Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Category:

Der totalitäre Ring, ч 8. Конгрессхалле: Колизей Третьего Рейха

В первый день в Нюрнберге я осмотрел исторический центр и музей DB, о котором подробно рассказал в трёх предыдущих частях. На второй день был запланирован более широкий разброс объектов, находящихся на юго-востоке и северо-западе города. С раннего утра до обеда я рассчитывал осмотреть территорию партийных съездов (Reichsparteitagsgelände) в окрестностях пруда Дутцендтайх: она весьма немаленькая и требовала как минимум 3-4 часов, если посещать и Доку-центр. Затем планировал выдвинуться на станцию S-bahn и железной дорогой достичь главного вокзала, откуда той же линией проследовать в Фюрт, проехав трассу первой железной дороги Германии. Из Фюрта вернуться на метро и на полпути сойти, для посещения зала-600 (где проходил Нюрнбергский процесс). В реальности всё получилось несколько не так, и с одной досадной накладочкой, хотя все пункты плана были в итоге выполнены.
Однако решение покинуть пенсион рано утром оказалось полностью оправданным: во-первых, только с утра была мягкая солнечная погода, которая к обеду сменилась пасмурным небом. А во-вторых, на хождения по разным точкам Reichsparteitagsgelände я действительно потратил больше четырёх часов: всё время на пути обнаруживались новые и новые интересности, и маршрут приходилось удлинять. Кроме того, там же я и пообедал, в народном саду (Volksgarten) с умеренными ценами и очень тоталитарным видом на гладь пруда и колизей, заказав кружечку Гутманна и франконских сосисок.
* * *
Эту большую прогулку по юго-восточным окрестностям города получилось вместить только в три довольно объемных части. Первая из них посвящена Залу Собраний - Конгрессхалле (Kongresshalle). Здание сие интересно тем, что это - самое большое из сохранившихся до нашего времени монументальных сооружений эпохи Третьего Рейха. Оно строилось в 1935-1942 гг., но было недостроено по понятным причинам. Планы были фантастические - вместимость главного зала предполагалась 50.000 человек, высота - 70 метров, однако достроили только до отметки в 39 метров по внешнему контуру. Архитекторы - Людвиг и Франц Руфф; генеральный план территории и общая стилистика сооружений - Альберт Шпеер.

Давайте прогуляемся вокруг пруда и посмотрим с разных сторон, что это за такое сооружение.
И конечно, будет исторический экскурс.


Около восьми утра 1 октября трамвай №6 привёз меня прямо к обводу протяжённого мрачноватого здания. Это и был тот самый Зал Собраний - Конгрессхалле, ошибиться невозможно.

Но давайте сперва разберёмся, как вообще он тут возник? Слово Deutsche Welle:
Статус "города партийных съездов" (Stadt der Reichsparteitage) Нюрнбергу официально присвоили в 1935 году. Берлин был столицей "третьего рейха", Мюнхен - "столицей движения". Нюрнберг стал третьим по значению городом нацистской Германии. К этому привели как случайные обстоятельства, так и вполне конкретные идеологические причины. Первый съезд НСДАП состоялся в 1923 году в Мюнхене, второй - в 1926 году в Веймаре. Затем выбор пал на Нюрнберг. Вначале - из чисто прагматических соображений.
Город находится в центре Германии. Уже в те годы он был хорошо связан с другими ее регионами железной дорогой. Кроме того, в пригородной роще Луитпольда (Luitpoldhain) уже в 1927 году имелись условия для приема и размещения участников съезда партии. Партийная организация НСДАП во Франконии считалась одной из самых сильных в Германии, что существенно упрощало подготовку съезда, а местная полиция особых препятствий не чинила - многие полицейские симпатизировали идеям национал-социализма. Правда, городские власти пытались помешать проведению съезда: Нюрнберг был одним из центров немецкой социал-демократии, а НСДАП на выборах особой поддержкой населения здесь не пользовалась.
В 1933 году Адольф Гитлер (Adolf Hitler) становится рейхсканцлером и отдает распоряжение оборудовать в Нюрнберге ареал для проведения ежегодных партийных съездов. За два года первый этап, которым руководил любимый архитектор фюрера Альберт Шпеер (Albert Speer), был завершен. Так бывшая зона отдыха площадью одиннадцать квадратных километров превратилась в "Территорию партийных съездов НСДАП" (Reichsparteitagsgelände).


Генеральный план территории для проведения партийных сьездов НСДАП (автор - Альберг Шпеер).
Зал собраний помечен под №5


К этому времени также окончательно сложилась идеологическая концепция, провозглашавшая преемственность между "третьим рейхом" и Священной Римской империей германской нации, одним из важнейших городов которой был Нюрнберг. С начала XV и до начала XIX века в Нюрнберге хранились имперские регалии (Reichskleinodien): корона, крест, святое копье, имперский меч и другие символы власти. Здесь раньше проходили имперские рейхстаги, поэтому он должен был навеки стать городом партийных рейхстагов НСДАП.

Плакат, демонстрирующий преемственность с Первым рейхом и особое значение Нюрнберга.

Изображения проектов Конгрессхалле в разных проекциях

I. Разумеется, что главный Зал Собраний (тысячелетнего рейха!) должен был стать самым большим в мире, иначе бы подданные Рейха обиделись на фюрера за упадническую мелкость размаха, чего он допустить никак не мог. Согласно проекту, высота составляла 70 метров, вместимость - 50.000 человек. Размеры внешнего периметра - 275 на 265 метров, а площадь зала (вместо которого в результате получился "внутренний двор"), должна была составить 180 на 160 метров.

Если приглядеться, тень Первого рейха, как преемственность его традиций, есть и тут.

Вот что говорит про гигантоманию рейха сам Шпеер:
Гигантомания Гитлера имела, однако, и другие причины, которые он не хотел называть рабочим: величайшее должно было прославлять его дело, укреплять его мессианское самосознание. Создание этих монументов должно было позволить заявить претензию на мировое господство задолго до того, как он отважился признаться в этом своему ближайшему окружению.
Меня самого опьяняла мысль о том, что я при помощи чертежей, денег, опираясь на строительные фирмы, создам каменные свидетельства истории и тем самым реализовать эту претензию на тысячелетнее существование. Но я приводил в восторг и самого Гитлера, когда мог доказать ему, что мы "переплюнули", по крайней мере по размерам, самые выдающиеся творения зодчества в истории. При этом его энтузиазм никогда не проявлялся в восторженных восклицаниях. Он был скуп на слова. Возможно, в эти моменты он даже преисполнялся каким-то благоговением, но он благоговел перед самим собой и созданным по его приказу, устремленным в вечность представлением о собственном величии.


II.


III.


IV.


V.


VI. Зал на 50 тыщ мест.


Подряды на строительство получили крупные фирмы - Siemens-Bauunion, Philipp Holzmann, Hochtief AG. Кирпичи для "Зала собраний" поставляло 135 заводов - 42 миллиона до 1939 года. Гранит для облицовки добывали сразу на 80-ти каменоломнях по всей Германии. Образцы материала Адольф Гитлер выбирал лично. Гранитом и мрамором планировалось отделать не только внешние стены, но и все внутренние помещения, открытые для доступа общественности.


Строить начали в 1935 году, с грандиозным (для Германии) размахом. Снова слово Шпееру:
Для реализации этих планов было основано "Целевое объединение Нюрнбергский партийный комплекс", финансирование очень неохотно взял на себя рейхсминистр финансов. Председеталем Гитлер, повинуясь странному побуждению, назначил министра по делам церкви Керрла, а его заместителем Мартина Бормана, получившего таким образом свое первое значительное официальное задание вне партийной канцелярии. Весь проект предусматривал строительство сооружений на общую сумму около 700-800 миллионов марок, сегодня это около 3 миллиардов немецких марок: сумма, которую я восемь лет спустя в течение 4 дней тратил на вооружения.


К осени 1939 года успели закончить внешний закруглённый контур с облицовкой и "рога", выходящие к пруду. В начале войны около 80-85% рабочих и специалистов было снято со строительства и переброшено на другие объекты. Тем не менее в вялотекущем режиме работы продолжались до осени 1942 (!) года - почти до тех пор, пока над рейхом не зазвенел колокол Сталинграда. Прекращению работ способствовало и то, что 29 августа 1942 группа английских бомбардировщиков прорвалась в Нюрнберг и ценой некоторых потерь повредила сортировочную станцию и разбомбила Луитпольд-арену, находящуюся неподалёку. Правда, затем значимых налётов на Нюрнберг не было до осени 1944 г.
* * *
Что было потом?
А потом было весьма странное. Англо-американская авиация стирала в порошок средневековый центр Нюрнберга (апокалипсис 2.1.1945 - я вам показывал) и других городов, но не тронула территорию нацистских съездов. Когда я затем смотрел экспозицию Доку-Центра, то был поражен тем, что все эти культовые сооружения (Конгрессхалле, Поле Цеппелинов, Гроссе-штрассе и др.), представлявшие собой огромные и легко различимые с воздуха цели, стояли целёхонькие. Хоть бы одна хорошая тонная бомба! Получается, что исторический центр с кирхами 900-летнего возраста и средневековыми фахверками союзную авиацию интересовал, а вот символы национал-социалистского движения с 15-метровыми свастиками над трибунами и гигантские колизеи - почему-то нет. Этот район Нюрнберга "Ланкастеры" и "Летающие Крепости" практически не трогали, включая прилегающие квартальчики с особняками II Рейха, которым явно повезло.
Признаться, мне и сейчас не вполне понятна логика англо-американских планировщиков целей. Неужели нельзя было хотя бы треть бомб, стёрших в порошок средневековый центр, потратить на разрушение архитектурных символов Рейха - своего злейшего врага?

