Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Categories:

Der totalitäre Ring, часть 25. Венское метро - старое и новое

Венское метро сравнительно молодое - открытие состоялось только в 1976 году.
Со стороны это кажется очень странным, ведь транспортная система имперской столицы начала формироваться ещё в конце XIX века, но так уж распорядилась история. Ещё в 1898 году в Вене открылась система линий Dampfstadtbahn и активно развивалась 20 лет - до 1918 года. Однако потом Австро-Венгрию угораздило проиграть войну и огромный многонациональный город, второй в Европе после Лондона (2,1 млн. населения в 1914) оказался в положении акулы, выброшенной на берег и задыхающейся от недостатка воздуха. Соответственно, деградировала и транспортная система. Развиваться (в более дешёвом неимперском варианте) она начала только в конце 1930-х, а затем - в начале 1950-х. Сейчас в Вене живёт 1,7 млн. населения и это считается большим прогрессом - ещё 25 лет назад было 1,2 млн., 55% от уровня 1914 года. Основной приток населения пришёлся на годы распада Югославии и её натовской бомбёжки в 1992-99 гг.
В конце 1960-х было принято решение радикально перестроить транспортную систему и создавать "новое" метро. В него составной частью включили некоторые фрагменты старой имперской Dampfstadtbahn, а также участок скоростного трамвая и посему оно имеет, кроме современных станций, премиленькие павильоны 100-летней давности в стиле модерн и совершенно потрясные исторические участки типа эстакады линии U6. "Новое" метро в Вене активно строилось в 1980-е - 1990-е годы и тогда же сложился основной костяк линий. Их пять - от U1 до U6, линии U5 не существует. На них 95 станций. Метро в основном проходит близко к поверхности, а часто выходит и наружу - то есть, строится очень экономно.

Стиль "нового" венского метро. Выход со станции метро Westbahnhof



1. Яркий пример "прогрессивного" стиля конца 70-х - начала 80-х: оформление станции Westbahnhof.


2. Карлсплац: чёрная станция, фиолетовые в крапинку колонны и стены. Довольно неуютно на ней, такое было моё субьективное ощущение.


3. Квадратно-зелёные колонны станции Ландштрассе. Вообще, 80-е годы характеризуются упором на дешевизну и предельную функциональность. Часто кажется, что ты находишься внутри электрочайника или тефлоновой сковородки различных моделей.


4. Вечером, пассажиры в венском метро.


5. А вот - полная противоположность станциям-"электрочайникам": станция Штадтпарк старой имперской Dampfstadtbahn, интегрированная в "новое" метро. Тут суровое сердце ретрограда оттаивает: хочется целовать женщин, дарить им большие георгины, наслаждаться ярким солнцем и украдкой пить из фляги абсент, погружаясь в беззаботную нирванну бель-эпок.
Ну что, давайте спустимся вниз?


6. Лесенка вниз, на станцию.


7. Интерьеры станции Штадтпарк.


8. Нам - туда, в эту дыру.


9. Вот и наш поезд прибывает! Сейчас поедем из модерна в тефлоновую сковородку...


10. Внутри вагона линии U4.


11. Я обещал вам тефлоновую сковородку? Вот, пожалуйста, станция Donauinsel на U1 (1982 г.). Она находится аккурат на метромосту через Дунай (мост Райхсбрюкке). Пойдешь прямо - придешь в "город ООН", пойдёшь обратно - попадешь на Дунайский остров, тонкий и длинный, как змея.


12. Выходим наружу и идём по пешеходной дорожке моста, назад - к Дунайскому острову. Именно тут я сфотографировал серп и молот, показанный мною в части 20 цикла. Росписей на мосту много, вообще-то. А на обратном пути оказалось, что и с другой стороны какой-то заботливый коммунист пометил мост серпом и молотом, но уже иным художественным образом.


13. Мост Райхсбрюкке - главный венский мост через Дунай и Новый Дунай, по которому проложено и метро U1. История у этого места, кстати непростая: это уже третий мост на этом месте. Первый раз тут построили мост в 1876 году (Кронпринц-Рудольф-брюкке). В 1934 году, когда был разгар Великой Депрессии, решили занять население строительством нового моста - старый имперский мост демонтировали, а к 1937 году построили второй. Затем в 1945 году этот мост оказался единственным целым венским мостом через Дунай, и Красная Армия внезапным броском захватила его целым и невредимым, успев нейтрализовать подрывные команды вермахта. В 1946 году его наименовали Красноармейским (Brücke der Roten Armee).
После войны он простоял 30 лет, а в 4.30 утра 1 августа 1976 г. грандиозно обрушился в Дунай, убив одного человека, повредив три проходящих под ним судна и парализовав транспортное сообщение Вены. К счастью, обрушение произошло под утро, когда поток был минимален, поэтому жертва была только одна (водитель грузовика). Если бы обрушился днём - их было бы сотни. Ошеломлённые австрияки быстро опомнились и начали срочно строить новый, третий мост (построили в 1980) - который вы и видите на фото.


14. И снова модерновый павильон, оставшийся от имперской Dampfstadtbahn - станция Фриденсбрюкке.


15. Вход на станцию Фриденсбрюкке - классика модерна! И мечта ретрограда :-)


Ну что же, а теперь перейдём к линии U6 - а точней, к эстакадному участку в районе Шпителлау, который отсюда тянется довольно далеко на восток.

16. Вдалеке виден арочный виадук 1898 года, оставшийся от венской системы Dampfstadtbahn. Тут хорошо чувствуется дух Империи, несмотря на внедрённые кое-где стеклушки 1980-х.


17. Он же, вид сверху. Поднявшись ещё выше, я не смог удержаться от восторженного восклицания: "Грандиозно! Кругобайкалка в центре европейского мегаполиса!"


18. Вход на узел Шпителлау: видно разные транспортные эмблемы (ж/д, метро и S-bahn). А вдали маячит труба котельной старины Хундертвассера, я её показал в части 20.


19. Давайте поднимемся на этот виадук и выйдем на станцию Шпителлау линии U6.


20. Впереди нас ждёт редкое по колоритности зрелище - возможность проехать по большому куску старого венского штадтбана 1898 года постройки. Вот уже подходит метропоезд, больше похожий на трамвай. Линия U6 вообще "трамвайного" типа: контактный провод сверху и токоприёмники.


21. По пути - модерновые станции, многочисленные остатки старых путевых сооружений, панорама Вены - времени застройки преимущественно рубежа XIX-XX веков. Это полный крышеснос, друзиа! И я даже больше скажу - кто не проехал на U6 по имперскому штадтбану, тот не почувствовал дух Старой Вены эпохи модерн. Вот там он настоящий, без дураков - а не туристическая декорация.


На этой трассе я снял и пару видео. Одно, покороче, закачал в Ютуб - посмотрите (30 сек).


22. Узел U-bahn Вестбанхоф, наземный павильон. Рядом проходит и трамвай - в том числе и известный уже вам метро-трам №18.


23. Относительно билетов я сильно не заморачивался - купил в автомате 3-дневный билет на все виды транспорта, включая метро (13.60 евро). Разовая поездка там весьма дорогая, так что он быстро окупился.



Экспедиция "Der totalitäre Ring", полное содержание

Продолжение следует.
Tags: der totalitäre Ring, Вена, архитектура, железные дороги, уход в историю
Subscribe

promo periskop.su июль 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 87 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →