В один пост вместить впечатления не удастся, поэтому отчёт о музее я разбил на три части - экспонаты из истории германских железных дорог (от появления ж/д до конца Третьего Рейха); натурные экспонаты музея и чертежи сверхпоезда 1943 г.; а также зал ГДР и немного артефактов из ФРГ периода холодной войны. Сейчас - первая из трёх частей.
Паровоз Adler (построен Стефенсоном, 1835).
Первый ж/д локомотив на территории Германии
2. Здание эпохи Второго Рейха, в котором находится как музей Дойче Бан, так и транспортный музей Verkehrsmuseum (на третьем этаже). Музей тут был открыт ещё в 1899 году, как Баварский Королевский железнодорожный музей, который потом трансформировался в главный общегерманский.
3. Декор тут весьма интересный: с транспортными "крылышками" почему-то совмещены ящерицы. Они что, быстроту и юркость символизируют? :-)
Проходим внутрь. Билет там стоит относительно недорого (полный 4 евро), расписание тут.
В этой части будем смотреть исключительно первый этаж, без натурной экспозиции.
Ранняя история (1835-1871) представлена модельками и небольшим количеством схем.
4. Вот схема первых рельсовых путей Германии, ещё не единой. Цифирки обозначают очерёдность появления данной линии.
5. Есть более фундаментальная схема, где тремя разными цветами можно включить линии разных периодов, и отследить рост сети.
6. Модельки ранних локомотивов и вагонов.
7. Образцы крупповских рельсовых сталей XIX века.
8. Немцы есть немцы - элегантные говновозы с безупречным дизайном они поставили на линии ещё в 1876 году. Орднунг, камераден!
9. XIX век, конец. Вагон-ресторан поезда Мюнхен - Гамбург, подвозящего из Баварии пассажиров на трансатлатические пароходы Hamburg-America Line.
10. Середина 1880-х: уже тогда во Втором Рейхе строились комбинированные двух-трехуровневые транспортные узлы. Нижний - кареты и фиакры, верхний - железная дорога. Берлин, Фридрихштрассе.
11. Брошюрка 1900 года, предлагающая совершить ж/д поездку в Париж на Всемирную Выставку.
12. В целом, экспозицию ранней истории ж/д в музее я бы оценил на тройку с плюсом: мало подлинных экспонатов (карты, фотоснимки, альбомы, образцы техники, артефакты, книги, брошюры), в основном пытаются ограничиться красивой "обёрткой" без особого содержания. Вообще нет внятной ретроспективы общей истории техники, с портретами и снимками, как в нашем музее на Садовой, 50.
Второй Рейх 1871-1918
13. Однако за экспозицию потрясающе ёмкого и интересного периода 1871 - 1918 гг. я бы поставил вообще двойку, как строгий критик. Этот период занимает в экспозиции музея исчезающе малое место, хотя пласт технической истории по нему поистину огромен. На этот период пришлось бурное развитие как инфраструктуры, так и подвижного состава, появление общегерманской сети регулярного сообщения и транспортных систем крупных городов. Это даже я не беру такой отдельный большой пласт, как Первая Мировая. Создалось стойкое впечатление, что владельцы музея стесняются эпохи Второго Рейха и поставили задачу рассказать посетителям об этом времени как можно меньше. В общем, низачот!
14. Форма служащего ж/д, 1880-е гг.
15. Персональная пивная кружка (для вручения ветеранам войны 1871 г.).
16. Ж/д график развертывания армий по "плану Шлиффена" (фрагмент).
17. 1914, август. Радостные кайзеровские призывники направляются в свои части по мобилизационному расписанию. Два-три месяца - и наглая, возомнившая о себе Франция будет повержена.
Веймарская республика 1918-1933
18. Эксперименты с аэровагонами (в СССР тоже это поветрие в те годы было).
19. Плакат поезда компании Mitropa (фрагмент).
20. Маршрут одного из самых шикарных поездов межвоенной Европы - Rheingold-Zug (Лондон - Цюрих), шёл вдоль Рейна по красивейшим местам. Кажется, кто-то из френдов про него рассказывал отдельно, может даже lord_k. Там был ещё шикарный плакат с рекламой этого поезда, но из-за сильно бликованности снять его не удалось.
Третий Рейх 1933-1945
21. Вход в кольцо небольших залов, посвященных этому периоду. Здесь надо признать то, что перед музеем стояла сложнейшая задача: рассказать о несомненных технических достижениях этого периода, но сделать это так в общем балансе, чтобы преступления его воспринимались сильнее и острее. Музейщики прибегнули к разным способам решения этой задачи: кое-что получилось, кое-что выглядит откровенно натянуто, но в целом этот период представлен намного полнее и раз в пять-шесть больше, чем 47 лет Второго Рейха и Первой Мировой.
22. Показатели Дойче Рейхсбан в период Третьего Рейха. Можно видеть, как германские ж/д чудовищно раздулись к 1942 году.
23. Эволюция эмблемы Рейхсбан: от Веймарской республики к Рейху.
24. Фуражка с "колёсиком" Дойче Рейхсбан, 1930-е.
25. Пряжка на ремне железнодорожника, тоже с "колёсиком".
26. Бюст бессменного директора Дойче Рейхсбан в 1926-1945 гг. и министра путей сообщения Третьего рейха доктора Дорпмюллера. Он был блестящим технократом и выдающимся организатором, создателем системы первых автобанов, далёким от политики и идеологии, однако железные дороги Третьего Рейха несли свою долю ответственности за преступления: концлагерные перевозки, вывоз ценностей и людей из оккупированных стран, насильственная мобилизация населения для работ в интересах Рейхсбан и т.д. Так что бюст его символически поставили на пол: убрать его из истории невозможно, а символически показать причастность к преступлениям рейха как-то надо.
27. В одном месте стоит радиоприёмник 1939 г., а рядом - штекерные гнёзда и наушники. Можно понажимать разные кнопки и послушать некоторые речи Гитлера и Геббельса периода 1934-1939 гг.
28. Недалеко от приемника находится другой интересный отдел: с одной стороны можно посмотреть 15-минутный документальный фильм о визите Муссолини в рейх (1937 г.), а напротив - фрагменты из антифашистского фильма с участием Чарли Чаплина.
29. Плакат к 100-летию германских ж/д (часть).
30. Карта расстояний операционных линий Дойче Рейхсбан от меридиана Берлина на лето 1942 г. Показана и важнейшая рокада, которая также была в эксплуатации ДРБ: Псков - Гомель - Днепропетровск. Границы рейха по состоянию на 1941 г. Любопытно, что Ленинград назван Петербургом, а Сталинград - так, как был, а не Царицыным.
31. Чеканка с изображением советского паровоза серии С. Одесса, 1941-42 гг.
32. "Концлагерный" зал с изображением ж/д станции Освенцим и некоторыми экспонатами этой же тематики.
Автобаны в Третьем Рейхе
Если кто не знает, то у автобанов прошлое весьма некошёрное: они возникли в Германии по инициативе Гитлера в середине 1930-х, чтобы потом развиться в огромную и разветвлённую общегерманскую сеть, какой мы её знаем сейчас. Все те технологические принципы, которые были заложены тогда, не претерпели особых изменений за прошедшие 70 лет.
В музее автобанам отведён особый закуток, с интересными плакатами и экспонатами.
33. Плакат с Гитлером, закладывающим первый немецкий автобан.
34. Был создан журнал Die Autobahn. На снимке - номер декабря 1933 г. с доктором Дорпмюллером на обложке (именно он руководил работами по их сооружению).
35. Карта сети германских автобанов по состоянию на лето 1938: построенные, строящиеся. планируемые.
36. Игра "Рейхсавтобан" (1938).
37. Карта для игры "Рейхсавтобан" (уже вместе с Австрией).
Далее будем смотреть натурные экспонаты музея, а также чертежи сверхпоездов Третьего Рейха проекта 1943 г.
Экспедиция "Der totalitäre Ring", полное содержание
Продолжение следует.
Journal information