Затем удивительная мягкость англо-американской авиации создала проблемы для послевоенного правительства Баварии. Что делать с этими колоссальными символами? А что-то надо было делать: они были слишком величественны и монументальны и слишком напоминали о предыдущей истории. Колоннаду Цепппелинфельд в конце концов взорвали, а вот проект разрушения Конгрессхалле к середине 1950-х был признан нецелесообразным: сооружение было настолько качественно построено и из таких первоклассных материалов, что демонтаж обошёлся бы в абсолютно неподьёмные для ФРГ суммы. С другой стороны, разрешение на устройство внутри большого торгового центра тоже не давали: не хотели "оживлять" это пространство. В 1973 году, после ожесточённых дебатов, признали этот колизей памятником истории и архитектуры.
В конце концов одно крыло Конгрессхалле занял Нюрнбергский Симфонический оркестр, а другой - Документационный центр истории национал-социализма (Доку-Центр, 2001 г., реализацию увидите ниже). Ну и всякие склады хранения, в помещениях внешнего контура.
Вот такая история, вкратце, у этого места. А теперь - перенесёмся в нашу эпоху.

Вот так выглядит сейчас Конгрессхалле, снимок из Доку-Центра.
Правое крыло (этакая пронзившая его "игла") - это собственно Доку-центр. Левое крыло - симфонический оркестр. Внешний обвод - занят лишь частично, складами и т.п. Много объемов до сих пор пустует.


Прогулка 1 октября 2009 г.

1. Начинаем поход от "иглы" Доку-центра.


2. Затем идём вдоль основания правого "рога".


3. Вход внутрь, в несостоявшийся зрительный зал.


4. Левый "рог" с симфоническим оркестром.


5. Сейчас начнётся внешний обвод. Обратите внимание на монументальность материала.


6. Начало внешнего полукруглого обвода.


7. Рабочие, для масштаба.


8. Очень красноречивый кадр: деревья специально посажены близ стен, чтобы частично "замаскировать" монументальность и помпезность сооружения. Это не просто так, это специальная политика - потом вы увидите по мюнхенским зданиям, что и там поступают так же. При этом соседнее здание, не "провинившееся" неправильным стилем, может быть полностью открыто.


9. Внутренняя колоннада (снимок из википедии, не мой). Там спокойно проезжает тяжёлый грузовик - жаль, не догадался на месте заснять.


10. Попытка заснять наци-колизей целиком. Увы, стою на пределе - дальше уже вода пруда.


11. За прудом уже ракурсы похуже.


12. Перейдя на противоположный берег, я оценил задумку Шпеера: действительно, в отражении зеркала пруда Конгрессхалле смотрится очень интересно. А если ещё и зенитными прожекторами подсветить, как и предполагалось!


13. Вариант издалека.


14. Классика жанра, с 2,5-кратным приближением.


15. С франконскими тоталитарными уточками.


16. А тут уже немного видны "рога" и неперекрытый несостоявшийся "зал".


17. Полнейшая, типа, идиллия. Справа виден кусочек современного района, за дорогой.


18. Послеобеденный снимок, это я уже с поля графа Цеппелина возвращался. Как видите, идиллия легко разрушается непогодой.


19. Подходим к входу в Доку-центр. Теперь давайте проникнем внутрь.


20. Эта же арка, но изнутри.


21. Внутренние объемы пронзает "игла" Доку-центра (так задумано в 2001-м).


22. Структура стен внутри.


23. Кладка большими блоками.


24. Потолок Доку-центра (на фото - разрушенный центр города, про сам Конгрессхалле союзники как-то "забыли").


25. Игла Доку-центра пронзает обьём насквозь. Это дает возможность выйти по ней и посмотреть на несостоявшийся фойе и зрительный зал.


26. Начало основного обвода.


27. От времени кое-что уже травкой поросло.


28. А вот и обьём зрительного зала (фрагмент). Тут должны были сидеть полста тысяч партийцев.


29. Какие-то служебные рампы. Фуры проезжают внутри колоннады и лихо заруливают сюда, где склады.


Теперь идём дальше, на Великую Улицу.

В посте использованы материалы:
Сайт Дойче Велле
Сайт "Руины Третьего Рейха"
Википедия. Территория партийных сьездов
А.Шпеер. Воспоминания

Экспедиция "Der totalitäre Ring", полное содержание

Продолжение следует.
Tags: der totalitäre Ring, Германия, Нюрнберг, Третий Рейх, архитектура, уход в историю
Subscribe

promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 63 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →