Эти снимки лежали под спудом 55 лет, в большом служебном альбоме НКПС СССР - как часть материалов Правительственной Комиссии по приемке в постоянную эксплуатацию линии Пивань - Совгавань. Затем, в 2001-м, я отсканировал большие снимки оттуда - как автор сайта о Транссибе, воспользовавшись любезно предоставленной мне возможностью директором Музея истории Дальневосточной магистрали в Хабаровске. Ещё 8 лет они в электронном виде лежали у меня в архиве. И вот сегодня - хочу показать некоторую часть из них и вам.
Политсрачерство я считаю весьма бесполезной тратой времени, а сегодня без него не обойдётся. Трусливо промолчать в этот день - такой путь мне категорически не подходит, поскольку я с уважением отношусь как к несомненным достижениям той эпохи, так и к личности Сталина. Поэтому самое лучшее - это показать реальные исторические материалы той эпохи. Не пропагандистские, а те, что "для служебного пользования".
Железная дорога Пивань - Совгавань (второй стратегический выход Советского Союза к Тихому океану) строилась в военное время (1942-1946 гг.) для дублирования находящегося под угрозой японского нападения Транссиба, для обеспечения базирования Тихоокеанского флота, а также для обеспечения устойчивой связи страны с Северным Сахалином, Магаданской областью и Камчаткой. Пивань - это порт напротив Комсомольска-на-Амуре, на другом берегу Амура. Дорога строилась в сложнейших условиях, через Сихотэ-Алиньский перевал, с большими перепадами высот.
На каждом фото - наклейка: километр магистрали и изображённое место. Тогда документация по стратегическим объектам и линиям велась чрезвычайно скрупулёзно и аккуратно, иначе составитель мог быстро полететь со своего места хромой лошадью в совершенно иные места; времена были строгие и суровые. Все снимки от 1 до 24 расположены строго с запада на восток.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
Выражаю благодарность за предоставленный материал музею истории ДВЖД в г.Хабаровске и его директору В.Ф.Бурковой.
Journal information