Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Category:

И ещё раз - о технической истории Государства Российского

Я уже неоднократно обращал внимание на такое специфическое свойство нашего общества, как пренебрежение к технической истории России и стремление уничтожать «бесполезный хлам» ради достижения сиюминутных коммерческих выгод. Достаточно вспомнить недавние мерзкие примеры - уничтожение самолёта-памятника Ту-114 в аэропорту Домодедово (2006), ради новых автостоянок или Ту-154 на ВДНХ, недавно. Да и сама судьба экспонатов ВДНХ... она тоже, если разобраться, крайне печальна. Поступаем строго по пословице - «что имеем, не храним, потерявши — плачем».
Так вот, что-то похожее назревает и с коллекцией уникального подвижного состава под эгидой ГУП "Горэлектротранс" у нас в Питере, что на Среднем проспекте.
Что вообще там сейчас есть?
В первом корпусе расположена основа коллекции – восстановленные модели трамваев, производившихся в Ленинграде начиная с 1930-х годов. Это «Brush» - первые вагоны Санкт-Петербурга, изготовленные на одноимённом британском заводе, восемь вагонов типа МС («Моторный стальной») производившиеся на «Путиловском заводе, легендарная «Американка» – трамвайный поезд из вагонов ЛМ, ЛП-49 («Слон»), вагон ЛМ-57 («Стиляга»), вагон-лаборатория контактной сети на базе ЛМ-57, вагон ЛМ-68 («Аквариум»), некогда самый длинный в России трёхсекционный вагон ЛВС-89 («Ленинградский вагон сочленённый») и др. Также в коллекции находится более 10 троллейбусов. Среди них - редчайший ЯТБ-1 (первый троллейбус Ленинграда 1936 года выпуска), МТБ-82 1947 года выпуска, ЗиУ-5Г 1967 года выпуска. Два других корпуса используются для технического обслуживания вагонов, ожидающих реставрации и временно неэксплуатируемых вагонов.

Легендарная «американка» 1930-х гг., пережившая блокаду, в цехе парка №2 (справа)

Как видите, коллекция редкостей из истории Петрограда - Ленинграда ценная и солидная. Есть и важный нюанс - кроме уже восстановленных, там есть транспортные экспонаты, только ещё подлежащие восстановлению в будущем, то есть ждущие своего часа. Сейчас же, в связи с закрытием трампарка, эту целостную коллекцию собираются фактически ликвидировать: все имеющиеся вагоны распихать по разным паркам, а всё, что "недовосстановлено" - пустить под нож. Территорию, знамо дело - инвесторам под элитное жильё. Васильевский - он дорого стоит.
Вот что пишет "Невское Время":


Трамвайный парк номер 2, расположенный на Среднем проспекте Васильевского острова (кстати, старейший в городе), вскоре прекратит свое существование. Источник в «Горэлектротрансе» (ГЭТ) рассказал корреспонденту «Невского времени» о том, что оборудование с территории в ближайшее время будет вывезено. Для музейных вагонов (музей старинного рельсового транспорта занимает часть территории) сейчас активно ищут место в других трампарках
[...]
...Кроме того, не стоит забывать, что парк номер два занимает весьма обширную территорию, которую можно использовать с гораздо большей эффективностью. Город, например, может отдать ее под строительство социальных объектов или выручить за землю очень хорошие деньги для бюджета, продав инвестору под возведение жилья или деловые цели. По самым скромным подсчетам эта сумма составляет около 40 миллионов долларов. В конце концов, в нынешнем состоянии трамвайный парк смотрится в одном из самых престижных петербургских районов как бельмо на глазу.
[...]
Также не очень пока понятна и судьба трамвайного музея. Как сообщил источник в ГЭТе, уникальным вагонам придется переехать в никуда. Сейчас экспонаты хранятся в специальных ангарах, а все подобные помещения в других трамвайных парках города заняты. Получается, что переехать ретро-трамваи (сейчас в музейной коллекции насчитывается полтора десятка полностью восстановленных вагонов, 5-7 старых трамваев, которые еще можно восстановить, а также около 10 раритетных троллейбусов) должны будут перебраться «куда придется», а храниться – под открытым небом, испытывая губительное воздействие дождя, снега и ветра. И то только в том случае, если вагоны не пустят «под нож».


"Троллейбусная" часть экспозиции (фрагмент)

* * *
В целом, ситуация довольно хреновая и очень смахивает на предыдущие случаи варварства по отношению к технической истории нации и государства.

Понятное дело, что нужно увязывать заботу о сохранении истории с реальной ситуацией и требовать реалистичных компромиссов. Ну вот, например, одно из предложений, которое мне кажется вполне адекватным, о создании городского Музея электрического транспорта (Владимир Фёдоров aka tu2_167) - он предлагает оставить на существующем месте музей, превратив его в комплекс, рассказывающий об истории петербургского общественного транспорта, а остальную территорию (а это, между прочим, около 70 процентов трампарка) отдать инвесторам:
...На сегодняшний день здания депо имеют всю необходимую инфраструктуру: силовое электроснабжение, коммуникации, пути, контактную сеть. Расположение музея в центре города на Васильевском острове и близость станции метро автоматически включает его в перечень самых посещаемых туристических мест города. Возможен выпуск ретро-вагонов на специальный музейный маршрут. Сохранение музея на этом месте значительно дешевле и целесообразней, чем его перенос и оборудование на новом месте. В свете создания «Морского фасада» это место будет наиболее выгодным для посещения его иностранными туристами, пребывающими в город морским путём. При грамотном подходе к созданию музея он может стать примером нового современного интерактивного музея. [...]
...в состав коллекции могут быть включены уникальные автобусы, принадлежащие ГУП «Пассажиравтотранс», а также несколько вагонов метро ГУП «Петербургский метрополитен», среди которых есть уникальный вагон, вывезенный с территории Германии после Второй Мировой войны. Единая коллекция могла бы стать уникальным собранием техники, с получением соответствующего статуса «Памятник науки и техники» каждым из экземпляров.


Реплика английского вагона 1907 г.

Наверное, есть и ещё разумные выходы, без уничтожения уникальной транспортной коллекции.
Зачем уничтожать своё же прошлое и свою память? У меня крайне негативное отношение к уничтожению нашей истории: в данном случае, истории Петрограда - Ленинграда и городского транспорта в целом. Откуда у нас вылупилось столько Иванов-родства-не-помнящих? Просто поражаюсь...
Tags: Питер
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo periskop.su июль 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 57 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal