Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:

Ворота в Азию, ч.25. Из Оренбурга в Соль-Илецк

Заканчиваю рассказ об Оренбурге, и в этой же части мы отправимся на юг - в пыльный Соль-Илецк на казахской границе, и осмотрим его. Наконец-то закончится изнеженная презренная цывилизация и начнётся настоящая приграничная жизнь, полная сюрпризов и испытаний :-)

"...я не дворник, я не слесарь, я не повар, не доцент,
я не пекарь, не сапожник - я есть соль-илецкий мент"




Наступило тринадцатое число. В этот день по экспедиционному плану мы должны были утречком сделать текущие недоделанные дела по Оренбургу и в полдень отбыть на юг, в город Соль-Илецк. Там предполагался осмотр города, купание в солёных озёрах, а в час ночи нужно было алма-атинским поездом отбыть на запад - в казахский город Орал... простите, Уральск.
Я наутро запланировал решить одну проблему - мама очень просила купить ей тут оренбургский пуховый платок, большой и тёплый. Надо сказать, что Оренбург - город совершенно нетуристический (в отличие, скажем, от Вологды), поэтому за день глобальных хождений по городу я нигде не увидел никакого намёка на продажу где-либо знаменитого местного брэнда. Ну, вот так: "оренбургский пуховый платок" в песне есть, а в городе - как будто бы нет. Спецмагазинов, как по вологодским кружевам, в толстом справочнике я не нашёл, только какие-то левые оптовые фирмы. Оставалось искать на городском рынке, как мне сказали.
В общем, утром я отправился пешочком на рынок, по хордовым улицам влево от Караван-Сарая.


По пути убедился, что Пальмира бывает не только основная, а также Северная и Южная, но и Степная...


...купил вкусных горячих булочек прямо на улице...


...и вскоре добрался до центрального рынка. Ничего особенного в смысле колорита (как мне перед поездкой обещал alex_brab) я там не нашёл, рынок как рынок - астраханский базар даст ему сто очков вперёд. Однако пятачок, где продавали оренбургские козьи платки, наличествовал. Сперва я прошёл по промтоварным рядам, дабы убедиться в альтернативных вариантах, но ничего не было. Только там, на пятачке. Тогда я вернулся туда и на меня сразу набросились две торговые тётки, начав умасливать и рекламировать товар. Сами платки меня сильно смутили - они были настолько толстые и ворсистые, что я засомневался - то ли это, что мне надо? Я-то представлял себе этакую тончайшую вязку с красивым и сложным узором. Кроме того, они немного пахли кислым запахом хлева. Совсем чуть-чуть, но было. Зато, если запустить в такой платок рукой, было приятнейшее ощущение совершенной мягкости и нежности. Интересно было также, что они складывались в очень маленький пакетик, чего совершенно нельзя было предположить при распушенном платке. Как будто они нарушали законы физики, обманывая истинным обьемом.
Я спросил цену: "три тыщи". А мама мне говорила, что в Питере цены как раз начинаются с этой величины. Так нужно ли тут покупать и везти чёрти откуда? В растрёпанных чувствах я отбился от тёток, отошёл в сторону и позвонил в Рамбов, изложив ситуацию. Мама сказала, что надо покупать, вроде всё так и должно быть, "но смотри сам, чтоб не обманули". Вернулся обратно и стал доставать деньги: оказалось, что у меня было только 2500 в кармане, а остальное осталось в рюкзаке в гостинице, где остался Варандей. В принципе я был готов отдать все деньги, что были с собой, однако тётка соглашалась уступать только сотню, а дальше уже ни в какую. "Ну и хер с тобой", - подумал я с досадой, - "...может, куплю в Соль-Илецке или у казахов аналогичное". Бежать и искать банкомат было влом, тем более что это не Питер, где такой сервис на каждом шагу. В общем, я отшил тётку и вышел на улицу. Снова набрал маму, рассказав про всё. Она расстроилась, но я её успокоил, что эту проблему непременно решу.
"...Но как её решить? Хер его знает... надо думать. Вот же чёрт, город большой, а платков нигде, кроме рынка нет. Нет, неразворотлива насчет народных промыслов Россия. Есть газ, качаем и хорошо - значит, платки пускаем по бороде, как невыгодный бизнес". - шёл по улицам и примерно так размышлял по пути. Тут подвернулся нужный троллейбус, я залез в него и доехал до гостиницы.
- Ну как платок? - поинтересовался Варандей.
- Представляешь - почти ничего. Пустыня. Только в одном месте на рынке. И цена практически питерская - отчитался я о неуспешной попытке. - Всё-таки совсем нетуристский город Оренбург, нафиг им тут такой бизнес не нужен. А ведь всенародно известная марка, как гжель или вологодское масло...
- Ну ладно, ещё в Соль-Илецке посмотрим. Может что подвернётся...
- Ага... хорошо бы... а то неприятно выйдет.
* * *
На том и порешили. Собрались, сдали номер и пешком в полной экипировке пошли на автобус.
А вот такого плана милые домики нам попались по пути.


О трансфере в Соль-Илецк надо сказать отдельно. Ну, во-первых, совершенно непонятно было, откуда именно идут туда маршрутки. Курорт популярный, значит сообщение должно быть налаженнное. Варандей по приезде сказал, что они идут с вокзала - но нам в первый ещё день сказали, что "с привокзальной площади их выгнали". Нету там их. А куда идти? Никакой информации! Тётка на кассе сказала, что сейчас они идут с автовокзала, "идите туда". На следующее утро я пришёл разведать на автовокзал: но их тоже не было нигде! мистика! Ни в расписании, ни в обьявлениях. Я подошёл в кассу, спросил, но тетенька мне ответила, что тут их нет, а "они отправляются с ж/д вокзала". Ага, щаз, блядь! С вокзала! "Извините, но там мне сказали, что тут..." - "Ничего не знаю, на вокзале!" - отрезала кассирша. Грубить ей я не стал, потому что после этого монолога сразу два человека со скамеек зала ожидания стали мне обьяснять, что газели тут неподалёку пасутся, но в отдельном загончике, дальше по улице. Отовсюду их выгнали.
А вот он, тот самый загончик, с громкой надписью. Вот за изгородью они и пасутся.


Мы подошли. Мужики-газелисты лениво стояли кучкой и о чем-то беседовали.
- Ребята, кто на Соль-Илецк?
- Ну я поеду, - пробасил толстый водила.
- Че, можно, садится? А какая машина?
- А вот эта. Садитесь, тока не назад - там уже занято.
- Ага, спасибо, - я полез в недра и высоким рюкзаком задел какой-то девайс наверху, который жалобно затрещал.
- Ну вот, сломал мне машину, турыст... - пробасил толстый.
- Я ж не специально!
Толстый мелко загоготал:
- Да ничё, это шутка. Все задевают. Садись, скоро поедем.
Залез и Варандей. И тут мы поняли, почему "назад занято": сзади были обустроены VIP-места.
Ахуеть! Вот такого я в газелях точно не видел :)

Все стёкла, кроме лобового, были коричневыми, и в газели был этакий романтический полумрак.
Понятное дело, в жаре по степи...
Мы просидели в Газели минут 15, за это время собрались ещё пассажиры: двое вперёд, и семья (муж-жена-двое детей) на VIP-места.
* * *
Ехать до Соль-Илецка часа полтора, и всё по выжженной скучной степи, совершенно неинтересно.
По пути был любопытный эпизод: едем-едем, голая степь, кое-где хутора, вдруг на дороге стоит казашка с корзиной. Выдубленная такая, лет 45-50, сельская, чуть ли не коричневая от загара. Не голосует, просто стоит. Наш газелист останавливается, она молча садится, молча отдаёт деньги, едем дальше. Потом в каком-то месте минут через 20 пути водила тормозит, и она так же молча, ни слова не сказав, выходит. Я так ничего и не понял.
Наконец, с одной стороны замелькали длинные угрюмые строения - комплекс колонии пожизненного заключения "Чёрный Дельфин", одной из пяти в России, а с другой - огромное скопище машин и вывеска "Районный рынок бахчевых культур", затем показалась ж/д линия и громадный транспарант у переезда "Таможенная зона Казахстан Темир Жолы". И мы вьехали в Соль-Илецк.
- Ребята, я отвезу сейчас народ на курорт, ланна? А потом вас? - это водила.
- Ланна... вези...
Доехали до входа на "курорт" (о нём будет рассказ в следующей части), все вылезли, остались мы с Варандеем двое. Затем по пустынным улицам он нас добросил до вокзала, где мы и вылезли со своими большими рюкзаками. А по пути почему-то настойчиво нас лечил рекламой того, где надо перекусывать:
- Вы вот тут ешьте, тут хорошо, и цена нормальная, а вот в этой забегаловке суки позорные, сюда не ходите.
- Ладно, спасибо!
- Если хотите, ребята, могу вас подождать, сдавайте баулы, увезу на курорт.
- Да ладно, мы попозже.
- Ну, как знаете...

