Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Минск, часть 3. Заводы и юго-восточная окраина

В третьей части минской серии давайте пройдёмся немного по юго-восточным окраинам белорусской столицы. Всякие там центры, я думаю, многократно в журналах показывались, а вот заводские окраины - это гораздо атмосфернее, поверьте. Сперва мы сходим к Тракторному заводу, где делают легендарный "Беларусь", а потом - на Минский автомобильный (МАЗ) и в прилегающий жилой район. Вот МАЗ-овские окрестности я особенно хотел посмотреть, места, где собирали культовый лесовоз (седельный тягач) советской эпохи - МАЗ-509.
Помню ещё по детству, в Забайкалье:
- Дядь Вова, это что за машина? Какая?
- (ласково похлопывая по радиатору) А это наша безотказная таёжная колотушка!
- (удивлённо) А почему "колотушка"?
- Так на самой оси же сидишь! :)

Проходная МАЗа. Предшественник "колотушки" - МАЗ-205 (1950-е гг.).



Поход по разным окраинам состоялся 3 января. В этот день с утра было -18 с ветерком, но днём потеплело до -14. Зато постоянно светило солнце. Сперва я думал всё-таки поехать на Линию Сталина, как планировал изначально, но трезво оценив свои силы, всеобщий новогодний расслабон и погодную обстановку, решил ограничиться Минском. А "в поля" - когда-нибудь после, весной или осенью.

1. Вид из окна моего номера. Вон туда, прорезая парк им.50-летия Октября, идёт улица под названием Долгобродская. Каких-то два километра - и будем у цели. Можно на метро - всего одна остановка (см. красные входы), но я решил для разнообразия трамваем (см. синенький утюжок).


2. Трамвай с заиндевевшими стёклами. И то сказать, за бортом то -18. Поневоле покроешься инеем :)


3. А вот тут выходим. Наш трамвай едет дальше, в центр. Дальше по курсу - здание, которое нас интересует.


4. Это ДК Тракторного завода (1964 г.).


5. А напротив через улицу - виднеются башни МТЗ. Ох уж, и любят в Минске парные башни! Просто обожают :)


6. Подойдём поближе. За мной (за спиной) расположен вход в метро. Очень удобно спроектировано - из проходной, и сразу метро.


7. Сбоку что-то типа эстрады, а внутри - наверное, раньше была заводская Доска Почёта, сейчас переделали в нейтральные квадратики. А ёлка около завода натуральная, я проникся уважением, что не опостылевшая пластиковая.


8. Главная проходная МТЗ. Остались и ордена, и полное название - ничего не содрано. Вверху композицию завершает трактор.


9. Фрагмент здания с трактором и орденами.


10. Слева от проходной как памятник стоит современный трактор.


11. А справа - первенец завода - МТЗ-2 1953 года изготовления.


12. В центре - памятник с белорусскими мотивами (аисты). Вдали виден ДК тракторостроителей.


13. Теперь садимся в метро, благо оно в двух шагах, и дуем на юг, две остановки. От "Тракторного завода" до "Автозаводской". И выходим наружу. Тут что-то совсем холодно. И снова парные "ворота" - любимая минская архитектурная фишка.


14. Поздний сталианс. Удивительно, что все дома, даже на ебенях-окраинах (где, казалось бы, нечего их так аккуратно содержать) - чуть ли не в идеальном состоянии. И в итоге получается какой-то сверхчистый Челябинск или Миасс, без признаков облупленности.


15. Уклоняюсь от главной дороги, мне же к МАЗу надо. Иду по ул. Центральной (она сугубо второстепенная), далее по Социалистической.


16. Снова прохожу жилой домик, на этот раз начало 60-х (upd: на самом деле - довоенный). И снова нереально чистенький, особенно для окраины. Оглядываюсь... что же, что же мне напоминает этот пейзаж? Потом медленно иду дальше, мучительно вспоминая стойкую ассоциацию. Ну ведь видел я очень похожее, где-то видел!!! Сосны, много сосен, зелень, пугающая чистота, аккуратные поздние сталинки, ранние переходные хрущёвки...
О! По пути осенило. Это ж вылитый советский военный городок где-нибудь в Бранденбурге или Померании. Какой-нибудь Варен, Пренцлау или Нойштрелиц. Иду, морально успокоившись.

UPD2: дополнительная инфа по этому району [отсюда]:
Военный городок в Красном Урочище (которое располагалось в те годы в 7 километрах от Минска и представляло собой небольшую деревеньку посреди леса) был построен к 1936 году. Помимо зданий, сохранившихся до наших дней, в комплекс городка входили деревянные бараки, конюшни, ремонтные мастерские.
В марте 1941 года тут была дислоцирована недавно созданная 26–я танковая дивизия, которая в Западном Особом военном округе вошла в состав 20–го механизированного корпуса [...]. Танковые полки и ремонтные службы дивизии разместили в самом Красном Урочище, а в Станьково, находились 26–й мотострелковый и 26–й гаубичный артиллерийский полки. На 22 июня 1941 года в наличии у 26–й танковой дивизии имелся 31 танк Т–26 и 13 БТ.

Так что моя ассоциация на месте была совершенно верна. Только дом комсостава - довоенный, а не конца 50-х или начала 60-х.

17. А вот и товарищ МАЗ! Привет, вот я тебя и увидел :)


18. Перед МАЗовским заводоуправлением - этакая площадь, сейчас частично заснеженная и пустая. Ясно дело, 3 января...


19. У проходных стоит первенец - МАЗ-205 в качестве памятника.


20. Проходная МАЗа. Мне показалось, что главная.


21. По другой стороне улицы расположен массив довоенных домов (капитальные казармы РККА, военный городок Красное Урочище).


22. Вот дом 1936 г. Пережил войну.


23. Дома аккуратно и безупречно покрашены, практически не видно признаков окраинного запустения. А вот в российских индустриальных центрах таким делом, увы, грешат. Часто...


24. Изогнувшейся буквой "зю" Социалистической улицей выхожу снова на главную магистраль (Партизанский проспект).


25. А вот и сам проспект. Справа - высокий памятник белорусским партизанам.


26. Переходим улицу и вдоль Партизанского проспекта идём к метро. Вдали видна МКАД, ограничивающая Минск кольцом. Да, тут тоже есть свой МКАД :)


27. Метро "Могилевская", один из входов. Это конечная станция 2-й линии.


В следующей части - немного проедем по минскому метро, вот как раз аккурат от этой "Могилевской".

Продолжение следует.
Tags: Минск, архитектура
Subscribe

promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 164 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →