Этот вокзал - уже второй на этом месте, строился он в 1901-1909 и является ностальгическим отражением безвозвратно утерянной в ужасах Первой Мировой belle Époque. Если подойти немного уже - это прекрасный образец вокзальной архитектуры Австро-Венгерской империи. Покойная Австро-Венгрия успела создать много стильных вокзалов - мы и сегодня можем увидеть, например Львов или Черновицы, даже безо всяких виз. Пражский вокзал - тоже в этом ряду. Я вообще оцениваю "вокзальную архитектуру" Двуединой монархии гораздо выше, чем, например, соседнего с ней кайзеровского Второго Рейха, где вокзалы были заметно мрачней и тяжеловесней.
Вид под дебаркадером и старинное чешское ж/д произведение
А теперь давайте немного прогуляемся по Praha hlavní nádraží.
1. Вид вокзала сразу после постройки, в имперские времена (около 1910-14 гг). Тогда он носил имя императора Франца-Иосифа.
2. Вокзал во времена Первой Республики, предположительно первая половина 1920-х. Памятник справа - скорей всего, американскому президенту Вудро Вильсону. Вокзал в 1919-41 гг. и в 1946-53 гг. назывался Вильсонов вокзал, в его честь. Памятник Вильсону простоял до 11 декабря 1941 г. и во времена Протектората был демонтирован, сразу после обьявления войны Третьим Рейхом США.
3. Вокзал во времена ЧССР, 1971 г.
4. Вид с парапета над тоннелем. Мой снимок с поездки 2006 г. Вокзал слева, затем сдвоенные дебаркадеры, потом открытые пути.
5. Верхняя часть композиции с эмблемой имперских ж/д Австро-Венгрии. Хотя, может быть чехи в неё и вмешались после падения Двуединой Монархии, тут у меня точных сведений нет.
6. "Принцессы" на парадном фасаде (сгруппировал сразу несколько). Но их там много разных, более двадцати.
7. Вид от дебаркадера в сторону тоннеля, где ж/д проходит под Нове Место.
8. Взгляд в обратную сторону, от снимка 6. Как видите, чехи активно эксплуатируют древние и панковские безобразно "разукрашенные" составы (справа).
9. Дневной вид под дебаркадером.
10. Ранне-утренний вид под дебаркадером, когда света ещё мало.
11. На первой платформе стоит вот такая скульптурная группа - "Отъезжающие".
12. На стене вокзала у путей - две мемориальных доски. Первая - в честь погибших 5-9 мая 1945, вторая - во всё время оккупации (1939-45).
13. В глухом углу вокзала, под платформой, обнаружил и "вильсоновскую" мемориальную табличку. Очень уж она была замурзаннная, я подумал, что либо её вытащили из послевоенных запасников, либо со времён "бархатной революции" 1989 г. ни разу не мыли.
14. На другом "берегу" путей в 1972-75 гг. тоже было построено вокзальное здание, соединённое с основным подземным уровнем. Это как в Киеве - старый вокзал с одной стороны, новый - с другой.
15. С двух сторон здания поставлены вот такие "радиолампы".
16. Ожидающие отьезжающие чехи в скверике рядом.
17. По подземному уровню возвращаемся в старинный, имперский вокзал. Надо сказать, что по планировочному пассажирскому решению вокзал мне не очень глянулся: во-первых, по немецкой традиции нет выделенного зала ожидания, скамейки разбросаны кое-где понемногу, их ещё надо искать. И стоят они в не очень комфортных местах. Во-вторых, все сосредоточено в подземном уровне, а верхний, "художественный" - стоит в запустении. В-третьих, маловато "пищевой" торговли - масса площадей заняты какими-то левыми одёжными бутиками, совершенно неуместными именно на вокзале.
18. Теперь подымаемся наверх, в монументальную часть. Величественный купол изнутри я не смог снять - слишком мало света, поэтому покажу лишь фрагменты зала.
19. Центральный подкупольный зал, фрагмент. Тут находится кафе, занимая примерно треть площади зала.
20. Композиция в сторону путей. Чехи в период падения монархии, разумеется, не упустили момент и внедрили свои символы. Интересно, что тут было в австро-венгерское время.
21. Общее состояние центрального зала довольно мутное. Явно очень давно тут ничего не делали...
22. Выход к путям. Всё выполнено в стиле модерн.
23. Анфилады выходов к путям (нужно дойти до конца и вниз).
24. Вот так выполнены боковые тоннели к путям, старой постройки.
В 2006-м я тоже кое-что писал в своих зарисовках про главный вокзал Праги, когда оттуда добирался через Будейовицы в Ческе Крумлов на картографическую конференцию.
Экспедиция "Der totalitäre Ring", полное содержание
Продолжение следует.
Journal information