Вот он, вокзал Соль-Илецка. Именно отсюда нам ехать дальше.
Вот такое маленькое, но такое ёмкое по человеческим эмоциям строение (впрочем, мы этого секрета ещё не знали).

Здесь надо немного рассказать об местной железнодорожной фишке, которая доставляет неимоверное количество геморроя, но зато кормит множество людей в этом городе.
Дело в том, что при распаде СССР Россия и Казахстан договорились об обмене линиями и станциями: казахский кусок транссибирского перегона Курган - Петропавловск - Омск вместе со станцией Петропавловск Назарбаев отдал в аренду России, а взамен Ельцин отдал казахам станцию Соль-Илецк вместе с перегоном, который является частью трассы Алма-Ата - Уральск. Соответственно этому, российской станцией Илецк I управляет Казахстан Темир Жолы (КТЖ), там сидят её кассиры и весь персонал, идёт исчисление в условных тенге и билеты продаются тоже казахстанские. Тут же сидят казахская и русская таможни и российские пограничники. На пути просто так не пройти для посадки, а только через боковую дверь таможни и затем погранцов. В общем, неслабая и конкретная геополитическая мешанина.
В здании вокзала стояли сломанные камеры хранения. Я спросил стоящего там мента, сторожащего полуоткрытую дверь на станционные пути:
- А как сдать рюкзаки, раз сломано?
- Идите к дежурной, она скажет. А вы кто?
- А мы путешественники.
Дежурная сказала:
- Платите в билетную кассу 77 рублей, и я заберу ваши рюкзаки себе, больше некуда.
Ну ладно... Варандей, правда, забеспокоился:
- А это надёжно будет?
- Ну я тебе гарантий дать не могу, всех их вижу первый раз :) Забери ценные вещи. Но я с рюкзаком ходить не буду.
- Так мне тоже неудобно.
- Вот и давай пересортируемся, и сдадим.
В общем, перетряхнули вещи, забраи то, что нужно с собой, и оставили в комнате дежурной по станции.
* * *
Итак, нас ждал Соль-Илецк!
Дабы осмотреть город спокойно и внимательно, мы решили от вокзала к озёрам и рынку идти пешком, благо карта у нас была. Нам очень способствовало также затянутое облаками солнце - палящей жары не было, хотя и прохлады тоже. Этакое средне-парящее состояние.
Соль-Илецк известен в основном тремя фишками:
1) Знаменитым курортом с озёрами, аналогом Мёртвого Моря в Израиле, куда в основном все и едут,
2) Крутой тюрягой особого режима для "пожизненных", одной из пяти в России,
3) и добычей соли.
Сам городишко маленький, сельский и мало чем примечательный.

Михайло Калинин близ вокзала. За Калининым будет ночное стойбище люлей; впрочем об этом речь пойдёт дальше.


Вот так выглядят там неполиваемые участки почвы.


Идём мимо товарного двора станции. Кажется, за 30 лет ничего не изменилось. Старенький ЗиЛок, жиги, "слава труду", серпы и молота...


Но дальше мы свернули к озеру и пошли по асфальтовому шляху.
А вот и приметы рыночной цивилизации.


Безработный трактор.


Жильё предлагается везде: такое ощущение, что каждый третий дом тут сдаёт комнаты или всего себя. А в этом конкретно обьявлении - 14-кратная ложь: на самом деле до озера отсюда не 50, а 700 м :)


Интересных зданий практически нет, вот это попалось дореволюционное.


А вот и табличка интересная на нём. Февраль 1924 - очень ранний отряд!


Чувствуем, что приближаемся к центру: вот это, что слева за мощной оградой, называется "Сквер Борцов Революции".


А вот и сами Борцы. Революцию тут настолько уважают, что даже не считают нужным ставить внутри неё знак переноса.


Подле Борцов - бревенчатая церковь, возможно новодел.


Выходим из сквера на асфальтовый шлях. Напротив милая барышня - продавщица газводы - услеченно сосёт шариковую ручку. Собственно же вода получается посредством вот такой шайтан-арбы. Выглядит сия шайтан-машина очень готично.


Проходим дольше. Тут находится оазис культуры - местный вернисаж. Собственно, именно отсюда заимствовано заглавное фото с соль-илецким гайцем (вон он, спиной к нам сейчас).


Рядышком - картинная галерея. Смотрительницы галереи мирно лузгают семечки. Популярны нонче минареты, волки, подсолнухи "под Ван Гога" и Иосиф Виссарионыч (почему-то в тонах сепии).


Продолжаем двигаться мимо оазисов. Кинотеатр "Октябрь".


Ещё одна газоводная шайтан-машина, подле щегольски отделанного белым магазина.


Наконец, доходим до Соль-Илецкого Кооперативного рынка.
Он нам очень кстати: Варандею нужна плавательная экипировка, а мне - оренбургский платок.


На рынке - жуткий срач, после по-немецки вылизанного Оренбурга мы были в некотором шоке. Видимо, надо было сюда приезжать после Златоуста :) Все куда-то по-диагонали бегут, собирая манатки: рынок сворачивается. Варандей свою задачу выполняет, однако мне с платком вопрос решить не удаётся.


Актуальное обьявление (курорт же рядом!).


Рыночные обитатели.


Рядом с рынком - ещё один оазис высокого и духовного. Тут есть даже широкий экран 3*4 метра.


А вот так продаётся местный хлеб (кстати, вкусный - не чета крупносерийному питерскому!)


Постепенно приближаемся к входу на курорт, где обустроено большое "гнездо" маршруток и очень оживлённо - наверное, сюда приезжают тысячи и тысячи. Я за 10 минут увидел самарские, казахские, саратовские, пензенские, волгоградские, башкирские и какие-то ещё номера. А возле всего этого великолепия обустроены бахчевые базарчики вот такого плана.


Ну что... теперь надо массированно ударить по соли? Как считаете?
Пойдём на курорт!


Экспедиция "Ворота в Азию - 2009", полное содержание

Продолжение следует.
Tags: Ворота в Азию, Оренбург, Соль-Илецк, Южный Урал, железные дороги
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Смыт мост на Транссибе, движение остановлено

    Природа приподнесла грандиозный сюрприз, остановив Транссиб (!!!) на 5 суток впервые за полвека, после разрушительного наводнения на прибайкальских…

  • XII. Пенза: колорит и характер города

    Поскольку пензенские номерные станции мы рассмотрели (все 4 номера!), стоит рассказать и про собственно город. Я тут совершенно не претендую на…

  • XI. Пенза Первая и Арбеково

    В двух предыдущих частях я показал три номерных Пензы ( Вторая и Четвертая, Третья), и нам на десерт остаётся главная пассажирская станция -…

promo periskop.su july 3, 2020 16:25 31
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 72 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal

  • Смыт мост на Транссибе, движение остановлено

    Природа приподнесла грандиозный сюрприз, остановив Транссиб (!!!) на 5 суток впервые за полвека, после разрушительного наводнения на прибайкальских…

  • XII. Пенза: колорит и характер города

    Поскольку пензенские номерные станции мы рассмотрели (все 4 номера!), стоит рассказать и про собственно город. Я тут совершенно не претендую на…

  • XI. Пенза Первая и Арбеково

    В двух предыдущих частях я показал три номерных Пензы ( Вторая и Четвертая, Третья), и нам на десерт остаётся главная пассажирская станция -…