Перископ из глубин Тихого океана (periskop.su) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop.su

Category:

Der totalitäre Ring, часть 28. Печальная повесть о венских вокзалах

Архитектуру Вены я вам в предыдущей части показал, в виде разноплановой солянки, и вот теперь пришла пора рассказать о моём крупнейшем венском разочаровании. Я имею в виду вокзалы Вены. Дело в том, что Австро-Венгерская империя исторически создала немало настоящих шедевров в этой сфере. Там существовала мощная архитектурная школа, с традициями. Те, кто бывал в Праге или Львове, меня поймут. Пражский вокзал в стиле модерн я вам показал отдельной частью этого цикла, львовский (лембергский) вокзал - тоже выдающееся произведение. Логично было бы предположить, что уж в столице империи шедевры в этой области ещё "шедеврее", нежели чем в крупных городах - её бывших частях.
Однако всё оказалось с точностью до наоборот: современные венцы обошлись со стильным вокзальным наследием империи по-варварски, чему я был сильно удивлён. А вникнув в историю вопроса (немного позже), и вовсе оказался потрясен: исчезновение имперских вокзалов оказалось не воздействием Второй мировой, а как раз следствием послевоенного равнодушия, а то и презрительно-рыночного отношения к "отжившему". И это красавица-Вена, которая, казалось бы - образец стиля и бережного отношения к истории! Посему рекомендую внимательно почитать сей пост градозащитникам разных мастей, которые обычно восторженно тащатся от стандартов "просвещённой Европы" и негодуют на "совок" and "лапотную рашку" (которая, в отличие от, сумела сохранить многие десятки своих вокзальных шедевров - как в обеих столицах, так и в менее крупных городах на Транссибе, Урале или в Поволжье).
* * *
(сладеньким тоном доброго сказочника) Итак, было в славной столице империи кайзера Франца-Иосифа пять красивейших вокзалов... жили они себе, поживали, да добра наживали... и вдруг! налетели тучи со всех сторон, закрыли они красно солнышко... и всё внезапно переменилось...

Wien-Nordbahnhof. 1895



В имперской Вене образца 1914 г. было пять вокзалов, которые можно классифицировать именно как полноценные городские вокзалы в российском понимании: Южный - пара Südbahnhof и Ostbahnhof, Западный (им. кайзерин Элизабет) - Westbahnhof, Северный - Nordbahnhof, им. кайзера Франца-Иосифа - Franz-Josefs-Bahnhof, и несколько менее значимый проходной Центральный (Серединный) - Wien-Mitte. Остальные были тупиковые, конечные - подобно Киевскому в Москве или Московскому в Питере. Немецкая традиция несколько иная и может называть этим термином менее значимые сооружения: транзитные и даже мелкие станции в черте города, однако я буду придерживаться российской трактовки: городской вокзал - это базовый пункт отправления/прибытия поездов со всей соответствующей пассажирской инфраструктурой, связанный с транспортной сетью города.
Именно в таком порядке их я и посетил: на Южный - приехал из Праги, близ Западного - жил, Северный посетил перед Дунайскими районами, Франца-Иосифа - после флактурмов Аугартена, там недалеко, а Вену-Митте совместил с питием кофия в Штадтпарке. Совсем отдельное цельное время на все вокзалы разом я выделить не смог, как когда-то в Париже, поэтому посещал их по мере возможности, постепенно.

Давайте теперь кратко посмотрим каждый, по такой схеме - каким я его увидел, какой был при империи, что сделали с ним после войны. Содержательные уточнения/дополнения приветствуются, потому что немецкие тексты с первоисточников я в основном читал через он-лайн переводчика и допускаю, что кое-что мог не вполне безупречно интерпретировать. При уточнении будет хорошо, если вы сошлётесь на источник.

A. Südbahnhof, Южный вокзал.
[1846 (1.), 1874 (2.), 1957 (3.)]
Его можно сейчас интерпретировать как главный (Wien Hbf), каковым его и хотят сделать в обозримой перспективе, к 2014 году.

1. Таким я его увидел по приезде из Праги. Этот сарай - третий вокзал на этом месте, 1957 года постройки.


2. Вид сверху, с Арсенальной башни, на узел Южного вокзала. Как видите, тут уходит два направления - восточное (Венгрия, Хорватия, Румыния, Болгария) и Южное (Хорватия, Словения, Италия). Сейчас на этот узел замкнуто и прибытие с севера (Польша, Чехия).

(с) Viki

3. Вид на вокзал от трамвайной остановки.


4. Внутри зала.


Теперь - что было раньше на этом месте.
На месте вокзала Зюдбанхоф ранее располагались вокзал Глоггницер (Gloggnitzer Bahnhof, 1846), начальная точка Южной ж/д (Südbahn), и вокзал Раабер (Raaber Bahnhof), начальная точка Восточной ж/д (Ostbahn).

5. В 1874 на месте вокзала Глоггницер был построен новый, большой Южный вокзал. Фото 1875 г.


6. План центрального фасада (1873).


7. Поезд выходит из-под вокзального дебаркадера (1895).


8. Вид немного поближе (1895).


С 1874 по 1945 года Южный вокзал практически не изменился. Он обслуживал поезда на Любляну, Триест, Марибор, Каринтию, Восточный Тироль и Больцано. До 1914 года на Южном вокзале останавливался экспресс из Санкт-Петербурга в Канны, остатки линии от Вены до Канн продолжали работать до 1939 года. [viki]

9. Внутренний интерьер главного зала (1900).


10. Дебаркадер на 5 путей, 1874 (позже реконструирован на 6).


[...] Зюдбанхоф не сильно пострадал в годы Второй мировой войны — в него попало небольшое количество бомб, а также в апрельских сражениях 1945 года была разбита большая часть окон. Стальной каркас здания был практически не повреждён и работа возобновилась довольно быстро, хотя и была очевидна необходимость восстановительных работ. После войны было решено объединить два вокзала в единое здание [...]
Дальше пишут немножко стыдливо:
В духе времени 1950-х архитектуру эпохи грюндерства не считали отражающей образ современного города. Даже открытая в 1901 памятная доска от скульптора Л. Фишера, которая успешно перенесла войну, исчезла во время разборки вокзала. Конструкция 2-го южного вокзала демонтировалась начиная с начала 1956 г., разбиралась, перенумеровывалась по поручению ÖBB (австрийский ж/д) и использовалась при строительстве цехов депо Флорисдорф.

Так исчез имперский Южный вокзал, а вместо него был построен сарай, который вы видите на фото 1-4.

Ну что ж, идём дальше...

B. Westbahnhof, Западный вокзал или Kaiserin-Elisabeth-Bahnhof (до 1918).
[1858 (1.), 1951 (2.)]

11. Вот таким я его увидел. На месте вокзала сейчас "дырка" и стройка - вокзал 1951 года снесён, строится новый.


12. Остатки вокзала 1951 года (у платформ). Отсюда я отбыл на запад - в Зальцбург, а далее в Берхтесгаден и Мюнхен.


Так что же тут было до?

13. На этом месте в 1858 году был построен большой вокзал (репродукция 1875).


14. Центральный фасад (1888).


15. Площадь рядом с вокзалом (1899). Я жил в Вене в здании за левой границей кадра, метров 50-60 от улицы, а памятник на бульваре тоже был показан в одной из серий цикла.


16. Вокзал в 1945. Есть повреждения, конечно, но здание в общем было цело и в неизмеримо лучшем состоянии, чем какой-нибудь Петергоф-1944. Даже скульптуры совершенно нетронуты. В здании выгорели некоторые фрагменты, а также (от американской бомбардировки) обрушилась крыша центрального зала.


17. Тем не менее, австрийцы решают разрушить исторический Западный вокзал и выстроить современное здание. До 1949 года проводился конкурс, а потом было быстро выстроено, к ноябрю 1951 г., вот такое "миленькое" здание:


18. В вокзале версии 1951 г. от прежнего стояла статуя с кайзерин Елизаветой (Сисси), именем которой вокзал назывался много десятилетий. Однако сейчас я её не смог увидеть - видимо, демонтировали.


К началу 2000-х стало понятно, что этот сарай просто позорит город, решили и его демонтировать и начать строительство нового. Я как раз застал этот процесс в разгаре.

19. А вот что планируется построить на его месте, в окружении исторической застройки XIX - начала XX века.


С. Nordbahnhof, или Северный вокзал
[1838 (1.), 1865 (2.), 1959-2004 (3. Hochbahnstation), 2008 (4. neues Bahnhofsgebäude)]

Первый вокзал построили тут ещё в 1838-м, а второй, простоявший 90 лет - в 1865 году.
Когда-то этот вокзал был одним из главных в имперской Вене: отсюда шло сообщение в Краков, Прагу, Брюнн, Лемберг, Черновицы и другие восточные области Австро-Венгрии. Отсюда же в 1914 отбывали мобилизованные, здесь были торжественные проводы воинов. Когда в 1918 г. государственная граница прошла в 60 км от этого вокзала, он разом увял и лишился 90% пассажиропотока.

20. Таким я увидел нынешний Северный вокзал.


21. А это он же, сверху. Построен - в этом виде - всего лишь полтора года назад.


22. Вид вокзала, построенного в 1865 г. и простоявшего дольше всего - до 1955 г. (фото 1870).


23. То же самое, Nordbahnhof в 1908 г.


24. Вид привокзальной площади и Северный вокзал издали, 1905 г.


В 1945 г. этот вокзал тоже пострадал - сперва в марте 1945 г., от бомбы, потом артиллерией - от боя в апреле 1945 г. Тем не менее, несколько повреждённое, но целое историческое здание простояло до 1955 г., когда было разобрано. К решению разобрать его пришли после того, как западные границы Варшавского Договора закрылись (Чехословакия, Венгрия) и вокзал потерял своё межрегиональное значение. В 1959 г. на его месте был выстроен небольшой вокзал Praterstern, который к началу 1990-х превратился, как пишут, "в позорное пятно Вены", наполненное криминалом и бездомными. В 2004 его сносят и строят современное здание, показанное на фото 20-21.

D. Wien-Mitte, или Вена-Центральная - проходной вокзал на соединительной ветке с южной (тирольской) линии к Северному вокзалу и далее на восток. Через неё когда-то проходили транзитные поезда типа Триест - Прага.
[1859 (1.), 1899 (2.)]

25. Таким я увидел его. Сейчас тут тоже "дырка" и строительство нового.


26. А это - имперский транзитный вокзал Вена-Митте, фото 1905 г.


27. Что с ним сталось в 1945 г., и когда именно снесли здание 1899 г., точно я не нашёл; однако между 1962 и 1975 гг. строят вот такое здание, часть которого использовалась под вокзал, после того, как решили возобновить тут движение дальних поездов, а не только городской электрички S-Bahn.


28. А вот что хотят тут влепить. Это, кстати, центр Вены.


С проектом Вены-Митте было и есть очень непросто. В 1999 планировалась глобальная перестройка - новый вокзал плюс огромный бизнес-центр, причем проект высотного здания предусматривал высоту офисной башни 97 м. Однако как против этой башни, так и против плотной застройки исторического района новоделом (включая связанные с этим транспортные проблемы) решительно и настойчиво выступали венские градозащитники. ЮНЕСКО тоже ставила под сомнение необходимость этого проекта и его соответствие со статусом всемирного культурного наследия в списке ЮНЕСКО. В 2003 проект пересмотрели в сторону понижения, однако чуждое внедрение в венскую историческую застройку осталось, против чего протестуют и сейчас. Т.е. этот проект - что-то типа петербургского "Охта-центра", такое же раздражающее венцев вторжение "большого бабла" в историческую ткань города.

Наконец, переходим к заключительному вокзалу Вены.

E. Franz-Josefs-Bahnhof, или им. Кайзера Франца-Иосифа.
[1872 (1.), 1978 (2.)]

29. Я до последнего надеялся, что хотя бы один исторический вокзал в Вене сохранился. Ну не могут же они убить все свои вокзалы!
Оказалось, что вполне могут. Вот таким я увидел то, что стало на месте вокзала Франца-Иосифа - хаотическое нагромождение зданий и конструкций (а слева начинается знакомая вам котельная Шпителлау). Давайте попробуем туда подойди с фасадной, лицевой стороны.


30. Вот так выглядит "лицо" нового вокзала Франца-Иосифа (низ отдан вокзалу, середина и верх - невокзальным, коммерческим структурам).


31. А это историческое здание вокзала, простоявшее 102 года.


Несмотря на то, что вокзал Ф-Й был повреждён в апреле 1945 г., он - единственный из больших вокзалов города - сразу же начал работать на полную нагрузку непосредственно после окончания войны. Тем не менее, в течение 30 лет после войны он почти не ремонтировался и к середине 1970-х пришёл в запустение. Башни с часами обветшали, фасады тоже. И в 1974 г. сго сносят, как устаревший хлам, невыгодный для коммерческого использования. Новый вокзал построили в 1978 г., с основной идеей, чтобы было обеспечено как можно более прибыльное использование дорогой недвижимости в центре города, что и было сделано. Ну прямо Москва а-ля Лужков.

Подведём итоги.
1. Все имперские вокзалы Вены в 1945 г. были в удовлетворительном, восстанавливаемом, а то и в хорошем - как Южный - состоянии.
2. Все исторические вокзалы исчезли в период 1951 - 1974 гг. Все до одного, ни один не пощадили.

Таким варварским итогом, признаться, я был поражён.
Париж сохранил пять из шести своих действующих вокзалов в исторических зданиях (все, кроме Монпарнаса). Москва сохранила восемь - все, кроме Курского. Петербург сохранил четыре из пяти исторических зданий, кроме Финляндского, но и там кусочек сохранён. Сложно представить, чтобы такие знаковые шедевры эпохи модерн, как Витебский в Питере или Ярославский в Москве, можно снести. В Вене - это реально сделали.

Делаем выводы: крупные проблемы с историческим наследием есть и в "благополучнейших", на первый взгляд, процветающих городах Европы. Поэтому, выставляя как образец одни грани города (скажем, бережное сохранение трамвая), помните - в комплекте - и про уничтоженные ради бабла венские вокзалы эпохи Империи.

Исторические снимки собраны через ссылки по категории Википедии Bahnhof in Wien.


Экспедиция "Der totalitäre Ring", полное содержание

Продолжение следует.
Tags: der totalitäre Ring, Вена, архитектура, железные дороги, уроды
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo periskop.su july 3, 2020 16:25 33
Buy for 250 tokens
Меня несколько раз в неделю спрашивают, как там дела с "Путеводителем Транссиба" и движется ли процесс (особенно после нашествия коронавируса, который спутал очень многие планы). В этой записи постараюсь описать, что и как движется и обрисовать настоящее положение. Если помните, об окончании…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 154 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal