потому, что этот парк представляет собой уникальное сочетание тематического (военно-исторического) музея и уютного парка для семейных и детских прогулок. Гуляешь по кругу — от 22 июня 1941 года до самой Победы, и далее в советскую эпоху, а вокруг тебя - «инсталляции» из натурных экспонатов, многие из них вписаны в местность. Выполнено очень искренне, хотя и с некоторыми мелкими ошибками. И если выгуливаешь детей, то ребёнок видит в натуре то, что ему потом будут преподавать в учебнике истории, но! В отличие от учебника, он может это пощупать, прочитать надписи, убедиться в величине и деталях любого из экспонатов и даже пофантазировать, «как это работает». И в итоге это работает на формирование будущей личности, без повального «зарубежизма» и прочих отклонений. Ведь порой современные дети даже не подозревают, как и чем воевали их прадеды в величайшей войне в истории. А тут - они просто видят, что было у тех его предков, кто воевал. И какие у войны были основные вехи.
Идея, если вдуматься, очень проста — но аналога такого парка я не видел ещё нигде! Интересно, что воплотили такую идею в Оренбурге: нашлась светлая голова. При этом парк бесплатен — то есть доступен для прогулок без постоянных затрат денег, хотя имеет и режим работы и ограждение с охраной.
Оренбургская реплика истребителя Як-3 в парке
На входе в парк стоит МиГ-17, на аналогичной машине летал Юрий Гагарин (как написано в табличке у самолёта).
Устроен парк следующим образом: центральная площадь с памятником обрамлена восьмиугольным контуром, по которому идёт широкая прогулочная дорожка. Вдоль лучей, идущих от площади, на пересечении с дорожкой образованы "узлы", каждый из которых посвящен какой-то теме: нападение Германии, оборона Москвы, Сталинград, Курская дуга, "тыл-фронту" и т.д.
Ещё дальше от площади, по периметру парка, идёт в форме ломаной линии дорожка, которая проходит вдоль многочисленных экспонатов, группирующихся близ "узлов"-пересечений. То есть можно идти по более короткой прогулочной дорожке, где много скамеек для отдыха, и смотреть какой-то узел отдельно, либо идти по дальней ломаной линии вдоль конкретных экспонатов.
Ну вот, скажем, если идти по ломаной линии, то она приводит к макету ходов сообщения и далее к блиндажу, а вдалеке видна машина с зенитным прожектором, принадлежащая к узлу "Оборона Москвы".
Идём дальше. Стенд с плакатами начала войны.
Скульптурная композиция "Возвращайся с победой!". Очень, на мой взгляд, выразительная, без сваливания в кич и эксперименты.
Грузовик с зенитным прожектором (ЗиС).
Противотанковые заграждения и вдалеке - макет ушедшего в землю носом немецкого истребителя с крестами - как символ сопротивления захватчикам.
Скульптура "Кавалерист".
Возле каждого тематического узла установлен бюст какого-нибудь знаменитого Героя-оренбуржца. Вот, например - комдив Родимцев, близ "сталинградского" узла.
Бродим в районе "сталинградского" узла. На фото - орудие ЗиС-3.
А вот, пожалуйста, и детишка ("А вот эти колёсики зачем?"). Мама в кадр не попала, она правее, а детишка ходит у пушки и пытается выведать у мамы ответы на артиллерийские вопросы :)
Мотоцикл М-72. За ним - макет ходов сообщения и блиндаж с командным пунктом, можно спуститься.
С одной из сторон расставлена бронетехника - близ узла "Курская дуга". Судя по истории парка, о которой написал alex_brab, раньше она стояла на простых бетонных постаментах, но в 2005-м, на 50 лет Победы, все окружающее пространство было серьёзно переоформлено и получило более красивое обрамление.
ИСУ-152 с надписью "За Сталина!". Протестов по её наличию, в отличие от московского метро, не наблюдается. Правда, несколько странная для тех лет окраска.
А вот так в парке выделяется тематический "узел" (здесь - "Курская дуга").
"Катюша" БМ-13. Шасси немного неаутентичное, но я устроителей понимаю - настоящий ЗиС-6 найти крайне сложно.
Рядом стоит гораздо более современный, но не менее легендарный "Град".
Тракторная техника разных лет.
"Полуторка" - ГАЗ-ММ.
Есть и целые инсталляции, на тему "Работа в тылу".
Вот ещё.
Проходим дальше по основной дорожке. Слева - пограничный столб с гербом СССР (символизирует освобождение территории Советского Союза - мы зашли уже за узел Курской дуги), справа - реплика истребителя Як-3. "Реплика" - это значит изготовлена на оренбургском ПО Стрела много после войны.
С этой стороны у самого периметра ограды поставили целый состав.
Паровоз серии Э - основной работяга паровозных колонн особого резерва.
Герб СССР и серийный номер паровоза.
Вагон санитарного поезда.
Платформа с зенитным орудием.
А вдоль основной дорожки, за Як-3, расположена техника послевоенного СССР: ЗСУ "Круг", а вдалеке - макет головной части межконтинентальной баллистической ракеты.
И станция наведения к "Кругу".
Истребитель МиГ-23.
...и Су-17. Это далеко не вся имеющаяся в парке техника, я показал только некоторые экземпляры - может быть, около четверти.
Площадь с главным памятником в центре парка (откуда идут лучи к периметру) несколько скучновата и пустовата, но это искупается всем остальным окружением. По кругу тут стоит тоже много скамеек для отдыха.
Привожу на всякий случай и правила поведения в этом комплексе. По моим наблюдениям, примерно на половину имеющихся экспонатов дети лазят совершенно спокойно, без помех.
Словом, с точки зрения общего концепта и устройства - парк уникальный. Умеем же иногда! Жаль, что в обоих столицах подобного нет. Ведь одновременно и познавательно, и интересно, и приятно. Это не полутёмный музей, а живой, обьёмный, говорящий своими экспонатами парк. И посидеть можно, и не загажено внутри всякими киосками-фастфудами-рекламами. Также надо отметить, что в парке, как и в самом городе, образцово чисто. Вообще, молодцы оренбуржцы, что такое сделали.
Экспедиция "Ворота в Азию - 2009", полное содержание
Продолжение следует.
Journal information