Аэрофобия начала постепенно развиваться после полёта на Ил-62 из Петропавловска-Камчатского в Москву 30 июня 1991 года, когда мы за полтора часа до Москвы, где-то в районе Вологды - Нарьян-Мара попали в обширное грозовое облако и подверглись обледенению. Самолёт летел нестабильно, резко менял эшелоны, очень сильно трясло, один из двигателей барахлил (звук постоянно менялся) и прямо скажем, тогда было реально страшно, в салоне даже возникло нечто вроде паники - стюардессы успокаивали пассажиров. А до этого случая мне было совершенно пофиг, как и многим летающим. Но и после этого, в 1992-1999, полетать пришлось ещё много. Причем в основном длительные, изматывающие трансконтиненталки (Петропавловск-К. - Москва, Хабаровск - Москва).
После лета 1999 года я уже совсем мало летаю (только 10 раз в промежуток 2001-2009): сейчас в принципе избегаю авиации по возможности, предпочитая поезд, теплоход и автомобиль. В Питере это возможно, к счастью.
* * *
В общем, свожу облётанное мной в одну таблицу. И ставлю её в профиль.
Пусть будет систематизировано, для памяти.
Тип | Полётов | Годы | Маршрут | Примечания |
Ту-104 | 2 | 1970, 1971 | Иркутск - Хабаровск | Конфеты "Взлётные" |
Ил-18 | 3 | 1976-1979 | П-К - Хабаровск | Турбовинтовое а-а-а |
Ан-2 | 1 | 1976 | Хабаровск - над Волочаевкой (для школьников) | - |
Ил-14 | 1 | 1977 | П-К - Оха - Комсомольск - Хабаровск | Самолёт - мелкая трясучка |
Ту-154 | много! | 1978-2005 | много где | - |
Ил-62 | много! | 1981-1998 | много где | Экстрим-полёт 30.6.1991 |
Ан-24 | 1 | 1984 | Хабаровск - Тында - Чита | Самый громкий самолёт |
Ту-134 | 3 | 1985, 1988 | Хабаровск - Арсеньев, Хошимин - Дананг - Хайфон | Самая резкая посадка (Дананг) |
Л-410 | 1 | 1986 | Горький - Сергач | - |
Ту-154, B-737 | 2 | 1987 | Москва - Белград - Москва | Первый полёт на зарубежке |
Ил-86 | 4 | 1988-1995 | Москва - Хошимин (с 5 посадками), П-К - Хабаровск | Самый длинный полёт (1988) |
Ан-12 | 1 | 1990 | Хабаровск - а/д Домна (Забайкалье) | Колоритный был полёт - напишу пост |
Як-40 | 2 | 1993 | П-К - Усть-Камчатск | - |
Ил-76 | 1 | 1995 | Чкаловский - Норильск - Хатанга - П-К | В Норильске был мороз -46 |
Ил-96 | 5 | 1998-2003 | Хабаровск - Москва | - |
B-757 | 1 | 2005 | СПб - Ираклион | - |
А-320 | 2 | 2005, 2007 | Ираклион - СПб, Прага - СПб | - |
А-310 | 1 | 2007 | Берлин - Хельсинки | Сталинградский патрон |
А-319 | 4 | 2007-2009 | СПб, Прага, Берлин, Хельсинки | Репортаж с крыла А-319 |
B-737-800 | 2 | 2010 | Каунас - Бергамо | Альпы с высоты |
*в графе "Примечание" ссылками даны посты на соответствующие полёты, если я о них рассказывал
Итого получается 19 типов самолётов - 14 советских и 5 импортных (подвиды я не учитываю - типа там Ил-62М или Ту-134Б2). Вроде ничего не забыл. Однако подавляющая часть полётов пришлась на Ту-154 и Ил-62 - рабочие лошадки авиалиний СССР. Самый длинный рейс был на Ил-86: Москва - Ташкент - Карачи - Бомбей - Калькутта - Ханой - Хошимин (и потом обратно, минуя Бомбей). Самый громкий самолёт - Ан-24: помню, там всё трясётся.
Кросавчег «шестьдесят второй» на фоне летнего, почти бесснежного, Корякского вулкана.
Вот на таком-то я потоптал больше всего небесного океана...
