Мне очень помогло - как база для сравнения - то, что в такое же время, но год назад я как раз был в Киеве и имею оттуда не менее двух тысяч снимков с хождений по городу. Многие читали киевскую серию в этом журнале, помните. То есть, две восточно-славянские столицы были сравниваемы очень наглядно, почти по всем признакам обыденной городской жизни. В этой базе для меня лично не хватает только сопоставимой по величине западно-славянской Варшавы, но это уже - следующий этап.
Проспект Независимости, в морозный зимний закат.
В Минске до того я был лишь единожды - в начале апреля 1993 года, транзитом из Питера в Белгород. Никаких камер у меня с собой тогда не было, и я полагаюсь только на свои личные впечатления. В тот год Минск встретил меня весьма неласково, нерасчищенной водно-снежной кашей, после недавнего снегопада, почти во всех местах, и на центральном проспекте тоже. У недостроенного вокзала кучковались немалым числом торговки, продававшие с дощатых ящиков носки, чулки и всякую мелкую снедь. Ещё запомнилось тогда обилие бело-красно-белых флагов на проспекте Ф. Скорины (сейчас он переименован) - это было для меня очень необычно, и куча плакатов с каким-то толстомордым мужиком. Сейчас я склонен полагать, что это был Шушкевич, но точно уже не помню - может даже это был и другой, после какой-нибудь там предвыборной кампании. После дневного хождения по этой водной каше я простыл и потом неделю хандрил.
Так что, багаж воспоминаний о Минске у меня был не очень хороший. А советского Минска я не видел, в отличие от Киева, и сравнительно судить не могу. Кроме Минска, я ещё был в Витебске осенью 2005 г., он мне тогда понравился чистотой улиц и вкусной дешёвой едой, но я понимал, что по областному центру судить о стране не очень верно, и нужно непременно смотреть столицу. Но именно после витебской поездки я стал убеждённым сторонником "честных" белорусских продуктов питания, покупая их и в Питере; благо, они во многих местах тогда были.
Первый и третий дни в Минске были потрачены на многочасовые хождения по центру и главным магистралям города в компании ув. darriuss, за что должен тут выразить ему большую признательность. Он обратил моё внимание на многие детали, которые я мог бы упустить, не зная архитектурной истории города, и отвечал почти на все мои конкретные вопросы. Кроме того, на третий день мы прошли по разным боковым улицам центра, довольно сложным маршрутом - от ТЦ на Немиге и суворовского училища до управления белорусской чугунки и школы КГБ. А второй день я сперва было хотел ехать на линию Сталина, но трезво оценив свои возможности (в этот раз я приехал один) и мороз на улице, решил этого не делать, а поездить по окраинам города, побродить и понять порядки вне центра. Так и сделал: прошёл по району МАЗа, тракторного завода и окрестностей (отчёт был), затем до конечной станции метро на юге (местное метро тоже было), потом - западный конец города (Кунцевщина), а также Партизанский проспект и просп. Победителей. Сходил на рынок и заходил во много продовольственных магазинов по пути, накупил разных продуктов на пробу (о моих пищевых впечатлениях напишу отдельно). Наконец, поднялся на смотровую площадку новой библиотеки и обозрел город с высоты.
Ниже - о моих основных впечатлениях и отличиях от российской (Питер) и украинской (Киев) мегаполисной действительности. Повторяю: только основные впечатления, далеко не все!
* * *
А. Общественный транспорт.
Первое, что сразу же бросилось в глаза, начиная с вокзала - это:
а) Общественный транспорт практически весь местного, белорусского производства,
б) Очень малая доля коммерческих маршруток - практически незаметная среди "большого" транспорта. Это в постсоветской стране было весьма непривычно видеть - даже в "якобы-европейской" Риге их доля заметно выше. А с Киевом-Питером - так и вообще, можно даже не сравнивать. То есть, на городских маршрутах ходит в основном "большой" транспорт.
1. Вот вереница троллейбусов, на привокзальной площади. Есть и посвежее, но я заснял именно такой. Панель с маршрутом "на лбу", однако, уже сменная.
2. Автобус, МАЗ-овского производства (в советское время МАЗ автобусы не делал, получали из других республик СССР и Венгрии). Тоже со сменной панелью маршрута.
3. Маленькие автобусы, аналоги ПАЗиков по классу, тоже местные и тоже МАЗовской сборки.
4. Трамваи, как сказал мне darriuss, опять же, местной сборки.
Конечно, показанный транспорт несколько уступает по исполнению финскому или германскому транспорту, однако он свой. Хорошо это или плохо? Это как посмотреть, но я думаю, что в целом для страны это несомненно хорошо. Во-первых, загружены свои заводы, своё население - и загружено оно не торговлей или распродажей сырья, а именно производством. Не самым простым. И у этого производства должны быть и поставщики комплектующих - то есть эффект получается кумулятивный.
Во-вторых, это означает, что после шока распада СССР руководство страны сумело успешно перепрофилировать заводы на внутренние нужды, а не стало закупать всё это за рубежом. То есть оно воспользовалось положением Белоруссии в общесоюзном разделении труда как всесоюзного сборочного цеха и не допустило падения неэкспортного производства в пропасть, как в России или на Украине.
Т.е. тут не допустили господства гайдаровской либеральной модели, основанной только на голой финансовой "эффективности" приватизированных предприятий - субъектов свободного рынка, который якобы "сам всё отрегулирует". Понятное дело, что транспортному частнику дешевле и проще было бы не загружать местные заводы таким геморроем, а купить какую-нибудь подержанную китайско-турецкую хуетень и эксплуатировать её до последнего посинения. А что, пипл сожрёт и никуда не денется, денег-то у него немного. А если много денег - купить шведско-немецкие модели, загрузив тем самым немецких турков или шведских мигрантов на конвейерах и в дальнейшем кормить их ещё и потребностью в поставках запчастей.
Но в Белоруссии успешно реализована иная модель. Как говорится, результат налицо. Да, это не самые "крутые" модели, но - вполне неплохие. Я попробовал и троллейбусы (немного), и трамваи (много). Вполне комфортно, хотя и не так "электронизировано", как в Западной Европе. И - свои заводы целы, и населению есть где работать, а не на ящиках торговать.
В целом, эта политика мне напомнила страну на другом конце Евразии, о которой совсем недавно написал dkphoto
Отдельного упоминания заслуживает корейский автопром и отношение к нему местного населения. Свои автомобили корейцы очень уважают. Еще не так давно считалось весьма зазорным раскатывать на машине иностранного производства, при этом пример состоятельным гражданам подает правительство – основной рабочей лошадкой президентского гаража является Hyundai Equus. Конечно, даже каких-то десять лет назад корейские машины были совсем не те, что сейчас, – качество хромало. Чтобы стимулировать производство, в свое время были введены высокие ввозные пошлины на импортные автомобили – порядка 100%. Но вырученные таким образом средства целевым порядком направлялись на развитие собственного автопрома, причем расходы тщательно контролировались.
Особенностью этой страны тем не менее остается острое нежелание пускать на внутренний рынок иностранные компании, на этот шаг южнокорейское правительство предпочитает идти только на условиях совместного бизнеса.
То есть, Лука ничего нового тут не придумал, а просто жёстко применяет у себя принципиально иную экономическую модель поведения, нежели Россия или Украина. Причём весьма давно и последовательно.
Б. Языковая политика. Реклама, оформление зданий.
Если вывести за скобки нашего повествования космополитичную, огромную и жёсткую Москву, то антирекорд в засирании зданий, тотальном уродовании их фасадов, полном рекламном хаосе на земле и в метро несомненно принадлежит Киеву, который бежит далеко впереди Питера в этом "почётном" деле. Я вам в прошлом году показывал в киевской серии массу потрясающих примеров, которые меня тогда поразили.
В этом плане Минск - полная противоположность. Человеку, выросшему на агрессивной рекламе, этот город даже может показаться "вымороженным", стерильным: фасады зданий обычно чисты, даже на "дорогой" центральной красной линии - проспекте Независимости. Но это же касается и менее "топовых" улиц и проспектов.
5. Проспект Независимости, оформление здания ГУМа: рекламы минимум и она неброская. Фасад практически полностью свободен.
С языковой политикой я разобрался не сразу, а только через некоторое время, охватив окраины. Она тут весьма хитрая, и что самое интересное - не провоцирует рядового жителя страны на неприязнь к властям по поводу языковой дискриминации, как, скажем, на Украине с её обязательным дубляжом кинопродукции и законодательным ограничением употребления русского языка во многих ключевых сферах. По поводу реальной украинской языковой политики у меня в киевской серии был пост - "Киев. Языки и идентичности", который собрал огромное количество комментов и на который целую неделю яростно дрочили поборники "самостийности" и "москальского невмешательства". Им не нравилось совсем не то, что я ситуацию подметил как-то неправильно, а тот факт, что мне интересна была, в числе прочих, именно языковая тема. Кто не читал - ознакомьтесь, для сравнения.
Однако Белоруссия тут избрала более спокойный путь с отсутствием агрессивного национализма, но при этом соблюдая то правило, что белорусский язык ставится основным (и даже часто единственным) почти на всех знаковых местах. Давайте рассмотрим эти закономерности поподробнее на примерах.
6. Названия улиц, проспектов, остановок и маршруты общественного транспорта именуются почти везде по-белорусски. Это правило действительно также и в метро: там даже вагонная трансляция на белорусском.
7. С вывесками же ситуация несколько посложней. Все без исключения здания важного общественного назначения, знаковые инфраструктурные объекты (вокзал, автовокзал) или заведения на главных "красных" линиях (магистралях) подписаны строго по-белорусски.
Вверху - проспект Независимости, внизу - привокзальный подземный комплекс.
8. Однако как только заведение уходит с "красной линии" на второстепенные улицы, это жёсткое правило смягчается. Общественные здания пишутся строго по-белорусски, но кафе или магазины могут именоваться и так и так (определённая мной примерная пропорция - 1:3 в пользу русского). Меню питательных заведениях - как правило, на русском.
Вверху - Кукольный театр, внизу - кафе "БАМ" на маленькой улочке, параллельной просп. Независимости.
9. Вот интересный англо-белорусский вариант (близ пл.Независимости): белорусский в крупных надписях, русский - мелким во всей значимой информации.
10. Здания, оставшиеся от СССР и имеющие аутентичные вывески, часто двуязычны - к/т "Победа". (подобный вариант я показывал и на станциях минского метро советской эпохи). Также интересно то, что тут уцелели почти все кинотеатры советской постройки без перепрофилирования во всякие мебельные центры и без сноса.
11. С рекламой в Минске ситуация иная: она практически вся на русском. Часто создаётся такая ситуация, что на одном носителе одновременно присутствует "политически значимая" надпись (непременно белорусский!) и реклама (всегда русский). Вот, как на здании рынка в Кунцевщине.
12. А вот трамвай из той же оперы: белорусский маршрут, русская реклама.
13. Нужно также подчеркнуть, что рекламы в Минске (относительно Питера/Киева) совсем немного. Если загрязнённость рекламой у Питера условно принять за 100%, то я бы Киев оценил в 160-180%, Ригу - в 70%, а Минск - в 20%. Никак не больше. Кстати, часто попадается игровая реклама (сейчас запрещённая в России) и реклама государственных лотерей. darriuss в разговоре на эту тему упомянул, что такие лотереи тут очень популярны.
14. Пример "долгоиграющего" оформления витрины - с белорусскими мотивами, но на русском (ГУМ, "красная линия").
15. Государственная и социальная "реклама", как ни странно, тоже идёт сплошь на русском.
Заканчивая о языковом вопросе, хочу сказать, что я ни разу и нигде не услышал белорусской речи в Минске в обыденной жизни (в разговорах). Этим Минск отличается от Киева - там [примерно] 20% бытовых разговоров происходит всё-таки на украинском.
В. Остальные минские фишки.
16. Конечно, бросается в глаза наличие игровой индустрии. В России она сейчас запрещена везде, кроме специальных игровых зон - поэтому многие московские "игроки" переехали в Минск. Однако нужно отметить, что разрешение игровой индустрии не распространяется на "столбики" и автоматы в магазинах, которые у нас в разгар игровой истерии (2003-2007 гг.) были практически везде, на каждом углу. Здесь ориентация в основном на крупные заведения, легче поддающиеся госконтролю.
Вверху - "Шангри-Ла", которая базировалась в Москве на Пушкинской пл., внизу - казино в гостинице "Турист".
17. Гаишики тут заметно менее наглые - демонстративных разворотов по двойной сплошной я не видел, да и ведут они себя поаккуратней своих российских коллег. Возможно, их тут больше дрючат сверху. Кстати, обратите внимание на надпись под номерным знаком. Ещё, они несколько более вежливые: когда аккурат после проезда кортежа Луки меня угораздило снимать фасады ГУМа, стоя чуть не на перекрёстке, проходящий гаишник спросил:
- Интересуетесь нашей архитектурой?
Я ответил:
- Ага, - на чём вопрос был исчерпан, и он пошёл к машине.
Уличное движение тоже более спокойное и предупредительное, особенно в плане пропуска пешеходов на нерегулируемых перекрёстках. Практически всегда останавливаются. Минск в этом плане я бы поместил куда-нибудь в серединку между Таллином и Вильнюсом: повежливей, чем во втором, но понаглей, чем в первом.
18. Для меня стало открытием, что нигде нет вообще никаких портретов Лукашенко. Я ожидал, что их будет хоть в каком-то количестве, сопоставимом с Ющенко на Украине - когда я был в Киеве, Диоксин поздравлял прохожих с Новым Годом почти с каждого столба, был на юбилейных монетах, присутствовал на жетонах на всех станциях метро, светился с растяжек. Тут - нет. Вообще нигде и нисколько! Интересно, да. Вместо такого обычно ставят нейтральные праздничные флаги-плакаты, типа вот таких.
19. Ещё одна яркая примета города (да и, наверное, всей страны - сужу по Витебску) - это спокойное присутствие советской тематики на плакатном творчестве и неотказ от советской идентичности. То есть, здесь об этом факте не только не умалчивают стыдливо на государственном уровне, как в России и уж тем более агрессивно не срут на советскую эпоху, как на "голодоморной" Украине - но эта тематика присутствует во многих местах. Советская символика, оставшаяся от БССР, везде тщательно отреставрирована, да и в других местах её не "стесняются".
Вверху - герб постсоветской Белоруссии (Беларуси), принятый вместо недолго просуществовашей "Погони"; внизу - вывеска со штаб-квартиры государственной молодёжной организации.
20. Вот ещё примеры: реклама концерта песен советской эпохи (висит повсеместно в метро), памятная доска времён Советской Белоруссии на русском языке.
21. Разумеется, у нынешнего государства есть и своя фирменная фенечка, по которой у него сносит крышу. На Украине это "голодомор(тм)", а тут - агрессивное внедрение названия "Беларусь" вместо прежнего "Белоруссия", в том числе и на белорусском русском. Прежнее, советское, почему-то считается "стыдным", "неверным" и везде тщательно убирается. Разумного объяснения этому феномену я так и не нашёл.
Универмаг "Беларусь" близ гостиницы "Турыст".
22. Однако в музеях историческое название государства всё-таки сохраняется (см.). Есть и свой мини-культ, впрочем, скромный, неагрессивный и вполне уважительный - бывшего руководителя БССР и партизанского командира, Героя Советского Союза Петра Машерова. Ещё, в этой же опере, нужно отметить повсеместное почитание партизан и партизанского прошлого Белоруссии в войну - множество памятников, целый этаж в музее В.О.В., большое количество улиц честь белорусских партизан.
23. В музее Великой Отечественной войны даже есть специальный зал, посвящённый Машерову. А партизанам даже отведён отдельный этаж.
24. Ещё одна белорусская примета, которой вообще нет ни в России, ни на Украине - призывы покупать (потреблять) своё, местное, белорусское. Они отражаются даже в плакатном творчестве на улицах.
25. А в супермаркетах есть целые полки с белорусскими товарами, отмеченные специальным надписями, обычно зелёными. Как правило, если стоит товар одного класса, но из других стран и белоруссский рядом, то местный примерно на 30-35% дешевле. В общем, я так понял, что тут это целенаправленная государственная политика. Эта черта - государственная пропаганда внутренних, местных продуктов и внутреннего потребления - тоже роднит Белоруссию с Южной Кореей.
26. Тем не менее, кафешная и торговая инфраструктура здесь развита заметно ниже, чем в России и на Украине и при этом - большая доля государственных заведений. Везде в кафе стоит шильдик, какая там наценочная категория - поэтому можно заранее спрогнозировать, сколько примерно ты отдашь за обед.
Хаотичных вывесок практически нет - опять же, чувствуется жестокий государственный контроль за их эстетикой и размещением. Думаю, что тут в принципе предпринимателям живётся нелегко - их, скорей всего, трахают во много дыр по многим параметрам и коммерческой свободы неизмеримо меньше, чем у славянских соседей.
Вот стиль размещения вывески, используя арку (подобный приём очень частый). Просп. Независимости.
27. Ещё два примера. Обратите внимание, что торговцев трахают также и на предмет цветового соответствия со зданием.
28. Есть тут и большие торговые площади и даже целые многоэтажные дворцы - как этот, под землёй, однако торговая насыщенность явно ниже, чем в России. Нужно также отметить меньший ассортимент (впрочем, это явно увязывается с "южнокорейской" политикой "преимущественно потребляем своё"). Наверное, это у нас бы многим не понравилось. Впрочем, всякие гаджеты тут тоже есть.
Что ещё я тут не встретил из привычного?
а) бомжей (только дважды за всё время)
б) сетей псевдояпонской еды (суши-роллы и т.д.)
в) неформальной молодёжи - скажем, проколотой или панковской
г) зеркальных фотокамер на прохожих (ни разу)
д) хаотичных киосков, и вообще - хаотичной торговли
е) гастарбайтеров.
Усреднённость людей гораздо более высокая, чем у нас сейчас, и практически нет кричащей роскоши. Бутиков тоже очень мало, в центре довольно много обычных магазинов и заведений. Больше детей и мам с колясками, особенно маленьких.
29. Почти нет неформалов, зато есть гопники, слоняющиеся группами, и немало. Я их встречал несколько раз, как на окраинах, так и в самом центре.
30. Деньги тут крайне странные и очень неудобные - пожалуй, самые неудобные из всех валют, которыми мне приходилось пользоваться за лет пять. Курс белорусского рубля - 1:93, монет нет, а купюры, которые отличаются по номиналу в 1000 (!) раз, могут быть похожи друг на друга и цветом и размером. Спутать очень легко. В общем, кошмар. И счёт на десятки-сотни тысяч - я с трудом привыкал к этому. Хотя и у нас были времена, с такими масштабами цен.
31. Ещё чувствуется некоторая примесь католиков и вообще, католического влияния. Впрочем, исторически это вполне объяснимо.
Пл.Независимости, плакат: тут будет поставлен памятник папе Иоанну Павлу II.
В общем, особенностей в Белоруссии много, если смотреть внимательным взглядом. Даже очень много. Вроде всё похоже, и одновременно - очень даже непохоже. Так что очень хорошо, что я посетил и столицу. "Лучше один раз увидеть, чем много раз услышать."
Тем более что в "обьективности" разных вещателей из СМИ сомневаться не приходится - лапшу-то вешать везде умеют.
Продолжение следует.
Journal information