Наиболее памятных полётов было пять (если не брать два детских - на Ту-104 и Ил-18, о которых я рассказал отдельно):
1. 1984 г., Хабаровск - Петропавловск-К. Летел к родителям домой на каникулы, посадили в Магадане из-за камчатской пурги, сидел там трое суток, ждал погоды. Из-за этого казуса посмотрел зимний морозный Магадан.
2. Конец июня 1988 г. - на Ту-134. Самая захватывающая посадка (на аэродроме Дананг): реально думал, что в море упадём, за штурвалом был бывший военный лётчик, вьетнамец, очень крутой заход на полосу с моря.
3. 17 декабря 1990 г. - на Ан-12, рейс на аэродром Домна (в будущем напишу пост).
4. 30 июня 1991 г. - на Ил-62, экстремальный, гроза.
5. Февраль 1995 г., на Ил-76 из Чкаловского. В Норильске было -46, это самая низкая на моей памяти испытанная температура. Кроме того, я единственный раз в жизни побывал на огромном аэродроме в Хатанге.
Не довелось полетать на Як-42, да и на Ан-2 я летал всего полчаса - для хабаровских школьников устраивали военно-патриотические рейсы над Волочаевской сопкой, затем с разворотом над Амуром и осмотром города. Это было в пятом классе. Ан-10 я не застал по возрасту. Ту-144 в Хабаровск прилетал, в школьные годы, но я его живьём не видел. Новые российские самолёты типа Ту-214/204 я тоже не застал, в 2003-м переехал в Питер.
Аэропорт №1 моей жизни - конечно, маленький-плюгавенький Елизово. Никогда его не получится забыть.
(с) Alexthunder
Отсюда: http://www.panoramio.com/photo/1038512
Бессчётное количество раз туда поездил - и самому летать, и встречать. В пурги, в туманы, в дожди, солнечным летом. А если какие-нибудь коммерц-пидарасы типа домодедовских истлайнов вдруг решат снести Ли-2 на елизовской привокзальной площади - наверное, буду сильно грустить, и возможно, даже поплачу.
Старина Ли-2 на привокзальной площади Елизово.
Сколько же здесь, на ступеньках, было выпито камчатского пива, самого вкусного в СССР. И крем-соды, тогда натуральной.
* * *
Ну а самолёт мечты, моя обожаемая авиационная любовь - это красавец Ту-114. "Император воздушного океана" и "Шайтан-Арба", в одном лице. С ним у меня парадокс - десятки раз в ранние школьные годы видел его в работе, пацанами даже ездили в Матвеевку (Хабаровск) и проходили к забору поля, смотрели на взлёт. Незабываемое, сильнейшее зрелище! Посильней смотрится, чем его старший военный брат Ту-95 - того я тоже видел, в августе 1984-го в Воздвиженке под Уссурийском. Довелось даже посидеть в кабине 114-го, в левом кресле и подержаться за командирский штурвал. А вот полетать - нет. И, теперь уж никогда - ушла та эпоха и та Большая Авиация. Сейчас всё импортное, а своё - практически убито, прогрессивными реформаторами (только не ебите мне тут мозги всякими топливо-тонно-километрами, "эрудиты". В своё время всё было на уровне - когда шли в ногу с мировым прогрессом. Треть мира летала на советских самолётах).
В прошлом году камрад amilkar1976 (ещё раз ему от меня большущее спасибо!) провёл меня к нему на монинском поле, подержался за прохладный металл винтов воздушного императора и был совершенно счастлив, встрече с ним.
Весна 2008. Мы с Амилькаром у винтов Ту-114-го.
Вот только возмутительная самодеятельность эти голубые коки - нигде таких у реальных самолётов в работе не было. Черные они были или серебристые.
Двигатели Ту-114
Такая вот получилась авиационно-пассажирская карьера. На сей момент 19 типов летательных аппаратов.
Поэтому своё право поаэрофобить я заработал - пускай теперь другие много и хорошо полетают. А я уж на поездах и теплоходах, потихонечку. Мне большие скорости и хвалёный "динамизьм" ни к чему. И на светофорах я тоже на газ не рву, как сбесившийся гепард. Люблю спокойно и плавно. Вот так.
А авиационные посты читайте в моём журнале по тэгу "авиа".
Journal information